Пётр:
А вы можете послушать меня в подкасте:
Если хотите скачать этот подкаст, то кликните сюда.
Посмотреть в чёрно-белом фильме:
https://www.youtube.com/watch?v=3WkYe8_kXEk
Прочитать текст
Мой ответ Петру
Здравствуйте, Пётр (и все, все, все)!
Теперь ответ длинный.
Классификация мыслей
Вначале необходимо выделить три процесса мышления.
1. Полезное, намеренное мышление.
2. Вялое блуждание ума.
Это нормально.
Как говорил известный дзэн-мастер Сюнрю Судзуки: “Ум выделяет мысли, как желудок – пищеварительный сок. Не нужно бороться с этим – это бесполезно и вредно”.
Отпускание таких мыслей не составляет проблемы: вы просто замечаете их и они лопаются, как мыльные пузыри.
3. Навязчивые, прилипчивые мысли.
Чаще всего это неприятные воспоминания, тревоги о будущем и комбинации первого и второго. Они связаны со стрессом.
Проблема таких мыслей в том, что, во-первых, они заряжены сильными негативными чувствами, а во-вторых, мы отождествляемся с ними. Они, как водоворот, неумолимо засасывают нас в себя, и мы в них теряемся. В каком-то смысле мы настолько вовлекаемся в них, что сами становимся этими мыслями.
Хотя я назвал бы их “мысли-чувства”.
И вот именно с этими-то мыслями мы обычно хотим что-то непременно сделать: избавиться от них, отцепиться, отпустить.
И именно о них я и буду говорить дальше.
Отпустить нельзя
– Ой-ой, – заверещала девушка, – отпустите меня!
– Сама отпусти, дура, – спокойно ответили ей духи.
Разумеется, это вопрос формулировки, но я не думаю, что мы можем хоть что-нибудь отпустить в своём внутреннем мире.
Собственно, мне кажется, в этом и состоит основной секрет медитации – не держать.
Если во внутренней работе мы пытаемся заставить себя сделать что-то с усилием, то попадаем в замкнутый круг: внутри возникает феномен (мысль-чувство), за который сознание цепляется, но, пытаясь изо всех сил освободиться от него, самим этим “освободительным движением” оно создаёт ещё больше цепляния.
Что же тут делать, как выйти из порочного круга?
Я считаю, что лучший способ отпустить мысли, чувства или ощущения – это заметить их, когда они приходят, признать: “Да, я это переживаю сейчас”, – и, не осуждая, не вступая ни в какие препирательства со своим опытом, оставаться именно с этим опытом, как он переживается… и как он неминуемо (неминуемо!) меняется.
Само слово “цепляние” ассоциируется с остановкой, с невозможностью движения, но это ведь неправда, это иллюзия, ибо ничто не стоит на месте и даже та самая тревога, от которой мы пытаемся избавиться, не статична – она бегает по кругу.
И наша задача как раз и состоит в том, чтобы из этого круга вырваться.
Так вот, когда мы замечаем это автоматическое и абсолютно бесполезное верчение мыслей-чувств, мы самим актом замечания, внимания, осознания создаём более широкое внутреннее пространство.
Точнее, не создаём, а напоминаем себе о его существовании.
И в этом широком пространстве самосознания внутренние напряжения постепенно самоосвобождаются. Они просто тают, как снег весной, вам ничего не нужно делать с ними специально.
Разумеется, это гораздо легче сказать, чем сделать, потому что цепляние, отождествление с мыслями-чувствами происходит автоматически и без навыка этого широкого осознавания нам бывает сложно освободиться.
Что тут может помочь?
Собственно, сама формальная практика медитации.
Когда мы выделяем себе специальное время и пространство, когда садимся в специальную позу – это всё мы делаем специально, сознательно, то есть с намерением деавтоматизироваться. И это намерение создаёт основной контекст практики.
Поза
Я бы не пренебрегал важностью позы.
Я замечаю, что люди часто ассоциируют медитацию исключительно с работой ума, а между тем это работа всего нашего существа: тела-сознания.
Ещё раз повторю, что тревожат нас не просто мысли, а мысли-чувства, а чувства – это телесная реакция. Чувства – это химический процесс в нашей крови и прочих жидкостях.
Да и сама мысль тоже. Если вы говорите, что думаете головой, то позвольте вас спросить, а голова – это что такое? Это не тело, что ли? Ваш головной мозг – это разве не телесный орган? В нём разве не протекают такие же химические процессы, как и в других органах?
Но знаете, какую новость я должен вам сообщить?
Что думаете вы не только головой, но и кишками, и сердцем, и костями, и кожей, и всей нервной системой, пронизывающей каждую клетку вашего организма.
И тут не нужно никаких научных доказательств (хотя они и есть), достаточно обычного самонаблюдения, ибо от одних мыслей вас бросает в дрожь, от других ваше тело делается вялым, от третьих оно сотрясается в смехе, от четвёртых тоже трясётся, но уже в плаче. И что, вы мне скажете, что мысли находятся где-то отдельно от вашего тела? Вы смеётесь, что ли?
Но несмотря на такой, казалось бы, очевидный факт абсолютной неразрывности тела и ума, вновь и вновь я встречаюсь с этой идеей медитации как исключительно ментальной практики, которая происходит в каком-то непонятном абстрактном пространстве “ума”.
Должен признаться, что в первые годы своей практики я грешным делом тоже не очень понимал, чего такого важного в этой медитативной позе и меня раздражали дзэнские учителя, назойливо твердившие, что поза – это фундамент практики и что крайне необходимо её правильно выстроить.
“Далась им эта поза!” – думал я, находясь в отрыве от тела, в вакууме “чистого” мышления.
Думал-думал, пока до меня не дошло – до меня всего, а не только до ума. Пока я эту важность не пережил всеми костями и пульсациями.
Поза важна, ибо с одной стороны – с нижней – она нас заземляет и укореняет, а с другой, через вытягивание позвоночника вверх, создаёт переживание алертности, бдительности, пробуждённости и опоры на себя.
То есть плотный контакт с опорой сообщает нам устойчивость, что, в свою очередь, позволяет больше успокоиться и расслабиться, а выпрямленный позвоночник не даёт расслабиться настолько, чтобы впасть в дрёму. И это именно то искомое состояние баланса, которое важно для нас в формальной медитации.
Ещё раз повторю, что это состояние и тела, и сознания одновременно. И с тренировкой оно приходит всё быстрее и быстрее, вплоть до того, что стоит нам только сесть в эту позу – и мы обретаем нужный баланс. Я называю его “контейнер”.
И дальше мы можем свидетельствовать весь процесс, происходящий внутри “контейнера”, – в телесных ощущениях, чувствах, сменяющихся состояниях и мыслях. В этом базовом уравновешенном состоянии нам легче контактировать с потоком изменчивых переживаний, пребывать внутри него.
Этот “контейнер правильно выстроенной позы” сам по себе несколько успокаивает внутренние вихри, и если мы, приняв эту позу, больше уже ничего не делаем специально, то определённый уровень спокойствия постепенно приходит сам собой.
Это как если бы вы просто поставили стакан с водой на стол. Поначалу, когда вы наливали воду, держали стакан в руке, в нём было определённое движение, но когда вы его поставили, он обрёл твёрдую опору и если вы с ним ничего не делаете, то постепенно вода успокаивается сама.
Так вот, поза – это стакан, а сознание – вода. Позаботьтесь о стакане, с водой же ничего не нужно делать.
Разумеется, без привычки бывает трудно сидеть и ничего не делать, поэтому на первых порах большему успокоению могут помочь техники концентрации. То есть мы можем предложить себе какой-то объект, к которому внимание могло бы возвращаться, как к якорю.
И опять же хорошо, если он будет телесным: дыхание, сама поза, чувство опоры или часть тела с достаточно выраженными в ней ощущениями (руки, например).
К этому выбранному якорю мы и можем постоянно возвращать своё внимание, сколько бы раз оно ни отвлекалось.
Так, а что же с мыслями, что делать с ними?
Да ничего!
Просто замечать и ничего с ними не делать.
Если вы увязаете в них, погружаетесь, то в момент обнаружения своей погружённости признайте это и посмотрите, что произойдёт дальше. Что будет следующим.
Всегда есть что-то следующее – хотя бы следующая мысль о том, что вы не можете освободиться от мыслей.
И в этом следующем вы можете либо мягко вернуть внимание к выбранному фокусу, либо продолжать сидеть и не делать ничего особенного – просто сидеть, просто быть в контакте с чем-то следующим, что придёт в ваше внимание само.
Но самое главное – быть в контакте с самим процессом осознавания. Тогда вы сможете замечать свои убеждения, верования, внутренние импульсы, надежды и страхи.
Именно последнее наиболее важно для практической жизни, ибо таким образом мы не просто тренируем фокусирование на объекте, а выстраиваем достаточно стабильное поле осознания, пространство осознавания, если хотите.
Ведь для того, чтобы научиться отпускать, нам, сначала нужно научиться замечать, что всё и так уходит, что всё находится в движении и вы в принципе ничего удержать не можете. Но это движение может происходить только в пространстве.
Пространство
Знаете, Виктор Франкл говорил, что между стимулом и нашей реакцией на него есть пространство. И в этом пространстве находится возможность выбора нашего ответа на стимул.
Когда к вам приходят непрошеные мысли, это стимул, и на этот стимул следует ваша незамедлительная реакция – другая мысль, борющаяся с первой.
И вот это и называется зацепиться. И чем больше вы пытаетесь от-цепиться, тем большее внутреннее напряжение и возмущение вы создаёте: ваш стакан трясётся и трясётся, вода волнуется и волнуется. И у вас нет пространства, нет зазора между стимулом в виде одной мысли и реакцией в виде другой.
Поэтому единственное, что тут можно сделать, – это осознать пространство вокруг этого комка мыслей-чувств. И быть этим пространством, и возвращаться и возвращаться к этому чуть более широкому, чем сами мысли-чувства, пространству осознавания. Постепенно, с практикой, оно будет расширяться и, глядишь, превратится в бесконечность, потому что оно и есть бесконечность.
А тело, его опора – контейнер, о котором я говорил выше, – окажет в этом процессе пространственного осознавания неоценимую поддержку.
По-степенно
Но, конечно, нам нужно набраться терпения.
Практика медитации – это не экспресс-курс по избавлению от проблем. Это ежедневная процедура встречи с собой, как мы есть, встречи с жизнью, как она есть. Это не практика достижения, это практика пребывания. Практика на всю жизнь, как умывание на всю жизнь, еда на всю жизнь, смена дня и ночи на всю жизнь, дыхание на всю жизнь.
Но в этой “встрече, как она есть”, разумеется, мы можем обнаруживать изменения, и чаще возвращаясь к качеству присутствия, мы сможем углублять переживание этого присутствия.
В медитации – во всяком случае, в том её виде, который практикую и преподаю я, – мы не ищем внутри себя какое-то прекрасное место, где могли бы спрятаться от мыслей, забот и тревог. Нет, такого места просто не существует.
Однако, поскольку мысли эфемерны, а тревоги преходящи, то постепенно, с практикой, мы начинаем замечать, что они становятся как будто более прозрачными и всё чаще появляются периоды, когда они не возникают вовсе. Со временем они естественным образом увядают сами собой. А то, что не увядает, мы начинаем видеть как не слишком интересное кино и просто позволяем ему прокручиваться.
Итог
В качестве итога хочу лишь сказать, что для умения отпускать что угодно – мысли, чувства, детей, мужей, жён, голубей, кораблики, воздушные шары… – нам нужно всего две характеристики:
2. Пространство, куда отпускать.
Эти две характеристики уже даны нам жизнью. Они присутствуют всегда. Нам же необходимо тренировать свою способность замечать их.
На всякий случай, здесь я рассказываю и показываю всё то же самое:
https://www.youtube.com/watch?v=3WkYe8_kXEk
Здесь только рассказываю, и ничего не показываю:
Если хотите скачать этот подкаст, то кликните сюда.
Что я ещё предлагаю от себя
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
Школа Будда в городе
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.
Подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
А если хотите сделать практику медитации повседневной полезной привычкой, присмотритесь к программе
90 дней
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!