– Св.Павел (1.Кор. 4:16)
– Св. Григорий Палама
-Вуди Ален
Как видно из приведённых цитат досточтимых святых отцов церкви, практика подражания Христу (Imitatio Christi) занимала, и я надеюсь, всё ещё занимает большое место в этой традиции. Особенно интенсивно эта идея развивалась в средние века, как в западной, так и восточных ветвях Христианства.
В этой идее нет никакой мании величия, нарциссизма или высокомерия. Для того чтобы подражать Христу нет необходимости устанавливать тоталитарную секту и вести себя как Мессия.
В первую очередь это этическая практика. Христос становится моральным горизонтом, к которому ты стремишься, полюсом, с которым ты регулярно сверяешь направление стрелки своего морального компаса.
В любой ситуации, где есть моральный вызов, где ты не уверен(а) как себя вести, нужно вспомнить Христа и задать себе вопрос: “Как бы поступил он в этой ситуации?”
Это практика!
Если, скажем, на улице группа крепких парней забрасывает проститутку каменьями, как поступил бы Христос – отвернулся и потихоньку прошёл бы мимо или предложил бы безгрешным героям и в него бросить камешек?
Причём, проститутку тут можно буквально не воспринимать, проститутку вполне можно апгрейдить до любого униженного в нашем обществе человека: бомжа, наркомана, гея, какого-нибудь не подходящего для наших широт окраса мигранта, женщину не только древней профессии, но и вообще любой профессии, да многих можно поставить на место проститутки, хоть собаку.
Камешек тоже может быть вполне символическим – он может прилететь из Фейсбука, например.
Или вот, скажем, в храме расположились торговцы. Небольшой сигаретный бизнес, свечной заводик, автомойку, там, приспособили, банкетный зал…
Как поступил бы Христос, узнай он о таком безобразии?
Взял бы гитарку и спел песню “Богородица Путина прогони”?
Ну, не знаю, не знаю. В известной книге написано, что он учинил погром в церкви. Эмоциональный был человек, не всегда мог сдержаться, ну и получил за это отнюдь не “двушечку”, а крест с гвоздями.
Если забыли как это было, то вот документальный фильм. Тут вам и погром и песня:
Только, помните, что подражание это не в превращении воды в вино и ходьбе по водной глади состоит, а именно в этическом выборе.
Если бы речь шла о чудесах, я бы, конечно, выбрал для подражания Кришну, который, как известно, любил расщеплять себя на множество подкришен, чтобы сподручней было развлекаться с целой толпой древнеиндийских доярок.
То есть, каждая доярка была обеспечена собственным уникальным и единственным Кришной, а Кришна, в свою очередь, не знал недостатка в доярках.
Чем плохо?
Но нет, нет… речь исключительно об этическом выборе!
-Кот учёный-цепной
Тем из нас, кому ближе учение и фигура Будды, можно посоветовать адаптировать эту полезную христианскую практику(Imitatio Christi), и во всех критических ситуациях притворяться Буддой.
Ведь, фактически, это всё та же Практика Осознанности, которую я тут из кожи вон лезу, как пропагандирую.
Есть ситуация. Ты осознал(а), что в ней находишься. Дальше следует выбор – как поступить: пойдёшь направо – одно потеряешь, налево – два потеряешь, прямо – всё потеряешь.
Задаёшь себе вопрос: “А как поступил бы Будда?”
И снимая с себя всякую ответственность, перекладывая её на могучие плечи Будды, делаешь так же… или не делаешь, но осознанно.
Ведь Будда-то – это же не каменный истукан, которому молиться надо, он живой, и не так далеко, как кажется на первый взгляд. Он прямо здесь – в твоём сознании.
Пробуждение происходит во всякий момент, когда ты принимаешь сознательное решение.
Будда – это не финальная точка после которой некуда больше идти, Будда – это моменты пробуждения! Все моменты, на протяжении всей жизни.
Ну…, я так думаю.
В любой момент внутренней ясности – ты моментально становишься Буддой, однако, это не значит, что ты сразу же зафиксировался и окопался на достигнутых позициях, ибо река жизни течёт и меняется каждое мгновение.
В следующий момент опять надо толкать себя в бок, будить, говорить себе: “Давай, вставай, просыпайся”… и делать новый выбор.
Раз уж я тут начал с братьев христиан, то приведу ещё одну подходящую цитату из столпов церкви:
– Св. Григорий Нисский
Это я чтобы подкрепить свои легковесные слова давно умершими авторитетами. Мёртвым-то мы обычно больше доверяем, чем живым. С ними как-то безопаснее – с мертвецами-то.
Однако, если вы прожженный прагматик и рационалист и Христос и Будда кажутся вам слишком далёкими, мифологическими, и заезженными догматическими религиями фигурами, то существуют ведь и фигуры поближе и пореальнее.
Кто является для вас моральным авторитетом: Ганди, Альберт Швейцер, Лев Толстой, Пётр Кропоткин, Генри Торо, Мартин Лютер Кинг, Манделла, Мать Тереза, Далай Лама, Андрей Сахаров, дядя Коля из соседнего подъезда…? Выберете себе подходящего.
Спросите себя, как поступил бы этот человек и сверьте свой путь. Такой вот компас.
А мне, вот, Будда Гаутама нравится, ну и Винни Пух ещё.
На фотографии:
– С любовью, твоя Белка!
Практика:
“А как поступил бы Будда, что бы он выбрал, в какую сторону пошёл бы?”
И идите в ту же сторону.
Но очень осознанно – до следующей развилки.
Помня при этом, что вы всего-лишь человек, и выбор ваш никогда не будет идеальным, и никто не застрахован от ошибок, даже Будда.
А в завершении послушайте хорошую песню, как раз в нашу тему, известной фолк певицы Holly Near в исполнении группы The Klezmatics.
Слова у песни тоже замечательные. Я сам не очеь люблю подстрочный перевод, но в этот раз не хватило мне поэтического чувства, поэтому перевёл как смог, если у вас появятся свои переводы, пишите, буду рад разнообразию вариантов.
Я не боюсь твоего Яхве
Я не боюсь твоего Аллаха
Я не боюсь твоего Иисуса
Я боюсь того,
что ты делаешь именем Бога своего.
Я не боюсь твоих церквей
Я не боюсь твоих храмов
Я не боюсь твоих молитв
Я боюсь того,
что ты делаешь именем Бога своего.
Поднимись к своей высшей силе
Освободись от страха, и она поглотит тебя
Наблюдай своё его сейчас,
те, кто говорят, что знают про это
обязательно впарят это тебе .
Я не боюсь твоего Яхве
Я не боюсь твоего Аллаха
Я не боюсь твоего Иисуса
Я боюсь того,
что ты делаешь именем Бога своего.
Я не боюсь твоих церквей
Я не боюсь твоих храмов
Я не боюсь твоих молитв
Я боюсь того,
что ты делаешь именем Бога своего.
Поднимись, и узри /найди/ узнай/ услышь высокую историю
Освободись от богов войны и славы
Берегись чистилища
Дух ветра не убьёт греха и сатаны
Я не боюсь твоей Библии
Я не боюсь твоей Торы
Я не боюсь твоего Корана
Не позволяй букве закона
затемнить дух твоей любви – это убивает нас.
Я не боюсь ваших денег
Я не боюсь ваших границ
Я не боюсь вашего выбора
Я не боюсь ваших Воскресений
Я не боюсь ваших Суббот
Я не боюсь ваших учителей
Я не боюсь ваших танцев
Я не боюсь вашей музыки
Я не боюсь ваших детей
Я боюсь того,
что ты делаешь именем Бога своего.
I ain’t afraid of your Yahweh
I ain’t afraid of your Allah
I ain’t afraid of your Jesus
I’m afraid of what you do in the name of your god
I ain’t afraid of your churches
I ain’t afraid of your temples
I ain’t afraid of your praying
I’m afraid of what you do in the name of your god
Verse
Rise up to your higher power
Free up from fear, it will devour you
Watch out for the ego of the hour
The ones who say they know it
Are the ones who will impose it on you
Chorus
Verse
Rise up, and see a higher story
Free up from the gods of war and glory
Watch out for the threats of purgatory
The spirit of the wind wont make a killing off of sin and satan
I aint afraid of your Bible
I aint afraid of your Torah
I aint afraid of your Koran
Dont let the letter of the law
Obscure the spirit of your love it’s killing us
I aint afraid of your money
I aint afraid of your borders
I aint afraid of your choices
I aint afraid of your Sunday
I aint afraid of your Sabbath
I aint afraid of your teachers
I aint afraid of your dances
I aint afraid of your music
I aint afraid of your children
I’m afraid of what you do in the name of your god
P.S. Статьи на ту же тему:
Почему я секулярный буддист, или наш с Буддой ответ господину Маре.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший (выбор Будды, например).
А теперь идите и медитируйте!