или
Гигиена ума как выживательная необходимость
“Большинство неврозов и некоторые психозы происходят из нездоровой привычки ежедневного погружения в проблемы и грехи пяти миллиардов незнакомцев”.
-Роберт Хайнлайн, “Чужак в чужом краю”
Почему Практика Осознанности?
Весной я беседовал с корреспондентом журнала “Афиша”, и он спросил меня, почему Практика Осознанности (mindfulness) приобретает такое распространение в мире именно сейчас.
Я ответил, что, по моему мнению, ситуация просто созрела.
Есть несколько формальных причин, которые сложившись вместе породили результат.
Молодые хиппи, отправившиеся в 60-70-е годы прошлого столетия в поисках смысла жизни на Восток, нашедшие там практику медитации, и принесшие её домой – на Запад, давно уже не молоды и давно не хиппи. Они теперь уважаемые члены общества, воспитавшие пару поколений западных медитаторов. И для этих поколений медитация не является чем-то экзотичным, для многих из них она стала такой же естественной частью здорового образа жизни, как бег трусцой или питание органическими продуктами.
Ещё один немаловажный фактор – это серьёзная наука, наконец заинтересовавшаяся медитацией. Особенно нейронаука, которая за последние десять лет совершила за счёт новых технологий скачок в своём развитии.
Можно привести ещё несколько важных факторов, из которых сложилась ситуация: свободный обмен информацией, глобализация жизни, доступные путешествия…
Но в целом получилось, что мир просто созрел для широкого использования Практики Осознанности. Чтобы её начали применять в психотерапии, в обучении школьников, бизнесменов, врачей, чиновников, полицейских, солдат.
Если вы не в курсе, то всё это уже происходит, ширится и распространяется.
Но на вопрос “Почему?” можно ведь двумя способами ответить.
А второе – это, скорее, для чего? Зачем? Почему оно необходимо именно сейчас, какие функции выполняет в современном мире?
Вот и в нашем случае можно ответить, что человечество сейчас остро нуждается в практиках снижения повседневного стресса, регуляции эмоций, в практиках контроля реактивного и обсессивного поведения.
И Практика Осознанности приходит тут на помощь.
Однако сейчас я хочу остановиться всего лишь на одном аспекте ответа на вопрос: “Для чего может пригодиться Практика Осознанности?”.
Новая реальность
В мае я проводил ритрит в Черногории.
Ритрит был мягкий-отдыхательный. Я не зверствовал и жёстких ограничительных правил не вводил. В том числе и на взаимодействие с информацией. Советовал лишь относиться к ней повнимательней.
Поэтому все смартфоны, компьютеры, планшеты оставались доступными медитаторам и выключались только на время формальной практики.
И вот, как только формальная медитация заканчивалась, а медитировать мы старались в красивых природных и исторических местах, тут же из кобуры выхватывались смартфоны, все красивые места снизу доверху обфотографировывались, снимки незамедлительно выкладывались в соцсети, и весь мир с облегчением узнавал, что мы помедитировали на очередной священной горе.
Я глядел на этот разгул общественной открытости и во мне боролись закоренелый консерватор, не привыкший к фетишистским оргиям, и либертарианец, бормочущий себе под нос, что каждый, мол, вправе распоряжаться своим вниманием как хочет, а потому любые частные извращения допустимы. Лишь бы эти фотографы не слишком настойчиво тыкали объективами в мою нежную плоть.
То есть либертарианец в споре обычно побеждал, но в те моменты я всё отчётливее понимал, насколько сильно изменилась наша реальность за последние пять лет.
Сахар
Недавно мне пришла в голову одна аналогия.
Вы знаете, что сахар оказывает очень интенсивное энергетическое влияние на человеческий организм. На весь в целом и на мозг в частности.
Причём организм за все предшествующие тысячелетия эволюционного развития приспособился к тому, что сахар хотя и необходим, но достаётся его чрезвычайно мало, а посему, если в поле видимости появляется что-то сладкое, это обязательно нужно добыть и тут же употребить, чтобы добро не пропало.
Мёд, фрукты, ягоды – всё это надо было съедать незамедлительно по причине дефицита и скорой порчи.
Шли века, а предприимчивый Homo sapiens, или, точнее, Homo-сладострастный, всё это время учился добывать сахар. Учился, учился и научился! Стал он его добывать много, рафинировать и добавлять всюду, куда могла только дотянуться его сладострастная лапа.
А дотягивается она теперь действительно куда угодно.
В результате нам приходится уже не разыскивать сахар, а, наоборот, прятаться от него.
С большим трудом нам теперь приходится добывать продукты, где нет сахара, чтобы как-то поздоровее выглядеть и получше себя чувствовать.
Но сахар нас находит и… ударяет в голову!
Информация
В течение миллионов лет нашим предкам, включая всяких инфузорий и туфелек, была жизненно необходима информация.
В первую очередь, чтобы не попасть на зуб какому-то другому предку, во вторую – чтобы и на свой зуб что-то положить. Желательно что-нибудь сладкое.
Предкам приходилось непрерывно сканировать окружающую среду, вынюхивать, высматривать и, вообще, быть начеку.
Осведомлённость о том, что происходит вокруг, была жизненно необходима. И это заставляло нас собирать информацию тщательнее, отбирать её точнее, ну и вообще, желательно, чтобы её было побольше.
В итоге на сегодняшний день получилось так же, как и с сахаром.
“Вокруг” для нас уже означает не просто “на моей полянке”, вокруг – это на планете Земля и ещё дальше.
Что там у нас с чёрными дырами? А с темной материей?
Много ещё у нас во Вселенной незаполненных дыр осталось и всякой неясной материи. Надо бы заполнить и прояснить!
А между тем организм у нас тот же, что и тысячи лет назад, и сахару ему требуется ровно столько же, сколько и тогда… и информации, и прочей тёмной материи.
Мозг и сердце за время последних пары десятков тысячелетий не претерпели больших изменений, а следовательно, способности к перевариванию и усвоению как сахара, так и информации у нас остались те же, что и тысячи лет назад.
И теперь всякие нехорошие заболевания у нас возникают как от обилия сахара, так и от обилия информации.
Помните цитату из Хайнлайна в эпиграфе:
Плюс-минус пара миллиардов не играет большой роли. Хайнлайн в 50-е годы в самых смелых своих фантазиях не мог предполагать, что мы окажемся такими охочими до размножения.
Тем не менее факт остаётся фактом: наша деревня расширилась до размеров земного шара, и мы оказались заложниками противоречивых механизмов и программ нашей психики.
Одна программа страстно нашёптывает мне в левое ухо, что я должен знать всё, что происходит в моей деревне и сопереживать каждому её жителю. Другая живёт в правом ухе и называется здравым смыслом. Она холодно напоминает мне, что я понятия не имею, кто все эти люди, собравшиеся в моей деревне, и как их зовут.
Из этих противоречий в нашем восприятии мира, мышлении и поведении возникают причудливые конфигурации. Мы зачастую плотно отгораживаемся от физически близких к нам людей, например, даже не зная как зовут соседей по лестничной площадке, но внутренне объединяемся с людьми, которые просто часто появляются на экране телевизора. Герои сериалов так и вообще наша ближайшая родня.
Оно и понятно, люди из телевизора менее опасны чем соседи – мы можем их контролировать с помощью пульта управления. Переключил канал – и нет человека – как удобно! А для соседа пульта управления пока не изобрели, поэтому с ним надо либо налаживать какой-то живой контакт, либо делать вид, что его не существует в природе.
В общем, с помощью технологий мы загнали себя в довольно невротичную ситуацию.
Что же делать?
На мой взгляд, ответ очевиден.
Диета
Пока мы не научились вставлять в голову сменные карты памяти, пока не научились подключать мозг напрямую к интернету… короче, пока не произошла некая радикальная перестройка всей нашей структуры и мы не превратились в киборгов, нам необходима информационная диета.
В этой диете я вижу всего три основных правила:
Во-вторых, фильтровать информацию – не питаться мусором, отходами и ядами.
В-третьих, тщательно разжёвывать информацию и давать себе время на её переваривание, усваивание.
Зависимость
И здесь как ничто другое помогает Практика Осознанности. Вот почему этот инструмент становится таким популярным в нынешнее время. Он теперь просто жизненно необходим.
Ведь что нас цепляет и подсаживает как на сахар, так и на любой другой джанк фуд?
Неосознанные программы!
С информацией то же самое: нечто цепляет меня эмоционально. Сильнее всего цепляют, конечно, темы связанные с выживанием.
Секс и как его развитие – гендерные отношения, романтическая любовь, тема ЛГБТ.
Деньги – как ресурс выживания.
Власть и её воплощение в политике и бизнесе.
Фотографии аппетитных блюд сейчас тоже очень популярны в инстаграме, а по телевизору – программы, в которых еду готовят.
Но младенцы и их ассоциативные представители – котики, разумеется, бьют все вышеперечисленные темы, ибо жизнь побеждает смерть.
Так как же это работает?
- Информация входит в меня через, “двери восприятия”, извините за выражение.
- Тут же автоматически связывается с моим прежним опытом, а через него – с убеждениями, ценностями.
- Тут же убеждения оценивают эту информацию как позитивную (полезную), негативную (опасную) или нейтральную.
- Тут же возникает эмоциональная реакция, проявляющаяся в телесных ощущениях: приятных, неприятных, нейтральных – и в зависимости от силы ощущений мы эмоционально цепляемся, приклеиваемся к этой информации, отождествляемся со своей реакцией.
И получается, что я подсаживаюсь на информацию. Точнее, на те чувства, тот внутренний химический коктейль, который выбрасывается мне в кровь в ответ на информацию.
Причём не очень важно, приятные это чувства или неприятные. Часто на неприятные мы можем подсаживаться сильнее, потому что они связаны с опасностью, а на опасность мы реагируем активнее, чем на удовлетворение.
С точки зрения нашего предка это логично: если я сегодня не достану морковку, у меня есть запас времени в несколько дней, а вот если я не отскочу от щёлкающих над головой зубов прямо сейчас, то никакой морковки в моей жизни больше не случится.
Конечно, я тут сильно упрощаю, но фактически любая зависимость строится более-менее по одной схеме. Не важно, вызывают ли зависимость вещества поступающие в организм извне (героин, никотин, кофеин, сахароза), или они вырабатываются самим организмом (адреналин, дофамин, окситоцин). В любом случае все уже находящиеся в организме вещества являются по определению внутренними.
Да и вообще не существует никакого жёсткого, раз и навсегда определённого разделения на внутреннее и внешнее, на организм и окружающую среду. Всё это единый процесс непрерывного обмена веществ.
В какой момент, к примеру, внешний по отношению ко мне чай становится внутренним? В тот момент, когда попадает мне в рот? В желудок, в мочевой пузырь? Или когда я вдыхаю его аромат? А может быть, когда китайская девственница своими нежными пальчиками срывает листик с куста? А может быть?..
Вопросы, в общем, неочевидные, если в них вдуматься.
Черта, где мы проводим границу между собой и не собой, всегда зависит от контекста.
Две диеты
Но я отвлёкся. Возвращаемся к информации и осознанной работе с ней.
Какой должна быть информационная диета?
Я считаю, что для простоты мы можем продолжать следовать аналогии с едой обычной.
В диетологии я вижу два больших подхода.
Второй идёт от ощущений и старается развивать у человека чувствительность, так чтобы организм сам определял и решал, что для него сейчас будет полезно, а что нет.
Вы, наверное, уже поняли, к чему я клоню.
Я люблю второй подход во всём: в выборе еды, мест жительства, видов работы, круга общения… и, конечно, в выборе информации.
Первый подход, как я его вижу, предназначен для людей не слишком доверяющих себе и жизни вообще.
Им нужно, чтобы кто-то авторитетно объяснил, что вредно, а что полезно. На чьей стороне правда. Где добро, а где зло. Кто друг, а кто враг.
И чтобы не было никаких неясностей и шатаний.
“Дайте мне подходящую духовную скрепу, чтобы я не падал”, – обычно говорят эти люди. А если не говорят, то думают.
Но недостатки такого подхода очевидны: жизнь-то изменчива, и сегодняшний враг завтра может оказаться другом, вчерашний бог – демоном, а благодетель и отец народов – кровожадным маньяком.
Да что там говорить, если даже яйца ненадёжны!
Двадцать лет назад яйца считались полными холестерина и прочей отравы, разрушающей наш и без того хрупкий организм, а сейчас, пожалте вам – яйца полностью реабилитированы и восстановлены в правах полезного диетического продукта.
Но никто ведь не гарантирует, что ещё через пять лет, яйца снова не обвинят в подрыве здоровья нации, а птицеводов не начнут сажать как врагов народа.
То есть, какими бы научно обоснованными ни были подходы к диете, они предполагают большУю степень обобщения. А мы, люди, – разные. Какие-нибудь северные юкагиры поколениями питались жиром морских котиков и прекрасно обходились без лимонов, обладая при этом завидным сибирским здоровьем в течение всех долгих тридцати ночей своей жизни.
А в Индии всё наоборот – там коров не едят.
А теперь у нас что?
Теперь у нас всё смешалось в нашем общем доме. Мы живём везде, и на нашем столе израильские авокадо встречаются с яйцами австралийских страусов и испанских быков.
И кто тут теперь может мне сказать, что вредно а что полезно? Где та скрепка, которая всё это скрепит?
А с информацией что?
Не буду больше разжёвывать и объяснять, какие яйца встречаются у нас на рабочем столе компьютера. Каждому теперь надо самому попробовать всю информацию на вкус и определить для себя меню, помня три золотых правила:
- Меньше потреблять.
- Фильтровать и не травить себя информационными отбросами.
- Тщательно разжёвывать (обдумывать, обчувствовывать) информацию и давать себе время на её усваивание, не забрасывая всё новую и новую.
Нет, пожалуй, я от вас так просто не отстану. Как человек обстоятельный и занудный, таки разжую как следует все пункты.
Меньше потреблять
С этим понятно. Надо выходить из-за стола с чувством лёгкого голода, вне зависимости от того, сколько на столе осталось всякого вкусного.
Неумолимым железным пальцем отключать девайсы, выходить из интернета.
Как уже было сказано выше, здесь помогает Практика Осознанности. Если вы внимательны к сигналам своего организма, то не пропустите момента насыщения – ни едой ни информацией.
А повысить мотивацию помогут ваши ценности и глубокие смыслы жизни.
Нужно чаще задавать себе вопрос, что для меня важнее: заглянуть к ребёнку в комнату, или в новостную ленту; поговорить с женой (мужем) или настрочить сообщение в “фейсбуке”; прогуляться у моря или по новостным сайтам?
У “фейсбука” есть полезное свойство – он никуда не убежит и подождёт вас. И человек, с которым вы переписываетесь, подождёт в большинстве случаев. Можно ведь написать: “Извини, сейчас занят, подробно отвечу завтра”. Большинство адекватных людей поймёт вас, и обижаться не станет, а те, кто станут, вызовут дополнительные вопросы о ценности такого рода отношений.
Жена же не имеет такого полезного “фейсбучного” свойства, она запросто может убежать, если с ней не разговаривать, не заглядывать ей в глаза и не трогать её рукой.
Фильтровать информацию
С этим пунктом немного сложнее.
Что для меня является полезным, а что вредным? Конечно, во многом это зависит от привычек, воспитания, вкуса и прочих такого рода обусловленностей.
Но мне лично отделять плевелы от зерен помогает всё тот же трёхчастный алгоритм:
- почувствовать
- осознать
- действовать, исходя из своих ценностей и смыслов.
Почувствовать и осознать в первую очередь, какой отклик вызывает во мне та или иная информация. Какие эмоции? Как они телесно проявляются? Сердце у меня забилось сильнее? Комок к горлу подступил? Улыбка появилась?
А если улыбка, то какая? С привкусом горечи? Саркастичная? Мстительная? Добрая?
Неплохо бы учиться разбираться в оттенках своих чувств. А учиться мы этому можем, только внимательно всматриваясь в них.
Но умение свидетельствовать и ясно различать свои чувства – это хоть и чрезвычайно важный навык, но для распознания полезного и вредного его мало.
Вторая часть – это опять работа с ценностями и смыслами.
Здесь важно задать себе вопросы:
Ведь в нас много всего намешано: и любовь и ненависть, и приятие и зависть, и доброта и злорадство, и ещё миллион противоречий, которые… и делают нас людьми.
Но если мы хотим быть людьми культурными, то есть, теми, кто культивируют себя, а не пускают на самотёк, нам необходимо принимать деятельное, сознательное участие в своём росте. Направлять его в нужную именно нам сторону.
Если представить себя в виде сада, то какие качества вы хотели бы взращивать в этом саду? Какими цветами любоваться в нём, какие плоды вкушать?
Если вы потратите время на поиск ответа на этот вопрос, то рано или поздно он обязательно придет, и вы поймёте, какой именно живой водой поливать ваш сад, чем удобрять, какие сорняки нужно выпалывать, и как оградить растения от посягательства бродящих вокруг сладострастных коз.
Ведь понятно же, что информация, в зависимости от содержания, может быть либо живой водой, питающей ваш сад, либо отравой.
Правда, здесь важно не впасть в излишнюю простоту.
Я вот терпеть не могу слово “позитив”.
Фиксация на “позитиве”, по моим наблюдениям, намертво отгораживает человека от глубины и сложности жизни, от её цельности, соединяющей все противоположности, от её тайны.
Впрочем, любая фиксация отгораживает. Например, фиксация на глубине и сложности.
Тут мы плавно подходим к третьему принципу.
Усваивание информации
В настоящее время существует несколько теорий происхождения человека разумного.
Антрополог Ричард Рэнгэм (Richard Wrangham), например, предполагает, что приматы постепенно превратились в людей, начав пользоваться огнём и готовя на нём пищу.
Эта гипотеза многое может объяснить в нашем стиле мышления, образе жизни и поведении.
Например, сквозь её призму мы можем посмотреть на метафоры, которыми описываем своё взаимодействие с информацией. Насколько часто они связаны с процессом еды.
Мы вгрызаемся в трудную задачу, раскусываем чьи-то недобрые намерения, разжёвываем информацию. Нам бывает трудно проглотить какую-то историю, и не менее сложно её переварить. Мы бываем сыты по горло чьими-то обещаниями, но любим жадно проглатывать страницу за страницей увлекательного романа. Иногда нас может тошнить от речей какого-то политика или даже тошно смотреть на его лицо.
Я уж не говорю, про то, что Штирлица часто рвало на родину, если он слишком низко склонялся над картой. Но Штирлиц был человек особенный, не в пример нам.
Надеюсь, идею мою вы уловили. Давайте продолжим это сопоставление информации с едой и спросим себя сперва, что, собственно, дало нам приготовление пищи на огне?
Оно дало нам культуру питания. А культура питания включает в себя
- выбор качественных продуктов,
- способы их приготовления,
- ритуалы поглощения
- и ритуалы усваивания.
Всё то же самое можно и нужно перенести на культуру информационного питания.
Выбор качественных продуктов
Нам необходимо развивать информационный вкус. Принюхиваться к информации, пробовать её на вкус, на зуб и выплёвывать, если окажется гадостью. Не нужно тащить в рот и тем более в мозг всякую гадость. А если уж затащили, то не надо проглатывать.
В общем, лучше избегать информационных junk food и fast food. Один вред от них. А иногда и два.
Способы приготовления
Сейчас практически каждый является не только едоком информации, но и кормильцем. Каждый сам себе информационное агентство. Поэтому важно не только, что вы говорите в блоге или в соцсетях, но и как вы это делаете.
Можете ли вы подать к столу не мешок немытой картошки, а превратить предлагаемую вами информацию во вкусное, здоровое, красивое и даже изысканное блюдо?
Конечно, кулинарному искусству нужно учиться, но можно ведь и простую еду подать так, что одно загляденье… а второе – объедение. Вот бабушка моя как картошку жарила! А казалось бы –всего лишь картошка.
И тут мы переходим к ритуальным услугам самим себе.
Ритуалы питания
Ричард Рэнгэм считает, что именно в тот период эволюции, когда обезьяны стали собираться у костра и готовить на нём пищу, они и начали окультуриваться. Очаг консолидировал общину, в ней появилось разделение обязанностей, возникли первые табу и ритуалы, а из них постепенно вырастала культура не только питания, но и всего остального.
Мне эта идея кажется здравой и правдоподобной.
Конечно, на сегодняшний день в мире существует невероятное количество абсолютно нерациональных, дурацких и даже вредных табу, ритуалов и правил этикета. Но на то мы и развили в себе разум, чтобы им пользоваться. На то мы и практикуем осознанность, чтобы лучше понять, что нам во благо, а что во вред, где ритуал живой, а где мёртвый. И на то, наконец, у нас имеется такое качество, как творчество, чтобы придумывать осмысленные, полезные и красивые ритуалы.
Для любого ритуала важны два параметра: время и пространство.
Согласитесь, жевать чебурек на улице по дороге на работу и сидеть за общим обеденным столом с семьей – это два очень отличающихся процесса.
С информацией так же: можно бессмысленно поглощать информационный junk food, слушая радио в машине, а можно выделить специальное время, сесть и почитать хорошую книжку. Да хоть бы и послушать ту же аудиокнигу в машине – это уже несколько другой процесс, чем потребление без разбору всего, что вольёт вам в уши радио. Книгу-то вы сами выбрали, а чего там официант в новости подмешает, вы понятия не имеете.
То есть для создания ритуалов приёма информационной пищи мы используем всё ту же осознанность и всё те же ценности, задавая себе вопросы: Что я сейчас делаю? Зачем? и Что она (пища) делает со мной?
И, наконец, последнее.
Ритуалы переваривания
Мы все взрослые люди и уже выучили, что можно делать после обеда, а чего лучше не надо. Быстро бегать не надо, на голове стоять не надо. Деятельность, требующая глубокого сосредоточения, тоже не очень хорошо идёт.
После обеда бывает хорошо прогуляться где-нибудь в парке с другом.
Так вот, информации тоже нужно давать время на переваривание и усвоение. Особенно если она связана с эмоциями.
Сейчас у нас на столе информационные плоды со всего мира. О любой катастрофе, случившейся в любом уголке нашей небольшой планеты, становится известно в одночасье. И если у вас есть сердце, то информация эта именно туда и попадёт.
И вот когда она туда попала, у вас возникает вопрос: что с ней делать.
Раньше, если в деревне кто-то умирал, люди приходили на похороны всей деревней и оплакивали этого человека, они хоронили его всей деревней, поминали всей деревней – в день похорон, на девятый день, на сороковой.
Это всё были ритуалы переваривания случившейся беды. Нужно было дать время и место горю. Организовать время и место таким образом, чтобы горе не разрушало психику, личность, жизнь. Чтобы была возможность не закрываться от него, но и не быть раздавленным им.
Ритуал – это создание канала, по которому чувства могут течь.
А у каждого канала или реки должны быть берега. То есть важно не только, чем ритуал наполнен, но и чем он ограничен.
Как я уже говорил, основные две характеристики форматирующие ритуал, это определённое, специально выделенное время и такое же определённое пространство.
Но есть ещё кое-что.
Например, важно на это время отсечь от себя лишнюю информацию, чтобы она не замусоривала сознание, душу, сердце.
Я с детства запомнил, как всякий раз, после смерти родственника в доме ритуально на первые девять дней занавешивали телевизор и отключали радио, которое в обычные дни балаболило беспрерывно.
А сейчас в моей ленте “фейсбука” катастрофа самолёта, в которой погибли сотни людей, соседствует с таким набором новостей:
“Татьяна Александровна много работала в июне и июле и смогла купить любимому Дмитрию Сергеевичу красивые часы. А он за это подарил ей мечту и лебедя”.
“Нежный белорусский поп-рок для сегодняшнего занятия”.
“Фондовый индекс ASE рухнул в начале торгов на рекордные 23%”.
“Как отбелить зубы с помощью банановой кожуры?”
Набор вполне невинный, нейтральный, но сильно напоминает “нейтральную” помойку. Свалку макулатуры, обрывков старых газет.
Зачем она мне? Что мне делать с ней? Я ведь не занимаюсь переработкой вторсырья, и уж тем более не работаю ассенизатором.
Мой ответ такой:
Если я узнал о трагедии или другом событии, вызвавшем сильные чувства:
2. Проявить уважение к этим чувствам – дать им время на протекание.
3. Срочно покинуть свалку. Максимально, насколько возможно, ограничить доступ всякой мусорной информации.
4. Создать какой-то ритуал, имеющий смысл лично для меня. Я обычно зажигаю свечу, смотрю какое-то время на пламя. Если есть время, иду гулять на море. Потом разговариваю с женой. Хотя всё может быть и по-другому.
Если же всего этого не сделать, то чувства постепенно начинают притупляться, и ты либо отгораживаешься от мира, становишься циничным, холодным и одиноким, либо как говорил Хайнлайн, это дорога к неврозу, а в некоторых случаях и к психозу.
Ещё раз напомню три золотых правила информационной диеты:
- Меньше потреблять.
- Фильтровать и не травить себя информационными отбросами.
- Тщательно разжёвывать (обдумывать) информацию и давать себе время на её усваивание, не подбрасывая все новую и новую.
Для сохранения же контактов не только со своими чувствами, но и с близкими вам людьми, помогает вот такая шапочка:
В этой шапочке можно сидеть в чате сколько угодно, при этом буквально не сводя глаз с любимой.
В завершение расскажу вам притчу.
Накормили они его в первый вечер ужином по-простому, но вкусно и обильно.
Спать положили на кухне.
Вот спит он… и вдруг какать захотел, да так, что невмоготу. А туалет у них, понятно, на улице.
Вскочил пацан с постели, заметался по кухне, в темноте ни двери найти не может, ни как свет включить не знает. А держать всё в себе уже совсем невозможно стало.
Нашарил он в буфете пустую банку, в неё и наделал. Потом банку плотно закрыл и в дальний угол буфета задвинул.
Завтра с утра, думает, выкину.
И спать лёг.
Ну а на завтра забыл.
Оно и понятно – в деревне человек впервые, много всего интересного.
Прошло полгода.
Зимой бабушка с дедушкой приехали в город навестить детей-внуков.
Вот остались они втроём: бабушка, дедушка и внук.
Дед ему и говорит:
– Внучек, послушай, мы тебя ругать не будем, ты только честно скажи, ты в баночку какал?
– Ну какал, – виновато отвечает внучек. Уж больно я хотел, а дверь найти не мог…
– Да ничего, ничего – говорит дед. А потом к жене своей поворачивается и говорит эдак едко:
– Слышь, бабка, говорил тебе, говно жрём, а ты – засахарилось, засахарилось!
Какое информационное меню могу я вам предложить?
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
Школа Будда в городе
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!