Рецепт
Посвящается перфекционистам
Когда б вы знали, из какого сора… (дальше вы знаете).
а
Кукла
М. в детстве училась в математической школе, а также в музыкалке – игре на скрипке. И всё в её жизни было подчинено этим двум занятиям. Поэтому так называемые женские ремёсла типа вязания, шитья и вышивания крестиком прошли мимо неё.
Но вот однажды в школе, в рамках программы изучения традиций народов мира, устроили конкурс на лучшую куклу какого-нибудь богоизбранного народа. М., непонятно с какого перепугу, решила поучаствовать. Однако, будучи человеком умным и математически одарённым, она просчитала, что вряд ли сможет конкурировать со знатными ткачихами и вышивальщицами школы. Поэтому она решила взять хитростью и смекалкой – свести к минимуму всяческое шитьё и положиться на вязание грубых узлов и свою необузданную фантазию.
В итоге у неё получилась очень странная, дикая какая-то кукла, которая и выиграла конкурс.
Ужин
Каждое утро мы с М. решаем, что будем есть на ужин. После чего я иду на рынок и покупаю ингредиенты. Но бывает и так, что я просто открываю холодильник и всматриваюсь в его сияющую пустоту. По правде говоря, он редко бывает совсем уж пуст – практически всегда в нём находится что-нибудь слегка скукоженное, но из чего, тем не менее, можно было бы сварганить вкусный, питательный и, самое главное, абсолютно оригинальный ужин.
Ремесленник VS Художник
И вот, сводя вместе эти истории, я начинаю понимать, чем отличается ремесленник от художника.
Ремесленник может быть очень умелым, он может отточить своё мастерство до совершенства. Правило 10 000 часов – это как раз о ремесленниках. Труд и шлифовка, труд и шлифовка – это главное для любого ремесла.
Художник может обладать такими же навыками, как у ремесленника, а может и не обладать. Художник может позволить себе быть дадаистом, примитивистом, минималистом, концептуалистом… Главные его инструменты – это видение и фантазия. Художник не обязан быть совершенным. Художнику необходимо выходить за рамки стандартов мастерства, за пределы любых шаблонов, выдумывать что-то новое, но используя при этом то, что у него имеется под рукой. В этом художнику помогает “ум новичка”. Ум, который всё время спрашивает: а что это? А почему, собственно? Почему именно так? А нельзя ли по-другому? А нельзя ли вот эту хреновину вот сюда присобачить? А ну-ка попробуем и посмотрим, что получится. И этот ум – не какая-то данность, он тренируется и оттачивается в течение тех же 10 000 часов.
Суп Жизни
И, конечно, мы можем расширить эти два подхода на жизнь в целом. Один – когда вы задумываете воплотить какой-нибудь экзотический рецепт и долго подыскиваете ингредиенты. Тут, понятное дело, бывают варианты. Иногда вы их находите, а иногда нет. Ну, мало ли – санкции какие-нибудь на вас наложили. Бывает же.
Другой – когда вы открываете свои кладовки, шкафчики, погреба и холодильники, смотрите, что у вас там завалялось, загнулось, закоченело и забродило… и готовите очень необычное, уникальное блюдо из того, что нашли.
Оглядываясь на свою жизнь, я замечаю, что использую преимущественно второй способ. Обычно я не говорю себе: “Сегодня я ничего не буду есть, потому что у меня нет сыра пармеджано”. Нет, я говорю себе: “Тааак, что мы тут имеем?”
От своих клиентов я часто слышу что, мол, они не делают чего-то важного в их жизни, потому что недостаёт необходимых ингредиентов для идеального блюда. Ну, вы знаете. Денег недостаточно, образования, времени не хватает, не пробуждён, не просветлён, сапоги прохудились, зубы выпали…
Дон Хуан
Вспоминается мне в этом контексте, что сказал Дон Хуан Карлосу, когда тот кочевряжился и не хотел писать книжку, оправдываясь тем, что он якобы не писатель и ничего хорошего из-под его пера выйти не может. Помните, что сказал мудрый Хуан?
“Почему бы тебе не написать плохую книгу?” – вот что!
Это, кстати, единственное, что я запомнил из сочинений Карлоса Кастанеды. И что, плохие книги он написал? Ну, положим, мне не нравятся. Но это же только мне. У меня вообще вкус странный, даже для меня самого. А народу вообще-то нравятся. В каждом магазине их найти можно.
Опять Суп
И таки да, пусть идеальные повара, живущие в идеальном мире, готовят свои идеальные кушанья по идеальным рецептам, а нам, людям конкретным, нужно есть что-то конкретное. И это конкретное зачастую бывает не менее вкусным и полезным, чем идеальное. Не говоря уже о том, что как раз-таки для нас, неидеальных, именно это конкретное и подходит идеально. К тому же в нём всегда содержится элемент импровизации. Всегда в этом блюде вас ждёт какой-нибудь сюрприз.
А здесь совет – что вам делать если вы захотели отведать многократно обработанного свернувшегося молока, но столкнулись с трудностями.
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!