или
Джейсон Борн, грибы и ум новичка
Пост представлен в трёх видах. Его можно
послушать:
Чтобы скачать подкаст, кликните сюда
посмотреть:
почитать:
“Скажите мне,
что вы планируете делать
с одной-единственной
дикорастущей и драгоценной жизнью?”
-Мэри Оливер. Летний день
Чтобы изменить жизнь, а точнее, начать её менять, сперва нужно изменить свой взгляд на жизнь, на себя, на себя в жизни, на жизнь в себе.
Это всегда так.
Подталкивать к этому иногда могут обстоятельства, некая ситуация, в которой стало уже невыносимо, а иногда просто интерес к жизни, желание идти дальше, развиваться, исследовать и творить что-то новое.
Шило, удачно прикреплённое в нужном месте, тоже может подталкивать.
Но не так важно, что именно подталкивает, важно, что наш взгляд может измениться. Может измениться базовая парадигма, из которой мы смотрим на жизнь.
Здесь всё началось для меня, здесь и закончится.
-Джейсон Борн
Я вот постоянно повторяю, что с экзистенциальной точки зрения мы все заброшены в этот мир без спроса и согласия. Говорят, что некоторые бодхисатвы сами выбирают вернуться сюда, но не знаю, стоит ли верить слухам.
Так вот, с точки зрения “заброшенности” очень легко начать рассматривать жизнь как отбывание пожизненного тюремного срока, причём непонятно, за что, собственно. Непрерывно мыслящему уму, разумеется, очень некомфортно находиться в ситуации неопределённости, и он начинает лихорадочно работать.
– Что я такого натворил, что меня сослали на эту каторгу? – нервно вопрошает ум, обращаясь к самому себе. – И почему я ничего не помню?
Так как внутри себя заслуживающего доверия авторитета ум не находит, он обращается к внешним по отношению к себе умам. Надо же спихнуть на кого-то ответственность! И тут уже есть из чего выбрать. Тут у нас имеются освящённые веками традиции; абсолютно точные знания, спустившиеся напрямую из высших, небесных инстанций; и гипотезы широко образованных земных умов.
Вот некий шибко умный ближневосточный ум выдвинул гипотезу о первородном грехе, и народу она понравилась.
-Подходящая идея, – загудел приободрившийся народ, – многое объясняет в нашей жизни. Становится понятно, как её (жизнь) жить.
Женщинам, согласно этой гипотезе, надо умножать скорбь в беременности своей, в болезни рожать детей, влечься к мужу и позволять ему господствовать над собою. Мужчинам – со скорбью же питаться от земли терниями и волчцами и полевой травою и в поте лица своего поедать хлеб.
Ясная, исчерпывающая инструкция. Жизнь мужчины должна быть сконцентрирована на еде, а женщины – на подчинении мужу и порождении себе подобных скорбных существ. Ну правда, ежели прах ты и в прах возвратишься, то чего, собственно, ещё надо?
Да, пожалуй, по степени охвата умов в человеческой истории ветхозаветный вариант побестселлерее будет.
А вот на востоке подальше индийские умы выдвинули другую гипотезу, но тоже весьма логичную:
…что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Стремилась ввысь душа твоя, –
Родишься вновь с мечтою,
Но, если жил ты, как свинья, –
Останешься свиньею.
Идея, вселяющая надежду и подталкивающая к работе над собой. Усматривается в ней благая весть:
Выдвигались, конечно, на этих ближних и дальних востоках и другие гипотезы. Гностики, вот, пришли и сказали:
Всё наше существование – грандиозная и дурацкая ошибка Демиурга.
Так будемте же, братья и сестры, так же по-дурацки себя вести!
Неважно как именно, главное чтобы максимально абсурдно.
Давайте бить друг друга плётками! Или устроим массовую оргию! Или совсем наоборот: давайте все кастрируем друг друга!”
В общем, в абсурдном мире жить надо весело и с огоньком, сказали гностики, а добрые и отзывчивые христиане, услышав это, тут же предоставили им огонёк и сожгли их всех к чёртовой матери.
Разумеется, умы не перестают работать и по сей день. Много свежих и неординарных идей в них генерируется. Мне, например, нравится идея Терренса Маккены – о том, что человечество на нашей планете курируется и взращивается другой цивилизацией. Это цивилизация грибов, многократно превосходящих нас в развитии. Идею эту Терренсу подсказали сами грибы, а им, как известно, можно доверять. Правда остаётся неясным, кто и с какой целью вырастил эти грибы? Ведь каждый уважающий себя гриб тоже, наверное, должен вопрошать себя:
Но бог с ними, с грибами, пусть сами разбираются со своими проклятыми вопросами. А я вернусь к нашей – человеческой – экзистенциальной ситуации заброшенности в мир. Как я уже говорил, очень легко в этой ситуации начать видеть жизнь как тюрьму. И тогда на всё, что со мной будет случаться в этой тюрьме, я буду смотреть затравленным или агрессивным взглядом жертвы. Либо терпеть с опущенной головой, в поте лица, пережёвывая свой чёрствый хлеб, либо яростно сражаться за место в камере, рассматривая каждого сокамерника как конкурента.
Ведь именно так ведут себя заключённые в камере.
Там жёсткая иерархия – “масти” (так называют кастовое деление в российских тюрьмах): блатные, мужики, козлы и петухи. Смахивает, кстати, на индийское, освящённое традицией, деление. Нюансы, конечно, имеются, но суть та же. Ты должен строго играть свою роль и не рыпаться. Глядишь, в следующей жизни переведут из козлов в мужики.
Ум новичка
Но в жизни существует и альтернатива. Из всех концепций ума мне лично по душе самая дальняя и самая восточная – это концепция “ума новичка”. Она возникла в дзэн-буддизме достаточно давно, но и по сей день стимулирует множество умов по всему миру, подталкивая их к поиску ответов на неотложные жизненные вопросы.
Что мне нравится в этой концепции, так это то, что она не закрывает собою ум, объясняя мир и жизнь, а открывает его, будто консервным ножом, задавая вопросы. Эта концепция возвращает нас в состояние ребёнка, который ничего не знает о мире, но ему всё интересно и поэтому он постоянно спрашивает:
Это позиция исследователя. А если я исследователь, то я и не сдаюсь, и не побеждаю. Я вообще не борюсь – я не в этой парадигме. Я исследую, и мне всё интересно. Если возникает ситуация борьбы, я ведь и её могу исследовать. Если я победил – я могу исследовать роль победителя, а если проиграл – роль проигравшего. Могу даже исследовать состояние жертвы и самим актом исследования выходить за пределы этого состояния. Я вполне могу сказать себе:
Но я могу выбрать выход из позиции жертвы в позицию исследователя, экспериментатора, искателя. Раз уж я оказался здесь, без своего волеизъявления, я могу выбрать быть любопытным исследователем этого странного места, в котором очутился. Ну и самого себя, конечно, ведь “я” – это тоже своего рода место, или, точнее, пространство”.
Вот почему мне нравится трилогия про Джейсона Борна? Потому что это экзистенциальная история. Это метафора человеческой жизни. Человек очнулся в мире, и не помнит, кто он, как сюда попал, зачем он тут?
И он начинает исследовать, искать ответы.
А ведь мог бы впасть в состояние жертвы и сказать: “Шакал я паршивый, всё убиваю и убиваю!” – и продолжить спокойно убивать, раз уж так сложилась его жизнь, раз писатель Ладлэм его придумал, а потом целых три хороших режиссёра ещё и в кино засунули. Но нет, для Джейсона необходимо было узнать, откуда у него взялись патологические наклонности к жестокому обращению с полицейскими и служащими посольств, почему у него столько паспортов (идентификаций, говоря психологическим языком), откуда он пришёл, кем и зачем послан в этот мир? На писателя Ладлэма надейся, а сам не плошай – верблюда привязывай, товарища выручай!
А что нас, собственно, привлекает в этом фильме? Ответы?
Нет, нас привлекают вопросы. Нас привлекает сам поиск, приключение Джейсона. Если бы нам был интересен окончательный ответ, можно было бы купить последнюю серию и посмотреть конец фильма.
Интересно?
Нет!
Так почему же нас, в такой же степени, не привлекает собственное приключение? Почему мы не следим с упоением за перипетиями этого, самого близкого нам героя? Что, неужели Джейсон Борн нам важнее?
Ну хорошо, конечно, не всем нам. Некоторые, большую часть времени живут в этой самой парадигме исследователя и вся их жизнь – приключение. Но их немного – таких героев своего романа. А надо бы, чтобы становилось больше, тогда, глядишь, и большой мир преобразится во что-то более увлекательное, а не просто пугающее и чуждое.
Почему за Джейсоном Борном следить с интересом легче, чем за собой? Может быть дело в дистанции?
Да, вероятно в ней.
А вот с дистанцией-то мы и работаем с помощью практики медитации.
В общем, я предлагаю, не откладывая в долгий ящик, всем срочно поменять парадигму.Если вы обнаруживаете себя в состоянии жертвы – других людей, обстоятельств, жизни в целом, – то начните исследовать это состояние, задавайте себе вопросы, тормошите себя.
Боитесь завтрашнего дня –изучайте страх, следите за тем, как сводит живот, как стучит сердце.
Скучно вам до чёртиков –рассматривайте чёртиков.
Обиделись на кого-то – устройтесь работать водовозом и наблюдайте проявления своей обиды в отражении в воде.
Ну и, конечно, всё то же самое с так называемыми позитивными чувствами и состояниями: счастье, любовь, радость, удовольствие – прекрасные объекты для исследования.
Самый же простой и верный способ исследования, по моему опыту, – это исследование состояний и чувств через то, как они ощущаются в теле. Впрочем, возможно, именно вам подходят совсем другие способы.
В завершение немного поэзии, которая может выйти только из “ума исследователя”, и никак не из “ума жертвы”.
Кто создал мир?
Лебедя и бурого медведя?
А кузнечика?
Вот этого кузнечика, внезапно скакнувшего из травы.
Кузнечика, который ест теперь сахар с моей руки.
Двигает челюстями вперед-назад,
а не вверх-вниз, как это делаю я.
Смотрит вокруг огромными, сложными глазами…
Поднимает бледную лапу
– умывается.
Распахивает внезапно крылья и улетает…
Я не умею молиться.
Но я умею смотреть.
Я умею падать в траву,
стоять на коленях в траве.
Я знаю, как можно открыться и впустить в себя мир.
Как целый день гулять по полям.
Скажите мне,
должна ли я делать что-то ещё?
Скажите мне,
не все ли умирают в конце концов?
Не все ли умирают слишком рано?
Скажите мне,
что вы планируете делать
с одной-единственной
дикорастущей и драгоценной жизнью?
-Мэри Оливер
P.S. Кстати, я думаю, что если жить с “умом новичка” или подходить ко всему с “умом исследователя”, то и жизнь бухгалтера или, скажем, продавца овощей, окажется не менее захватывающей, чем жизнь Джейсона Борна. Чуть меньше насилия и автомобильных погонь разве что, а так всё то же самое.
Если хотите, вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Расписание моих программ на 2020 год, можно посмотреть здесь:
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!