Притча о звукозаписи
Стих 277: “Все обусловленные явления изменчивы”; когда человек прозревает это, он разочаровывается в привязанности к дуккхе. Это путь к чистоте.
Стих 278: “Все обусловленные явления – дуккха”; когда человек прозревает это, он разочаровывается в привязанности к дуккхе. Это путь к чистоте.
Стих 279: “Все обусловленные явления – не имеют отдельной самости”; когда человек прозревает это, он разочаровывается в привязанности к дуккхе. Это путь к чистоте.
-Дхаммапада
“Вот видишь, все куда-то движется и во что-то превращается, чем же ты недовольна?”
-Льюис Кэрролл, “Алиса в Стране Чудес”
Бывают дни, когда всё течёт как по маслу.
Обстоятельства складываются как надо, и такое чувство, что мир так и стремится услужить тебе и устроить всё наилучшим образом.
А бывает и наоборот.
Бывает, что этот паразит мир только и делает, что старается ежеминутно вставить тебе палку в пятое колесо, которое ты так удачно пристроил к телеге своей жизни.
Вот сегодня, например, я проспал. Вместо положенных четырёх утра встал аж в пять.
Потому что он поднял бурю ночью и мешал мне спать.
-А зачем тебе так рано вставать, Валерыч? – Спросите вы меня
А я вам тут же и отвечу:
-Затем, чтобы записывать аудио-медитации, пока чёртов мир ещё не проснулся, не заворочался, и не перешёл к своим водным процедурам, не начал кряхтеть, кашлять и сморкаться.
У меня, видите ли, завёлся новый прекрасный микрофон. Но он совершенно не совместим с местом, моего проживания.
Ведь он (микрофон) крайне чувствителен, а посему вбирает в себя звуки всего города.
А город, в свою очередь, у нас весьма преклонных лет – он практически не менялся с 16-го века. Вот эта стена у меня за спиной, например, как была крепка и неприступна при венецианском доже Марино Гримани, так и сейчас – крепка и неприступна.
Но как любое старое существо, город наш издаёт множество неприятных звуков – он шаркает ногами, кряхтит, ворчит, кашляет, пукает, скрипит и щёлкает суставами.
А где она на самом деле?
Правильно – сидит на своём балконе на противоположной стороне улицы.
Что делать, если улицы у нас по три метра шириной!
И уж если я проспал, то мир тут как тут и от него уже не спрячешься.
Закрылся я от него в туалете, поставил свой драгоценный микрофон на унитаз… только уселся, настроился, начал с придыханием наговаривать текст медитации… тут кто-то снизу открыл воду – и микрофон, заслышав этот звук, радостно к нему устремился.
Что же вам не спится-то, достопочтенные граждане города Пирана?!
В общем, сегодня не удалось ничего записать – то буря, то вода, то соседка, то в моём собственном животе-предателе бурчит,… то понос, то золотуха.
И раздражение нарастает, нарастает, нарастает…
Ведь я тут хозяин, в своей жизни! Я тут всё контролирую и решаю!
– Да? Ну-ну, – издевательски посмеиваются надо мной мой мир и мой живот, – расскажи нам об этом ещё.
И ведь это всё мелочи – все эти события. Они не стоят ни выеденного яйца, ни тем более моих выеденных нервов. Но раздражение нарастает… и нарастает… и нарастает.
А жизнь из мелочей и состоит.
Не всякий день у нас война и землетрясение, зато соседка чихает всякий день, сосед курит траву, так что весь дом об этом знает и смеётся – всякий, а уж водой они пользуются ежеминутно. И так и норовят спустить воду в унитазе – да погромче, погромче!
И раздражение нарастает… и нарастает… и нарастает.
И что же мне поделать с собой, с миром и нашими с ним непростыми отношениями?
Мир вокруг меня не крутится. На это ещё Коперник указывал.
а ты кто такой, собственно?
Нет, ты ответь: кто ты такой?
Вот живот, который бурчит не вовремя, – это ты или уже окружившая тебя со всех сторон среда?
А чувство досады, пришедшее в ответ на все эти мелкие неурядицы, – это ты?
А мысль, что все вокруг делают мне всё назло, – это ты?
– Ну, вроде бы я. Ну я так чувствую – да, это я! Я – это мои мысли, чувства и урчащий живот.
– А какого же чёрта тогда ты не можешь всё это контролировать?
Ты не можешь это контролировать, точно так же как умывающегося соседа снизу, чихающую соседку сбоку и штормовой ветер сверху.
А если ты не можешь контролировать ни то, что называешь внешним по отношению к себе миром, ни то, что называешь внутренним, то какая к чёрту разница – где ты, а где не ты?
См. выше – цитаты из Дхаммапады и Алисы в Стране Чудес
Попробуйте поделать это как упражнение и сами увидите.
Но одного умственного анализа мало.
Особенно учитывая, что, как мы только что выясняли, думание не очень-то контролируемый процесс и не очень-то мой.
Но есть ли у этого ненадёжного “я” хоть какой-то центр или стержень?
Есть ли хоть что-то, на что можно опереться?
Ну, наверное, это только чувство “Я есть”.
У него нет свойств, но оно само есть, это чувство.
Переживание “Я есть” – это мой центр. Из него светит луч внимания.
И, пожалуй, единственная, пусть и относительная, свобода, которая у меня имеется в жизни, – это выбирать, куда мне направить луч внимания.
И вот тут – внимание!
Если возникает событие в относительно внешнем по отношению ко мне (ко мне?!) мире – скажем, соседка не вовремя чихнула – и это событие вызывает реакцию в относительно моём внутреннем мире – раздражение в области груди и мысль о том, что весь свет сговорился, чтобы мешать мне сегодня записывать аудиомедитацию, то…
То какой выбор у меня тут же появляется?
Выбор простой – из двух расходящихся дорожек.
Дорожка первая:
Отождествиться с реакцией – с ощущениями и мыслями – и впасть в позицию жертвы.
Из позиции жертвы разбегаются ещё три тропки:
1.Начать бороться с этой реакцией, пытаясь её подавить.
2.Накручивать себя больше и больше, входя в раж и подзадоривая своё раздражение. Ведь ярость так благородна, а негодование на весь белый свет так сладко.
3.Всячески избегать проявлений своей реакции, отвлекаясь на другие занятия. Пойти в фейсбук, например. Главное не чувствовать, не быть в контакте с ощущениями.
Есть ещё четвёртая тропинка, наиболее натоптанная – это создание микса из предыдущих трёх.
Дорожка вторая:
Вспомнить, хотя это и чрезвычайно трудно, что я – это не мои реакции, я – это вообще чёрт знает что, но ближе всего ко мне находится “нечто свидетельствующее”.
И вот это “свидетельствующее” может превратиться в исследователя и проявить любопытство к реакции: что это за мысль возникла?
Что это за чувство сейчас?
Как я его переживаю телесно?
И если я по-настоящему обращаю внимание на всё это хозяйство, на так называемого “себя”, то что “я- свидетельствующий” начинаю свидетельствовать?
А то, что всё меняется!
Что моя реакция нестабильна. Что пришедшая мысль тут же и ушла, если я не приклеиваюсь к ней. Что ощущения в теле текут и непрерывно превращаются одно в другое.
Знаете, одна моя знакомая рассказывала о психоделическом трипе, который она пережила в Южной Америке у тамошних шаманов.
Трип был многообразным, но был в нём такой замечательный момент.
– Ой-ой-ой, – заверещала девушка, – отпустите меня!
– Сама отпусти, дура, – ответили ей невозмутимые духи.
Да, отпустить сложно, конечно. Потому что то, что схватывает – это же автомат внутри. Это же словно спазм. Мы этим не управляем, мы это не контролируем.
Что же тут делать?
Я больше!
Как минимум, я свидетель, как максимум – чёрт знает что, неизвестность, бездна и тёмная материя.
Ещё одна метафора, понятная любой матери и даже таким недоотцам, как я – это отношения с маленьким ребёнком.
Ну, если вы психически здоровы, конечно.
Нет, я не верю, что вы будете бить ребёнка об косяк!
Я верю, что вы обратите на него внимание, хотя орёт он ужасно неприятно и таки хочется его треснуть, чтобы заткнулся наконец.
Но, повторяю, если вы здоровы, то вы этому желанию не последуете, а займётесь исследованием: почему он орёт? Что не так? Есть хочет, обкакался, зубы режутся?
Потом вы возьмёте его на руки и постараетесь успокоить имеющимися у вас средствами.
Грудь, например, прекрасное средство.
И вот теперь проведём параллель с нашим столь богатым внутренним миром.
Это дети!
Такие же простые и необразованные, как младенцы.
Но и такие же нежные.
Так зачем же их об косяк-то?
Зачем же от них прятаться в фейсбуке?
Почему бы не взять их на руки и не покачать?
Почему бы сиську не дать, если она имеется?
Или соску, на худой конец.
Это всё риторические вопросы. Можете на них не отвечать.
В общем, если всю мою предыдущую жаркую речь уложить в одно предложение, то получится следующее:
я всегда могу, хотя бы чуть-чуть, но улучшить ситуацию, но только глядя на неё с любопытством и нежностью, а не избивая её косяком или убегая от неё в фейсбук.
Да, и если вы вдруг не заметили, то пост этот был вообще-то о базовой буддийской концепции трёх свойств жизни:
1.Анатта – такой “вещи”, как стабильное и изолированное от всего остального мира “я”, в природе не существует.
2.Аничча – всё меняется (вообще всё, понимаете?).
3.Дукха – в связи с первыми двумя пунктами удовлетвориться раз и навсегда не получится. Поэтому можно несколько расслабиться и хотя бы на время остановиться в бесконечной погоне за будущим счастьем.
Как всегда, я очень надеюсь, что кто не понял, тот поймёт.
“Вот видишь, все куда-то движется и во что-то превращается, чем же ты недовольна?”
-Льюис Кэрролл, “Алиса в Стране Чудес”
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!