Он обратился к группе пятерых аскетов:
Тот, кто идёт по Пути, должен избегать двух тупиков”.
-Сутра Первого Поворота Колеса Дхармы.
На прошлой неделе я написал большую статью об информационной диете как насущной необходимости жизни в современном мире: Сладострастный Homo.
Написал, выложил в Фейсбуке, мне поаплодировали там слегка, а на следующий день я расшерил там же один пост с призывом защитить от церковных притязаний музей в Санкт-Петербурге.
Тут же в комментариях появился мой старый друг и пожурил меня за непоследовательность. Мол, что же ты вчера призывал к сокращению информации, особенно негативной, а сегодня заставляешь меня переживать за музей.
Однако я тут никакой непоследовательности не вижу.
А вижу я тут – не поверите – историю Будды нашего Гаутамы.
Если вы помните, родился и вырос он в довольно обеспеченной семье. По некоторым версиям, был даже целым принцем на белом слоне.
А потом, пресытившись слоном и прочими излишествами, переоделся в рубище и присоединился к аскетам.
Опять же по непроверенным данным, питался одним зёрнышком риса в день – меньше, чем птичка.
И довёл он себя таким поведением до состояния весьма критического. Пока…
Пока однажды, сидя под деревом (ещё не тем – знаменитым, а другим), не услышал речь музыканта, обучающего ученика игре на древнеиндийском струнном инструменте под названием “лук”.
Музыкант с учеником, видите ли, проплывали на плоту по реке, на берегу которой и проводил время аскет Гаутама.
Так вот, учитель, отвесив подзатыльник ученику, сказал ему примерно следующее: “Если ты, балда, струну перетянешь – она у тебя порвётся, а если не дотянешь, то не музыка у тебя выйдет, а “Ласковый май”.
И вот этот-то “ласковый май” так осенил нашего Гаутаму, что он сразу же придумал свой “срединный путь”.
Каких именно?
Первый: пристрастие к удовольствиям и наслаждению – что вульгарно, нецивилизованно, недостойно, неудовлетворяюще и бессмысленно.
Второй: пристрастие к умерщвлению плоти и самоистязанию – что болезненно, нецивилизованно, недостойно, неудовлетворяюще и бессмысленно”.
Именно это спустя некоторое время, будучи уже не просто Гаутамой, а Буддой Гаутамой, наш герой сказал своим друзьям и коллегам – пятерым аскетам.
Но тогда, на берегу реки, он просто решил поесть. Остановил проходящую мимо доярку и попросил у неё молока. Ну а доярке только того и надо было, что напоить молоком страждущего аскета.
И что, вы думаете, случилось потом, после распития молока?
Пришли друзья аскеты – те самые, пятеро – и сказали: “Фууу, Гаутама, мы от тебя такого не ожидали!” – и пошли умерщвлять свою плоть дальше.
Ну а Гаутама к другому дереву перешёл, пробудился под ним и т. д.
Так вот, про Фейсбук-то.
Я вижу две основные тенденции обращения с ним. Одна – это обжорство и всеядность, а другая – строгий аскетизм, отречение и умерщвление.
Обе эти тенденции, как я их вижу, вульгарны, нецивилизованны, недостойны, неудовлетворяющи и бессмысленны.
Некоторые мои друзья, отравившись порядком котиками Фейсбука, решили “умерщвить” последний со всем содержанием – с котиками то бишь и с друзьями в придачу.
Ну, дело ваше, конечно, однако почто же на зеркало-то пенять?
Ведь Фейсбук – это не только “мордокнига”, это ещё и зеркало, в котором ваш фейс отражается. И понятно, что не всегда приятно в зеркало смотреть, но так оно же регулируется, зеркало-то. Можно там настройки подкрутить, сделать так, чтобы приходила именно нужная информация.
Я писал об этом уже, вот тут: Медитация на Фейсбук но не грех и повторить.
Ведь тренажёрным залом для тренировки нашей осознанности может стать всё что угодно. В том числе и “Фейсбук”… и “ВКонтакте” тоже, пожалуй. “Одноклассники”, конечно, уже нет. Ну, может, для тантристов, которые медитируют на кладбищах разве что.
В Фейсбуке мы можем вести себя сознательно и этично. Точнее, превращать время посещения социальной сети в практику осознанности и практику этики.
Это два основных контекста практики в Буддизме, если вы вдруг не в курсе. Ещё есть третий – практика мудрости, но, на мой взгляд, он как раз и возникает из сложения двух первых.
И это вам не бином Ньютона какой-то. Просто надо строго регулировать время пребывания в Интернете, менять настройки и, конечно, общаться так, чтобы потом не было мучительно больно вспоминать об этом общении.
Вот под тем же постом про музей другая моя подруга написала:
Да, на некоторых ресурсах комменты лучше не читать.
Но я думаю, что люди там “полощут” не потому, что они по природе своей злы, агрессивны, и вообще еноты-полоскуны, а потому что они не умеют общаться в Интернете. Не научились ещё.
Вот на улицах у нас, в общем-то, повсеместно, даже в неблагополучных районах, люди не бросаются друг на друга почём зря, глотки не рвут, не плюются друг в друга слюной. А всё почему? Потому что научились за последние десять-двадцать тысячелетий. Какой-никакой этикет появился: здрасьте – здрасьте, улыбочки там вежливые, приподнятие шляп.
А соцсетям у нас сколько лет?
Мало совсем.
А малые дети этикета не знают, они кроватки любят дерьмом обмазывать.
Поэтому, если мы хотим взрослеть не только офлайн, но и “он-”, нам надо сознательно регулировать свою жизнь в Интернете.
Вы же знаете знаменитую “теорию разбитых окон”? По этой теории, если окна “на районе” разбиты, то и дальше их бить будут нещадно, а если их вставлять и вставлять, несмотря на погромы, то рано или поздно камень выпадет из слабеющей руки камнеметателя.
Я его спрашиваю:
– Слава, ну что же ты?
А он мне:
– А чего? Удобно! Плюнуть всегда можно.
Вопрос, что первично – среда или мы в ней, конечно, бессмыслен, как вопрос о курице и яйце. Тем не менее и курица, и яйцо существуют и порождают друг друга постоянно. Так же и мы со средой – непрерывно влияем друг на друга и порождаем друг друга.
У меня не так много предметов для гордости, но два, как минимум, есть. Это две мои группы в “Фейсбуке”.
На странице Будда в городе – уже под пять тысяч человек, а вежливые все, как в Букингемском дворце.
Ходят там, чинно раскланиваются.
– Миледи, Вашу ручку.
– Ах, что Вы, граф, у меня и ручки-то нет. Только айфон – в нём и пишу.
Хоть бы кто на пол плюнул!
Нет, вру, было пару раз за два года, но это были случайно заскочившие хулиганы, которых констебль тут же удалил из дворца.
А в закрытой группе по практике осознанности у нас вообще какой-то рай, я аж таю там весь от умиления. Все так друг друга любят, что слёзы едва сдерживаются, а порой и не сдерживаются.
Хотя посты я пишу не всегда очень уж благостные. Бывает, что и весьма провокационные. Про войну много писал, если вы помните, про геев, было дело, про Charlie Hebdo и пр.
Однако мат в комментариях так и не появился. Если кто и считает меня врагом рода человеческого, так вежливо и аргументированно это доказывает. И порой я ему даже верю.
Это я не к тому, что я такой распрекрасный, а к тому, что для меня в какой-то момент стало очень важно осознавать, что я сею и что жну, в каком пространстве я живу. И уж коли я переселился как минимум на 50 % в Интернет, надо и за этим полем ухаживать, заботиться о нём и держаться срединного пути.
Для меня это означает, с одной стороны, не пресыщаться и не впадать в зависимость от удовольствий, наслаждений и так называемого позитива, а с другой – не становиться “умерщвлителем” всего живого внутри себя и вокруг. Ибо и то, и другое вульгарно, нецивилизованно и бессмысленно.
Идти срединным путём, на мой взгляд, – это сознательно следовать своим ценностям. Отстаивать их, если надо, проводить их в жизнь, воплощать через свою жизнь, но экологично, не навязывая их другим, а, скорее, создавая пространство, в котором другие могли бы к ним присоединиться, если почувствуют резонанс.
Насколько это возможно, насколько хватает сил. Совсем не идеально, путём проб, ошибок и исправления ошибок, но идти своим путём.
-Сутра Первого Поворота Колеса Дхармы.
Песенка про срединный путь, такая же непритязательная, как и этот пост:
Прошлый пост на эту тему:
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!