Дневник погоды одного лица
Что я увидел в зеркале год спустя – 8
Сегодня проснулся с чувством расстилающегося передо мной времени. Проснулся и, лёжа в кровати, какое-то время наблюдал, как рассеиваются и тают клочки тумана сна и как сквозь них всё яснее и яснее проявляется уходящее в будущее время дня. Так как на сегодня у меня нет определённых планов, то день этот мне представился преимущественно пустым пространством, пространством, свободным от определённости. И тут же передо мной встал естественный вопрос: чем же мне заполнить эту пустоту?
Пустота дня – это хороший тест на проверку ценностей: если нет заранее определённых планов, то чему себя посвящать, что воплощать своей жизнью, какую форму придать текущему, такому пластичному дню? Что мне вообще важно делать? А что важно не делать? Как мне важно переживать себя, переживать жизнь, что имеет смысл?
Вообще-то утром мне необходимо время на сонастройку с неумолимо наступающей дневной реальностью и дневным собой. Потому-то мне и нужна медитация. С зеркалом или без зеркала – неважно, медитация – это всегда зеркало, даже если смотреть в стену. Отражающая поверхность стены ничем не хуже зеркальной, в ней прекрасно видна моя жизнь – её прошлое, её будущее и, самое главное, её настоящее.
Я сажусь и обращаюсь к зеркалу белой стены:
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи.
И стена отражает всю правду. Она отражает мои мысли, чувства, состояния, мнения. Она отражает всю их эфемерность. Она прекрасно отражает тщетность присвоения этих мыслей, состояний и мнений. В этом зеркале прекрасно отражается моя глупость, когда я всё же пытаюсь присвоить себе эти мысли, состояния и мнения.
Но в то же время, если говорить именно об этом сидящем перед стеной или сейчас перед реальным зеркалом человеке, то он и не может не присваивать эти мысли, чувства, состояния и мнения, ибо он и есть мысли, чувства, состояния и мнения. Мысли, чувства, состояния и мнения – это вещество, из которого состоит этот сидящий перед зеркалом человек, эта отдельно взятая личность, этот организм тела-ума, как называл его Рамеш Балсекар.
Однако мысли, чувства, состояния и мнения подобны облакам в небе, и значит, эта отдельно взятая личность – облачная личность. Но тогда что такое небо?
Самое важное открытие, которое может случаться, и случаться, и снова случаться в медитации, – это то, что я – это одновременно и облака, и небо. Это открытие приносит большое облегчение, ибо указывает на тщетность цепляния хоть за что-нибудь. Если я – это одновременно и небо, и облака, то не за что тут зацепиться. Это как у Шекспира в Буре:
Наш праздник кончен.
Все актеры,
Как я сказал вам, были призраки
И в воздухе растаяли бесследно.
И как материя бесплотная видения сего,
Заоблачные башни и дворцы и храмы,
И весь великий шар земной,
О да, все сущее на нем померкнет
И, как ушедший праздник наш,
Растает без следа.
Мы есть та ткань
Что сны плетет,
и наша жизнь короткая
Вся сном окружена.
Шекспир понимал, он видел. Когда видишь, можно оставить в покое и небо, и облака, можно оставить в покое себя, состоящего из мнений, мыслей и чувств, а небо и так всегда в покое. Что может взволновать небо?
Так что же мне важно сегодня? Что мне важно на пороге этого начинающегося дня? И что бы я хотел пронести через пространство дня?
Собственно, памятование о том, что я – и небо и облака одновременно. Могут ли мои действия исходить из этого памятования? Постараюсь вспоминать почаще, постараюсь возвращаться, возвращаться и возвращаться к себе, как к небу и облакам одновременно. Одновременно.
Вот что я увидел сегодня в зеркале.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!