Пятая неделя
Понедельник
Подует ветер — и встает волна.
Стихает ветер — и волна спадает.
Они, должно быть,
Старые друзья,
Коль так легко друг друга понимают!
–Ки-но Цураюки
Сегодня я начал день разговорами с друзьями и родственниками, находящимися за тысячи километров от меня, – посидели, попили чаю сквозь время и пространство. Погрелись друг об друга. Потом я вышел на террасу и передвинул ящик с растениями чуть ближе к ростку, так чтобы побеги, которые распространил во все стороны мятный куст, дотянулись бы до него, и они могли бы поговорить друг с другом.
Как же сильно пахнет мята этим прохладным ноябрьским утром!
Вторник
Ветер стих, и я вышел на террасу прочитать ростку первый параграф из эссе Догэна “Гендзё-коан”. Прочитывая каждое предложение, я сразу же комментировал, как его понимаю.
“Если все вещи и явления существуют как Буддийская Дхарма, то существуют заблуждение и понимание, практика и опыт, обучение и результат, жизнь и смерть, Будды и обычные люди”.
– Видишь ли, —сказал я ростку, – буддисты, будучи слегка повёрнуты на идее пробуждения (на то они и буддисты), делят всех людей на два значимых для них, буддистов, класса: на обычных людей и пробуждённых, то есть Будд, а когда существует разделение на классы, то становится очевидной и разница между ними: обычные существа, словно белки в колесе, бегают в своём колесе рождения-смерти-рождения, которое мы, буддисты, называем сансарой; Буддам же из этого круга удалось выбраться, и они теперь находятся в нирване, о которой, конечно, лучше помолчать.
Это, в общем-то, плохая новость для всех нас, обычных существ, ибо в век селфи и повальной аутентичности кому же охота быть обычным? Тем не менее буддисты приготовили для нас и хорошую новость: Буддами не рождаются, а становятся! То есть от небудды существует путь к Будде; собственно, Будды из небудд и вырабатываются, потому что больше не из чего. А если есть путь, то на нём, понятное дело, случаются заблуждения и открытия, практика и опыт, обучение и результаты.
Об этом Догэн и сказал в своём первом предложении. Фактически он предложил некоторый буддийский лексикон, и всё. Идём дальше?
– Идём, – кивнул мне головой росток. Хотя тут же нам обоим стало понятно, что это наше “идём” – акт совершенно символический, ибо куда же он пойдёт, ежели у него корни в полу, а если я пойду один, то это уже будет не “идём”, а “иду”.
“Когда мириады вещей и явлений переживаются как не имеющие “я”, то нет ни заблуждения, ни понимания, ни иллюзий, ни пробуждения, ни Будд, ни обычных людей, ни жизни, ни смерти”.
– Воот… Видишь, что он тут творит? Во втором утверждении Догэн утверждает, что всё сказанное в первом – это всего лишь слова. Ну, как моё предложение тебе: “Пойдем дальше”, – слова есть, но никто никуда не идёт. Вот так же и с буддийским лексиконом – есть слова: “Будда”, “обычные “люди”, “жизнь и смерть”, “заблуждение и пробуждение”… но ничего этого нет, потому что это всего лишь слова. Считать, что кто-то может быть пробуждённым, то есть обладать пробуждением как неким своим неизменным свойством, – это путать слова с реальностью, карту с территорией, говоря словами Коржибского.
– Вот ты, росток, растёшь?
– Расту.
– Есть ли у тебя какое-то неизменное свойство? Отделён ли ты, росток, от этого пола, от этого ветра, от этого неба, от этого солнечного света?
– Неизменного свойства нет, потому что я же расту. И от пола я отделиться не могу, по известной тебе причине.
– Вот так же и Будда.
Так что слова, лексикон, описание, история, нарратив, прости господи, – это всё полезные указатели, но они не являются тем, на что указывают.
“Буддийская Дхарма изначально находится за пределами того, чтобы что-то иметь или не иметь, поэтому-то и существуют жизнь и смерть, заблуждение и понимание, обычные люди и Будды”.
Помнишь песню:
Если у вас нету тёти,
То вам её не потерять,
И если вы не живёте,
То вам и не, то вам и не, то вам и не умирать,
Не умирать.
Припев там ещё такой пробуждающий, как коан:
Думайте сами, решайте сами –
Иметь или не иметь,
Иметь или не иметь.
В принципе, это третье предложение из эссе Догэна – о том же самом. А четвёртое, я думаю, тебе больше всего понравится, росток:
“Несмотря на всё это, цветы опадают, даже если мы их очень любим, а сорняки прут себе отовсюду, даже если мы их люто ненавидим. И это всё”.
– Ты ведь сорняк, а, росток?
Среда
Сегодня я ещё раз вернулся к словам Догэна, на которых закончил вчерашний разговор с ростком:
“…цветы опадают, даже если мы их очень любим, а сорняки прут себе отовсюду, даже если мы их люто ненавидим. И это всё”.
Вернулся и подумал о различных перспективах. Вот цветы, к примеру, – разве люди, пчёлы, бабочки, птицы, коровы и червяки воспринимают их одинаково? А сорняки? Это для меня они сорняки, с которыми надо бороться, а для козы они что? А для гусеницы?
Вот весьма показательный диалог Синей Гусеницы с Алисой, попавшей в некую странную страну:
— Ты… кто… такая? — спросила Синяя Гусеница.
— Сейчас, право, не знаю, сударыня, — отвечала Алиса робко. — Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
— Что это ты выдумываешь? — строго спросила Гусеница. — Да ты в своём уме?
— Не знаю, — отвечала Алиса. — Должно быть, в чужом.
Диалог этот похож на диалоги дзэнских учителей с их не менее дзэнскими учениками.
— Кто такой Дзёсю? — спросил ученик у Дзёсю.
— Восточные ворота, западные ворота, южные ворота, северные ворота, — ответил Дзёсю.
То есть Дзёсю – это множество ворот, открывающихся в пустоту. Дзёсю – это лишь слово, название, восточные ворота – тоже лишь название. Вот и росток мой – для меня это восточные ворота, а для гусеницы – западные.
А Догэн, как я понимаю, говорит о том, что вещи такие, как они есть, вне зависимости от того, как мы их называем. Однако насколько взаимозависимо то, в каких мы отношениях с этой вещью, и то, как мы называем её? В этом всё дело.
Дело тут не в том, чтобы не создавать концепций, не думать, не называть вещи именами, не разговаривать словами: это, во-первых, глупо, а во-вторых, невозможно, – а в том, чтобы уметь различать названия и то, на что они указывают. Дело в том, чтобы выходить из тюрьмы концепций, названий и слов. Дело в том, чтобы, пользуясь словами, не давать им пользоваться нами. И таки да, выйти невозможно, но можно выходить, и выходить, и выходить – через восточные ворота, западные ворота, южные ворота и северные ворота.
Четверг
До медитации:
Из-под одеяла неохота высунуть нос
Ноябрьским утром
Жизнь на средиземноморье
Сегодня я вышел к ростку, чтобы рассказать ему о том, из чего растёт карма. Знаешь, сказал я ему, вчера страница QI – Quite Interesting, на которую я подписан в фейсбуке, показала мне сообщение: “Nobody knows why cats wiggle their bottoms before they pounce” (Никто не знает, зачем кошки виляют задницей перед прыжком).
Узнав, что никто этого не знает, мы с М. решили поставить эксперимент и узнать. М. принялась шевелить задом, готовясь к прыжку, а я внимательно наблюдал за ней.
– Что ты чувствуешь? – спросил я в разгар шевеления.
– Прилив энергии, сфокусированность и решимость, – ответила М.
– Ну вот мы и узнали, зачем они это делают!
Видишь ли, росток, любому действию предшествует состояние. Чтобы действие вышло эффективным, нам нужно привести себя в нужное состояние. Мы вот, например, медитируем, чтобы привести себя в более сбалансированное, собранное и ясное состояние, когда это необходимо; воины в древние времена, когда всё ещё было принято раскраивать друг другу черепа тяжёлыми предметами, кричали, рычали и всячески заводили себя, для того чтобы вызвать ярость; ну а кошки – виляют задом. Так мы готовим себя к действию, а из действий растёт и карма.
Собственно, слово “карма” и переводится как “действие”.
Я слышал такую поговорку: “Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Но вообще-то я бы её изменил: посеешь состояние – пожнёшь поступок, посеешь поступок – пожнёшь состояние, посеешь состояние – пожнёшь поступок… ну а там и привычка, и характер, и судьба – всё приложится…
М-да… а какое состояние тебя подталкивает к росту, а, росток?
После медитации “Распространяя улыбку”:
Будто в тёплой ванне искупался
Улыбаясь всем телом
Тихо-тихо втекаю в туманное утро
Пятница
Из зыбких снов в туманное небо
Тянется, тянется, тянется хрупкое утро
Надеясь когда-нибудь стать целым днём.
Суббота
Как же тихо стало
После седьмого удара
Часов на башне!
Вышел вечером на террасу, проведать друга.
Воскресенье
Встретились:
Старые доски
Юный росток
И взгляд средних лет
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!