о смене якорей, козе, и собачьей медитации
Сегодня ещё один технический пост о нюансах Практики Осознанности в повседневной жизни.
Он является прямым продолжением вот этого:
О концентрации
Как я неоднократно уже подчёркивал, для меня, в данный период моей жизни, наиболее интересной задачей является максимальная интеграция Практики Осознанности в ткань повседневной жизни.
Решением этой задачи я занимаюсь сам для себя, а также помогаю в этом и своим клиентам.
На этом пути, для меня становятся важными два вопроса:
- Как данную формальную практику медитации я могу интегрировать в жизнь?
- Как данную жизненную ситуацию я могу превратить в практику осознанности?
Эти вопросы необходимо задавать себе постоянно – фактически в каждой жизненной ситуации.
Однако, если с первым вопросом всё более-менее легко – формальная практика, она на то и формальная, чтобы соблюдать её форму.
Вот, решил, что следующие двадцать минут будешь сидеть и наблюдать дыхание – значит, сиди, наблюдай, и не рыпайся. Наблюдай дыхание, а так же все отливы и приливы мыслей, чувств, и прочих состояний.
А вот неформальная практика – это больший вызов. Тут надо проявить фантазию и изобретательность (креативность, извините за выражение).
Как я уже писал раньше, основным инструментом для внедрения осознанности в “мясо жизни” я выбрал для себя практику, которую называю…
Лодка на якоре
Лодка не может быть абсолютно неподвижной, её качает на волнах, её относят подводные течения и ветер.
Однако, далеко они её унести не могут из-за якоря.
Этот метод концентрации устроен также.
Мы выбираем какой-то объект фокусирования, например, дыхание, и он является нашим якорем, который не позволяет уносить нас ветрам мыслей и потокам чувств.
Тем не менее, они всё равно попадают в сферу нашего внимания.
Таким образом, здесь одновременно существует точка концентрации (дыхание, к примеру) и поле осознавания, или присутствия, в которое попадает всё то, что попадает через органы пяти чувств (звуки, запахи, телесные ощущения и пр.), а также наши мысли и эмоции.
Мы не стремимся остановить мысли и перестать воспринимать пятью чувствами – мы просто наблюдаем, как объекты возникают и исчезают в поле нашего внимания, и постоянно возвращаемся к якорю дыхания.
Но, если вы страдаете водобоязнью, то вместо лодки, возможно, вам подойдёт метафора козы привязанной к колышку. Ну, вы понимаете – то же самое, что и с лодкой – коза может уйти, но недалеко. И травку пощипать возможность есть, и волки сыты.
Если же вы и козу боитесь, то я уж и не знаю чем вам помочь. Тогда вам лучше к психотерапевту обратиться, прежде чем начинать медитировать.
О страхе перед психотерапевтом я и думать боюсь.
Но будет лирических отступлений. Вернёмся в лодку.
Итак, если посмотреть на жизнь из лодки, то что мы увидим?
Мы увидим непрерывное изменение жизненных ситуаций. Поток, реку этих ситуаций. Как говаривал старина Гераклит: нельзя войти в одну и ту же реку дважды, а Будда Гаутама его поправлял: Знаешь, что Гераклит, ты и одного-то раза в неё войти не сможешь, ибо ты сам этой рекой жизни и являешься.
Вот такие тридцать секунд моей жизни, вот такой поток феноменов, вот так скачут мысли, чувства, ассоциации, так скачет моё внимание.
Как же мне быть осознанным в этом потоке, как не утонуть в нём?
Тут, как спастельный круг, мне на помощь спешит палийское словечко Сати!
Чаще всего его переводят на английский как mindfulness, на русский как осознанность, внимательность или бдительность, но у него есть и ещё одно важное значение – это “вспоминание себя”, в старых буддологических текстах его переводили старым же, но хорошим русским словом памятование.
То есть, в нашем контексте, чтобы я ни делал в данный момент, чем бы ни был увлечён, я внезапно вспоминаю себя, мгновенно осознавая кто я, где я, что чувствую, что со мной происходит прямо сейчас. Как бы возвращаю себя себе, выдёргивая из забытья повседневности.
Это не дискурсивный процесс, то есть, мне не нужно мысленно задавать себе эти вопросы (хотя, на первых порах это может быть полезным), но вообще-то, это чисто осознавательный процесс – я просто чувствую и осознаю себя здесь и сейчас, осознаю, что я есть, я существую.
Продолжая экскурс в лингвистику, интересно обратить внимание, что на словенский язык слово сати переводят как чуечность (čuječnost). То есть, мы стараемся выхватить себя из увлекающего нас в какую-то историю потока феноменов и почуять что происходит прямо сейчас.
Что же, теперь, вооружённые словом сати, мы опять возвращаемся в лодку. Мы всегда возвращаемся в лодку осознания.
Мы вспоминаем себя и соединяем это вспоминание с якорем лодки. Выбираем какой-то подходящий данному моменту якорь и стараемся возвращать фокус своего внимания к нему, будь то дыхание, какое-то телесное ощущение или какое-то восприятие – слушание звуков, например.
Во всевозможной “помоги себе сам” литературе уже давно стало общим местом предупреждение о том, что multitasking (многозадачность) – плохой помощник в жизни. Мы, как организмы – тело-умы, не годимся под многозадачность. Мы начинаем делать дела уз рук вон плохо, если не способны сконцентрироваться на одной задаче за определённый отрезок времени.
Но, с другой стороны, если жизнь – это река, которая постоянно меняется, на чём же сконцентрироваться?
Мой ответ: на самих измененияхв данном моменте времени.
Необходимо быть “чуечным” к этим изменениям и постоянно возвращать себя к себе.
То есть, в каждой жизненной ситуации, где бы я ни оказался, я могу:
- Вспомнить себя (вернуть себя себе).
- Задать себе вопрос: какой якорь будет наиболее адекватным сейчас – в этой ситуации.
Это я называю гибкостью якорей.
Я сразу начинаю искать, что может быть центральным якорем моего внимания – скажем, положение моего тела – удобство/ неудобство этого положения, давление тела на матрас, и пр.
Потом я чувствую, что этому телу хочется потянуться, и я следую этому импульсу, и моё потягивание становится центральным якорем внимания.
Потом встаю и влекусь в туалет – якорь на шаги, вес тела.
В туалете понятно, на чём якорь – там масса приятных туалетных ощущений.
Потом чищу зубы – якорь перемещается на ощущения во рту.
Наливаю чайник и слушаю звук воды.
Ставлю чайник и слушаю, как он закипает…
… ну и так далее.
Таким образом, можно весь день наполнить большей осознанностью и своим присутствием в нём.
Ведь в каждый момент времени что-то происходит – внутри вас, снаружи или во взаимодействии вашего внутреннего и наружного, важно лишь заметить что в происходящем является доминирующим и держаться за этот процесс как за якорь, осознавая при этом и всё остальное.
С помощью такой непрерывной дневной практики, мы стараемся прервать свою привычку к отвлечению внимания, к рассеянности, и выработать новую привычку к собранности и присутствию.
Дело не в том, что внимание отвлекается, а в том, что я замечаю эти отвлечения и возвращаю внимание к якорю. Таким образом, я не подкармливаю шарахания моего ума в разные стороны и приучаю его к большему присутствию в том, что есть.
Это, кстати, делает жизнь более увлекательной. Вы как будто бы становитесь охотником, выслеживающим добычу, появляется азарт, и жизнь больше превращается в игру, в охоту.
В завершение хочу привести пример одной из моих ежедневных практик, которая уже стала формальной.
Первый – с утра на рынок и в магазин, второй днём – на почту.
Соответственно, я стараюсь превратить эти походы в медитацию.
Понятно, что если я иду, то это медитация ходьбы.
Вначале я делал классический вариант – сосредотачивался на шагах – на ощущение касания ног с землёй, давлении веса тела. Но потом я решил изменить якорь.
Теперь я стараюсь удерживать внимание на запахах. Такая вот собачья медитация.
Наш городок богат на запахи – вот пахнуло морем… вот жареной рыбой из ресторана… вот мочой из тёмного угла… вот прошёл мимо мужик, обдав меня ароматом противного лосьона после бритья… а вот – женщина, пахнущая гораздо приятнее… вот кто-то курит… а вот кто-то курит траву… запахи сменяют друг друга с каждым моим шагом – приятные и неприятные, приходят и уходят, навевают ассоциации…
Обоняние – мой якорь в этом случае, а всё остальное, что приходит через другие органы восприятия, а так же мои мысли, чувства, ассоциации, состояния – вспыхивающие и гаснущие – всё это попадает в поле моего осознания.
…Но вот, я подхожу к продавцу на рынке, и тут якорь концентрации моего внимания естественным образом смещается на разговор с ним.
Важно лишь заметить это смещение.
Всё купил, и опять нюхая воздух, иду в магазин, стоя в очереди в кассу могу продолжать нюхать, а могу сместить якорь на ощущениях веса тела в ногах, или на дыхание, или на слушание звуков…
И так дальше.
Вот такая медитация.
Чем она привлекательна для меня?
По-видимому, просыпаются древние охотничьи инстинкты, которые достались нам от наших млекопитающих предков.
Я буквально чувствую охотничье возбуждение, ловя воздух, приносящий мне запахи с их историями.
Во-вторых, я могу сильнее, явственнее и глубже переживать изменчивость мира, это чувство непрерывного течения жизни, о котором писал выше.
Запахи текут и непрерывно сменяют друг друга, а с ними течёт весь мир.
В-третьих, я сильнее и глубже чувствую свою связь с миром, в котором живу прямо сейчас.
Вот сейчас я иду по городу, и город разговаривает со мной своими ароматами, я отвечаю ему своими реакциями – приятно/неприятно, ассоциациями, мыслями и чувствами, но самое главное, я отвечаю ему своим вниманием.
Мир оживает и наполняется смыслами, голосами, событиями, историями.
Я не уверен, что этот вариант “нюхательной медитации” подойдёт жизни в большом загазованном городе, типа, Москвы, но там, где воздух чист и прозрачен – вполне.
Разумеется, якорь может быть и на других каналах восприятия. Можно сосредотачиваться на звуках, или на цветах, или ощущениях тела.
В общем, как вы, наверное, поняли – не важно какой именно якорь вы выбираете, главное чтобы он был оптимальным для данной ситуации и возвращал вас в большее присутствие в ней. Тогда, во-первых, вы будете чувствовать себя более живым (живой), а во-вторых, эффективнее делать дела.
Ну вот, это всё на сегодня.
Простите за внимание!
И вот, ещё песня моего любимого вокально-инструментального ансамбля, про то же, в общем-то, что и я написал.
Что я ещё предлагаю от себя
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или Зайдите на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Или вступить в
Облачную сангху
для поддержания свой практики.
Вы можете также:
Подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
А если хотите сделать практику медитации повседневной полезной привычкой, присмотритесь к программе
90 дней
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!