или
Как нам подружиться со своим зверинцем
Материал этого поста я любезно предоставил сам себе, и вам, из своей онлайн-программы
Уравновешенность
То есть, это фрагмент большего текста, но вполне самодостаточный. Надеюсь, всё будет понятно. Особенно, с картинками.
Программа же эта о том, как нам взращивать и пестовать в себе, полезное во всех отношениях, одноимённое качество.
–Хрисипп из Сол (281/278 до н. э — 208/205 до н. э — древнегреческий философ, представитель ранних стоиков.)
P.S. Я бы, со своей стороны, всё-таки уточнил: “Хорошо, если человек стремится быть разумным”.
Итак…
Культивация
Как я уже неоднократно отмечал, культивировать уравновешенность – это фактически взращивать в себе человечность.
Это постепенный уход от автоматических животных реакций к человеческим – осознанным, ценностным.
Но, культивируя в себе человека, мы ни в коем случае не должны убивать в себе зверя. Нам необходимо его приручить и примирить с человеком.
Какие особенности у этого зверя?
Если быть точным, то в нашем теле-мозге-сознании живёт не один зверь, а несколько.
В голове у нас теремок, и он не низок, не высок.
Помните:
“– Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, мышка-норушка.
А ты кто?”
А я – обезьянка.
А за обезьянкой – я, человек.
Нейроучёные сейчас говорят о трёх видах мозга, умещающихся в одной нашей черепной коробке и насаженных друг на друга, как матрёшки. Однако, говорят-то они говорят, конечно, но надо помнить, что это метафора, удобная карта, ни в коей мере не являющаяся территорией. В реальности мозг у нас один и цельный (ну так кажется).
Итак, “три мозга” такие:
Мозг млекопитающего – лимбическая система (мышка-норушка и обезьянка-эмоционалка – вместе).
Мозг человека – кора головного мозга (человек-буквоед).
Таким образом, мы втроём живём в одном теремочке нашего мозга, и как-то нам необходимо уживаться друг с другом (входят в бар трое: рептилия, млекопитающее и человек… и давай уживаться друг с другом).
Чтобы научиться уживаться, необходимо:
2.Изучить повадки всех зверей.
3.Узнать, что они едят.
4.Накормить их.
5.Приласкать.
6.Определить им их место.
7.Вести себя по-человечески.
Пройду по пунктам:
Помнить, кто в теремочке хозяин
Хозяин – человек. Об этом нельзя забывать.
Мы – люди, мы разумные существа, у нас есть ценности и смысл жизни, мы помним прошлое, мечтаем о будущем, мы активно строим и перестраиваем свою жизнь. Мы способны сознательно менять себя, развивать, улучшать.
Улучшать весь теремок!
Изучить повадки всех зверей
Зверь (любой) живёт в дихотомии:
притянуть – оттолкнуть
Зверь живёт между морковкой и палкой (пряником и кнутом).
Но!
Стимул кнута во много раз сильнее, чем стимул морковки.
Логика природы здесь проста: если я, будучи мышкой-норушкой, не получу сегодня свою морковку, я как-нибудь продержусь до завтра и поищу ещё. Но если я прямо сейчас, немедленно, не ускользну от зубов лисички-сестрички, то не будет уже мне никакой морковки – ни сегодня, ни завтра.
И самое главное – не будет у меня никаких мышат. Это значит, что род мой прекратится, а для Природы-матери нет ничего страшнее этого.
Поэтому Природа-мать несколько перестраховывается и делает стимул – отпрыгнуть более сильным, чем стимул – притянуть.
Так что абсолютно любой зверь непрерывно сканирует пространство на:
2.наличие опасности.
И опасность всегда (всегда!) в приоритете.
В силу этого зверь в нас:
во-вторых, непоседа.
В силу первой причины наш мозг очень хорошо запоминает негативный опыт: все опасности, травмы, неприятности, которые с нами случаются, –чтобы эффективнее избегать их.
На позитивный же опыт – приятные чувства и ощущения – он не склонен обращать большого внимания.
Мозг хорошо учится на негативном опыте и довольно плохо – на позитивном.
Самые разнообразные исследования мозга человека подтверждают тезис, что мозг гиперреагирует на неприятный раздражитель, уделяет ему больше внимания.
В силу второй причины нам так сложно фокусироваться на чём-то одном в течение продолжительного времени. Поэтому медитация, требующая концентрации, совсем не лёгкое занятие, при всей своей простоте, и часто вызывает сильное внутреннее сопротивление.
Внутреннему зверю необходимо постоянно сканировать пространство и убеждаться, что опасности нет.
Таким образом, мозг, обучаясь, проходит четыре шага:
1.сканирует пространство на опасность (негативный опыт);
2.выделяет этот опыт;
3.гиперреагирует на него;
4.сохраняет в своей эмоциональной памяти (запоминает).
Животное – это автомат (Ну, в основном. И мы не сильно от них отличаемся, если не развиваем осознанность).
Если его нервная система, мозг реагируют, то животное не рефлексирует и не соотносит эту реакцию со своими ценностями.
Оно незамедлительно и автоматически – телесно(!) реагирует.
В случае опасности в кровь выбрасывается гормональный коктейль из адреналина, кортизола и пр.
Химические вещества превращаются в двигательную энергию.
Сердцебиение учащается, дыхание меняется, у животного прибавляется энергии, силы в мышцах, и оно тратит эту энергию – дерётся или улепётывает, в зависимости от обстоятельств.
Очень важно подчеркнуть, что
животное использует выделившуюся энергию.
Запомните этот факт. Он пригодится нам в будущем.
Узнать, что они едят
Понятно, что тут я говорю не конкретно о еде, а о базовых нуждах животного. К тому же я объединяю весь зоопарк в одно мифологическое сборное животное: “лягу-мыш-яна”.
Итак, у животного существуют три базовые потребности:
2.Удовлетворение.
3.Контакт с другими.
Следующие пункты из нашего первоначального списка:
“Как нам всем ужиться в теремке”:
2.Приласкать.
3.Определить место.
можно объединить в один:
Позаботиться
Тут самое время вспомнить о товарище Будде.
Если помните, Будда предложил концепцию
Четырёх Благородных Истин,
Истины эти звучат примерно так:
2.Причина неудовлетворённости в зависимом пристрастии.
3.Выход из неудовлетворённости (страдания) существует.
4.Выходом является Восьмеричный путь.
В нашем контексте, сейчас, важна вторая истина-задача.
Вульгарное понимание буддизма сводится к тому, будто причиной страдания Будда считал желание как таковое. Но это не так. Мы же с вами не какие-нибудь Homo Vulgaris, и потому в курсе, что…
Причиной любого типа неудовлетворённости и страдания, связанного с ним, является одержимость желанием.
О-держимость – от слова держать (хвататься, цепляться).
Наиболее ярко одержимость, или зависимое пристрастие, проявляется в героиновой и кокаиновой наркомании, алкоголизме, табачной, сахарной, игровой зависимости и пр. Это мы все знаем.
Но мы тщательно стараемся не замечать того факта, что каждый из нас – наркоман.
Это типичное поведение наркомана, кстати, – отрицать свою зависимость.
Наркоман обычно утверждает, что в любой момент может бросить, но пока просто не хочет.
Так вот, мы – наркоманы своего внутреннего химического коктейля.
У каждого он немножко свой. У кого-то в нём больше адреналина, у кого-то – кортизола, некоторые, кому повезло больше, сидят на “позитивных наркотиках”, на серотонине, например. Но самый сильный из наркотиков – тот, что заставляет нас всё время хотеть чего-то, чего здесь нет, – это дофамин.
Конечно, я тут примитивно и по дилетантски всё это описываю, ибо в реальности, коктейль гораздо сложнее, просто обязан быть сложнее, тем не менее, в основе своей, думаю, что именно так дело и обстоит.
Итак, какова первая задача наркомана, желающего выйти из своей наркомании?
Один из моих учителей, Стивен Бэчелор, соотносит Четыре Благородные Истины с Четырьмя Облагораживающими Задачами, как он сам их называет.
Задачи это такие:
2.Отпустить автоматическую реакцию.
3.Остановиться и увидеть естественное завершение реакции.
4.Действовать не из автоматической реакции, а из важных смыслов и ценностей.
Так вот, задача наркомана полностью совпадает с Первой и Второй Облагораживающими Задачами Бэчелора.
Знаете, как это в двенадцатишаговой системе происходит?
“Я – Валера и я – алкоголик!” – вот как.
2.Необходимо признать, что причиной её является моя одержимость.
С единственным отличием.
Если спиртовой алкоголик вроде как сам виноват, что начал пить, то мы – алкоголики своего внутреннего коктейля – стали такими благодаря матери-природе, это она наградила нас врождённым алкоголизмом.
Следующие шаги
Так вот, после того как мы признали, что являемся наркоманами, какие следующие шаги мы можем сделать для выхода из страдания?
1.Заместительная терапия.
2.Свидетельствование.
3.Выбор трезвого человека.
Заместительная терапия
В этом пункте мы возвращаемся к нашему теремку с его населением.
Как мы можем позаботиться о зверях?
Нам необходимо позаботиться о трёх базовых потребностях:
1.Безопасность.
2.Удовлетворение.
3.Контакт с другими.
Если мы не сделаем этого, они постоянно будут требовать к себе внимания, оттягивать его на себя. Внутренний химический коктейль будет вскипать и бурлить.
Таким образом, нам нужно
2.покормить мышку,
3.обнять обезьяну.
Поэтому в практическом отношении для выработки большей уравновешенности нам жизненно важны практики
2.удовлетворения,
3.контакта.
Это база. Это то, на что мы можем опереться, чтобы включить свой человеческий – исследовательский, любопытствующий, ценностный – уровень.
Но здесь мы входим в конфликт с жизнью. Жизнь далеко (далеко!) не всегда предоставляет нам
тотальную безопасность,
удовлетворение всех наших потребностей
и
контакт с себе подобными.
Поэтому мы не можем ждать милостей от природы. Взять их – наша задача!
И мы берём их через внутренние практики. Через сознательное взращивание чувств:
покоя
удовлетворённости
связи с другими существами.
Почему я называю это заместительной терапией?
Потому что мы замещаем одержимость наркотиками беспокойства и нехватки, пристрастием к наркотикам безопасности, удовлетворённости и контакта.
В определённом смысле это суррогат и самообман, но без культивирования этой базы – определённого уровня спокойствия, защищённости, удовлетворённости и сопричастности – мы не сможем двигаться дальше к уравновешенности.
Наша стрессозависимость будет постоянно раздёргивать нас.
Поэтому наши обязательные начальные практики:
1.Успокоения и концентрации
Как они работают:
Фокусирование на дыхании всегда успокаивает. Расслабление живота способствует выделению окситоцина, который создаёт чувство большей безопасности. Ни одно животное не расслабит живот, если чувствует себя в опасности.
Поэтому первая базовая практика – это дыхание животом с его расслаблением.
Кроме формальной практики мой вам совет: как можно чаще в повседневной жизни вспоминайте о дыхании, делайте несколько сознательных вдохов-выдохов с удлинением выдоха, а также расслабляйте живот, кладите на него руку, гладьте его.
А ещё просто вспоминайте, что прямо сейчас вы находитесь в относительной безопасности. Не 100%, но всё же не на войне, не в глухом лесу, не в болоте (если, конечно, это так).
На вас есть одежда, у вас есть еда и сколько-то денег в кошельке.
Хорошо работает практика благодарности. Благодарите жизнь за то, что сейчас у вас есть эта относительная безопасность. У многих в данный момент её нет, а вам повезло.
2.Практики удовлетворения
Это практики, когда мы визуализируем приятное место или вообще – любой приятный опыт.
Совет: кроме формальной практики ловите в течение дня приятный опыт, старайтесь почувствовать его в теле: какие именно ощущения возникают? где?
Старайтесь чуть-чуть остановиться в этом опыте и как будто впитать его в себя. Запомнить каждой клеточкой своего тела. Насладиться им.
Это необязательно должен быть опыт сильного удовольствия, это также переживание, что сейчас всё хорошо – вы не при смерти, не на войне, не голодаете.
В целом сейчас с вами всё в порядке, и это хорошо. Постарайтесь почувствовать удовлетворение от этого “всё в порядке”.
Здесь также хорошо работает практика благодарности. Благодарите новый день, благодарите еду, которая у вас есть сегодня на столе. Благодарите про себя и вслух. Благодарите в нашей группе.
3.Практики контакта
В формальных практиках мы визуализируем своих любимых существ – тех, кто нам небезразличен, кому симпатизируем, кого любим. Внутренне посылаем им свои добрые чувства и пожелания.
В повседневной жизни постарайтесь чаще обращать внимание на моменты контакта. Если есть возможность обнять кого-то, потрогать – это очень хорошо. Телесный контакт – это основа любого другого контакта.
Но и поговорить – особенно о чём-то важном, ценностном, наполняющем – тоже всегда хорошо.
Излишне повторять, что практика благодарности в человеческих отношениях играет решающую роль.
Внутренней наполненности способствует также практика щедрости. Вы можете отдать что-то, только когда чувствуете, что у вас достаточно. Но сама по себе щедрость создаёт в нас чувство наполненности.
Итак, это была база, почва, без удобрения и рыхления которой невозможно вырастить наш сад. Невозможно вырастить такие деревья, как концентрация, осознанность, ясность, радость, уравновешенность.
Теперь мы подходим к последнему пункту нашего первичного списка:
Вести себя по-человечески
Когда наркоман
2.Осознаёт и признаёт, что причиной страдания является его одержимая привязанность к определённому внутреннему химическому коктейлю, который заставляет его непрерывно убегать от кнута и гнаться за морковкой.
3.Он принимает человеческое решение: выйти из этого порочного круга.
4.Он предпринимает сознательные шаги к выходу из своей зависимости.
Как вы заметили, это те самые Четыре Облагораживающие Задачи Будды Гаутамы-Стивена Бэчелора.
Какие шаги есть в нашем пути выхода из зависимости?
1.Удовлетворить базовые потребности – насколько возможно.
2.Культивировать концентрацию внимания. Без способности к фокусированию невозможны ни осознанность, ни исследование, ни уравновешенность.
2.Культивировать осознанность – способность замечать свои реакции.
3.Тренировать терпение и стойкость – учиться быть со своей внутренней реакцией, наблюдая, как она приходит, длится и трансформируется.
4.Разбираться со своими ценностями и смыслами жизни.
5.Действовать из важных смыслов и ценностей, а не из автоматической реакции, возникающей под воздействием стрессовых веществ.
6.Помнить, о том, что это путь, у которого нет конца.
7.Помнить, что этот путь неизбежно состоит из успехов и неудач. Помнить о том, что человек несовершенен. Давать себе право на ошибку.
Как мы тренируем уравновешенность
Всю эту работу можно свести к совсем простому алгоритму:
ЗАМЕТИТЬ РЕАКЦИЮ
ПРИЗНАТЬ ЕЁ
ОСТАНОВИТЬСЯ ПОДОЖДАТЬ, наблюдая изменения
ДЕЙСТВОВАТЬ из более высоких человеческих ценностей, а не из автоматической животной реакции.
И самое главное: помнить, что мы несовершенны и никогда не станем совершенными.
Зато мы можете совершенствоваться!
Звони в тот колокол,
Который может звенеть
Забудь об идеале
Есть трещины, трещины во всем
Так свет заходит в мир.
-Леонард Коэн
Anthem
Ring the bells that still can ring
Forget your perfect offering
There is a crack in everything
That’s how the light gets in
That’s how the light gets in
-Leonard Cohen
И послушайте хорошую песню, если есть время:
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!