или
Я-Я-Я-Я-Я-Я
Из цикла:
Практика…
Винни-Пух:
– Ой, так ведь это же я!
Кролик:
– Что значит “я”? “Я” бывают разные!
Подумываю над техникой введения информации сразу в спинной мозг, но это дело будущего. Пока же вы можете либо прочитать текст, либо послушать подкаст.
Подкаст:
Чтобы скачать этот подкаст кликните сюда
Но эта конкретная статья (и подкаст) является продолжением предыдущей, о трёх сферах созерцательной практики, которой я занимаюсь сам и которую преподаю другим.
Первая статья и, соответственно, первая сфера назывались
Практика Бытия
и относились к тому нашему “я”, которое трудно как-то определить.
По сути, это просто чувство “Я-есть”, сказать о котором что-то более определённое чрезвычайно трудно.
Но кроме возвращения себя к этому чувству простого бытия, или присутствия, в практике у нас имеется и вторая важная сфера.
Сфера маленького и конкретного “я”
С этой сферой нам тоже необходимо постоянно работать, проясняя свои идентификации и убеждения, сознательно выстраивая систему ценностей, по возможности улучшая себя.
Что же это такое: “я”, личность, эго?
Условно мы можем назвать это непрерывно пишущейся историей.
История эта началась, конечно, не с вашего рождения, ибо никто не приходит в мир чистым листом.
Самое неприятное, что на ранних этапах её написания кто только ни приложился к ней… но, увы, только не вы.
Историю вашей личности выписывали все ваши предки, начиная от Большого Взрыва, то есть не только люди, но и звёзды и инфузории (об этом мы говорили в прошлой статье).
Культура, где вас угораздило родиться, прописала довольно жёсткую сценарную линию в вашей истории. Она также прописала язык, на котором вы говорите, и это сыграло огромную роль в формировании вашей личности.
Ну и, конечно, родители и вся ваша семья – бабушки, дядюшки, нянюшки, братья-сёстры – все те, с кем вы делили кров первые годы своей жизни и с кем делите кровь все последующие.
История, которую вы называете “собой”, очень напоминает письмо, написанное героями мультфильма “Трое из Простоквашино”:
“… у меня всё есть, есть дом, он тёплый, в нём одна комната и кухня… а здоровье моё не очень – то лапы ломит, то хвост отваливается…
а на днях я линять начал, старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи…”
https://www.youtube.com/watch?v=X2x8rlf5HRU
И всё же (Всё же!), несмотря на эту глубочайшую зависимость личности от обстоятельств своего рождения и мест проживания, с определённого периода жизни у нас появляется возможность вставлять в эту историю и свои пять копеек.
Хотя тут мы опять встречаемся с философским парадоксом – чьи эти пять копеек и кто и куда их будет вставлять?
Оставлю его уже без разрешения, ибо в этой дурной бесконечности где-то надо остановиться.
Всё же, кем бы ни был этот пятигрошовый хозяин самого себя, у него (у всех нас) имеется возможность не просто летать клочком бумаги по воле ветров судьбы, но и немного направлять свой полёт.
Но ведь, чтобы направлять, надо, во-вторых, увидеть, куда лететь, а во-первых, более-менее разобраться, кто, собственно, летит – какая у него конфигурация и свойства.
И вот здесь и приходит на помощь практика прояснения всего того, из чего же мы сделаны:
из веснушек
и хлопушек,
из линеек
и батареек
или
из цветочков
и звоночков,
из тетрадок
и переглядок.
Как мы это делаем?
В формальной практике.
Базовый материал, доступный нам для исследования, называется эмоциями и мыслями.
Обычно они возникают в виде конгломерата физических ощущений, образов и внутреннего диалога, где трудно отделить одно от другого.
Но для начала мы стараемся заметить хотя бы самое яркое или доминирующее проявление этого конгломерата – то, что заметить легче, то, что само просится “в замечание”.
Скажем, сижу я, медитирую себе, занимаюсь то бишь исследованием первой сферы – бытия. И вдруг замечаю, что бытие это стало невыносимо скучным.
Скука – это определённое состояние, выражающееся в определённых ощущениях и мыслях.
Пришла, например, мысль:
“Боже мой, какая же гадость эта ваша медитация! Ну зачем, зачем, скажи мне на милость, ты себя так мучишь ею? У тебя полно интересных занятий в жизни. Лучше бы книжку почитал, чем без дела сидеть, бытие из себя выдавливать…”
Этот внутренний монолог, в принципе, может длиться вечно, пока я не спохвачусь и не вспомню, что я – это, вообще-то, не он. Не только он. Не этот конкретный скучающий персонаж моего внутреннего театра (или цирка?).
А когда спохвачусь, то в моём распоряжении оказывается ящик с инструментами, используя которые я могу снова вспомнить себя не персонажем, а сценой театра, и зрителем, и всем зданием театра с буфетом и вешалкой.
Собственно, иногда даже и самого этого спохватывания вполне бывает достаточно (это основной и универсальный инструмент в моём ящике).
Но частенько мне необходим какой-нибудь более точный инструмент – конкретный клин, подходящий для вышибания другого конкретного клина.
Я, например, люблю использовать клин под названием “коан”. Ему меня научили в городе Сеуле, что на Южной Корейщине.
Коан – это вопрос, не требующий никакого рационального ответа. Он нужен лишь для того, чтобы вышибить меня, застрявшего в персонаже, на волю простого и незатейливого бытия.
Корейский вопрос звучит просто: “Что это?”
Итак, что бы ни возникло в моём восприятии (мысль, чувство, образ, ощущение), оборотясь к нему всем своим бытием, я могу задать вопрос: “Что это?”
Если возникший феномен – это внутреннее состояние или эмоция, то фактическим ответом на вопрос будет более ясное видение (чувствование) телесных проявлений этого состояния.
Я начинаю яснее видеть текстуру, или качества этого состояния, и начинаю также видеть, что оно не стабильно, не постоянно, что это текучий процесс…
И… через несколько секунд я неминуемо опять соскальзываю в мысли.
Комментарии и оценки выскакивают из моей головы, словно кукушка из механических часов, и полностью, без остатка завладевают мною.
И я начинаю вести с кукушкой неспешный внутренний диалог:
– Кукушка, кукушка, сколько лет мне осталось жить?
– Ку!
– Почему так ма…
…но тут я опять спохватываюсь и несколько высвобождаюсь из жарких кукушкиных объятий.
Теперь, местами высвобожденный, я ясно вижу, что, будучи поглощён диалогом, я потерял всякую связь с текущим телесным переживанием простого бытия.
Мне становится видна взаимосвязь эмоций и мыслей: чем сильнее эмоция, тем больше я склонен доверять голосу внутренней кукушки. Всему тому, что она там шепчет, бормочет и в чём пытается меня убедить.
Чем сильнее эмоция, тем крепче что-то там внутри меня пытается схватиться за конкретные убеждения – я “это”, и ничто больше.
Я – скучающий персонаж, мучающий себя бессмысленным сидением перед стеной!
Спохватившись, я опять задаю сакраментальный вопрос: “Что это?”
И на несколько секунд вопрос этот распахивает меня до безграничного пространства абсолютного незнания, уязвимости и открытости. Он возвращает меня к телесному, во-площённому переживанию моей реальности здесь и сейчас. Воплощённому, но при этом обнажённому, не закутанному в одёжки убеждений и идентификаций.
И… через несколько секунд я опять соскальзываю в мысли, а моё ничем не защищённое экзистенциальное тельце снова укутывается какой-нибудь идентификацией.
И весь процесс повторяется снова, снова и снова…
Но процесс этот, хоть и бесконечен, не так уж бессмыслен, ибо учит меня.
Он учит меня оставаться с тем, что есть.
Он учит меня проявлять любопытство к тому, что возникает.
И он учит меня отцепляться от внутренних крючков, разотождествляться с внутренними персонажами.
Распознавать одёжку всего лишь как одёжку.
Страшные могущественные узлы постепенно превращаются в пусть и затейливые, но совсем не опасные узелки, а затем просто сами распускаются, растворяются в безграничном, вседопускающем, всепринимающем бытии.
Бульк – прыгнула лягушка.
Круги по воде.
Подкаст:
Чтобы скачать этот подкаст кликните сюда
Предыдущий пост из трилогии:
Практика бытия
Завершающий пост:
Практика сердца
https://www.youtube.com/watch?v=jYTvyKmyEy0
Что я ещё предлагаю от себя
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или Зайдите на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Вы можете также:
Подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
А ещё вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Если вы захотите поддержать проект Будда в городе финансово, то это можно сделать через такие платёжные системы:
Большое спасибо!
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!