—Марк Твен
Не знаю, по каким уж таким “кармическим заслугам”, но у меня всю жизнь особые отношения с тюрьмой. Хотя моим ближайшим приближением к неволе была всего лишь служба в армии, а всё остальное время я вёл довольно свободный и независимый образ жизни, тем не менее, почему-то с самой ранней юности я чувствовал болезненную и острую ненависть к этому изобретению человеческого гения. Ну и, конечно, ужасно боялся туда попасть.
Возможно и скорее всего, для моего свободолюбивого духа, который желает носиться над водой и дышать исключительно там, где хочет, быть запертым в одном единственном, ограниченном, маленьком теле-уме уже само по себе является пыткой, а уж когда он представляет себе, что и тело это несчастное запрут в каменном мешке другие маленькие, ограниченные тела-умы, тут уж он принимается выть, стенать и скрежетать зубами.
Как-то так совпало, что сегодня, в то же самое время, пока в Замоскворецком районном суде города Москвы читался приговор людям, вышедшим 6 мая 2012 года на демонстрацию, и попавшими под каток не слишком разборчивого российского правосудия, я слушал аудиокнигу моего любимого Курта Воннегута “A Man Without a Country” (Человек без страны)
Это очень горькая книга великого насмешника, фантазёра и гуманиста. Его последняя книга.
Вот, что я услышал в своих наушниках в то время, когда в Московском суде произносили приговор этим людям:
“Относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе”. Многие люди приписывают это высказывание Иисусу, потому что оно весьма в духе того, что Христос проповедовал. Однако, на самом деле это сказал Конфуций — китайский философ — аж за пять сотен лет до рождения величайшего и самого человечного из всех людей человека по имени Иисус Христос.
Китайцы также подарили миру — посредством Марко Поло — макаронные изделия и формулу пороха. Китайцы были такими тупыми, что сами использовали порох только для фейерверков. Впрочем, в те времена все были тупыми — настолько тупыми, что живущие в одном полушарии даже не подозревали, что существует еще и другое.
Определенно, мы прошли большой путь с тех пор. Иногда мне кажется, что лучше бы мы этого не делали. Я не испытываю добрых чувств по отношению к водородным бомбам и шоу Джерри Спрингера.
Но вернемся к людям вроде Конфуция, Иисуса и моего сына Марка, врача по специальности, каждый из которых по-своему объяснил, как вести себя более человечно в надежде на то, что в этом мире станет чуть меньше боли.
Особую симпатию среди этих чудаков я испытываю к Юджину Дебсу из Тер-ре-Хот, что в моем родном штате Индиана.
Вот вам информация к размышлению. Юджин Дебс ушел из жизни в 1926 году, когда мне самому не было еще и четырех. Он пять раз баллотировался в президенты от Социалистической партии и в 1912 году набрал 900 000 голосов, что составляло почти шесть процентов от общего числа избирателей. Можете себе представить? Во время предвыборной кампании он произнес следующие слова: “До тех пор пока существуют униженные, я — их представитель. До тех пор пока не перевелись преступники, я — один из них. До тех пор пока хотя бы одна душа томится за решеткой, я не чувствую себя свободным”.
Неужели, вставая каждый день с кровати ни свет ни заря, вам не хочется сказать: “До тех пор пока существуют униженные, я — их представитель. До тех пор пока не перевелись преступники, я — один из них. До тех пор пока хотя бы одна душа томится за решеткой, я не чувствую себя свободным?”
А как насчет так называемых заповедей блаженства в Нагорной проповеди Христа?
“Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими”.
И так далее.
Несколько отличается от положений республиканской платформы, не правда ли? От того, что говорят нам Джордж У. Буш, Дик Чейни или Дональд Рамсфилд. Согласитесь.
Почему-то те, кто громче всех кричит о том, что они — христиане, ударяя себя при этом кулаком в грудь, никогда не вспоминают о заповедях блаженства, зато частенько, со слезами па глазах, требуют, чтобы текст всем известных десяти заповедей был развешен во всех общественных зданиях. Как мы помним, принадлежат эти высказывания Моисею, а не Христу. Знаете, я еще ни разу не слышал, чтобы кто-то из этих правоверных требовал, чтобы Нагорная проповедь или хотя бы заповеди блаженства были хоть где-нибудь развешаны.
Например, “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” — в судах? А “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими” — в Пентагоне?”
К концу жизни великий Курт, похоже, почти совсем разочаровался в человечестве и окончательно в стране, гражданином которой считался. Через эту книгу, фактически, он назвал себя человеком без страны.
Знаете, я вот последнее время себя тоже спрашиваю, есть ли у меня ну хоть какие-то общие ценности с ценностями представителей нынешней власти и прочих официальных институтов и учреждений того государства, гражданином которого я являюсь? Нет, пока не нахожу ни одной. Может, вы мне подскажете?
Только не говорите мне ничего про олимпиаду. Она сегодня закрылась в Замоскворецком районном суде города Москвы.
А ещё я спрашиваю сам себя: “Неужели, вставая каждый день с кровати ни свет ни заря, тебе не хочется сказать: До тех пор пока существуют униженные, я — их представитель. До тех пор пока не перевелись преступники, я — один из них. До тех пор пока хотя бы одна душа томится за решеткой, я не чувствую себя свободным?”
Чем не клятва Бодхисатвы?
Вот имена людей, которых сегодня осудили:
Александра Наумова (Духанина) – 3 года 3 смесяца условно
Андрей Барабанов – 3 года 7 месяца, колония общего режима
Ярослав Белоусов – 2 года 6 месяцев, колония общего режима
Степан Зимин – 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Сергей Кривов – 4 года, колония общего режима
Денис Луцкевич – 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Алексей Полихович – 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Артём Савелов – 2 года 7 месяцев, колония общего режима
Особенность этих людей в том, что они не плохие и не хорошие – они обыкновенные, такие же, как мы с вами. Они не злодеи, не преступники, не хулиганы, не пламенные революционеры. Это просто люди, случайным образом выхваченные из толпы и отправленные за решётку, чтобы всей остальной толпе теперь стало очень страшно.
Если даже совсем не касаться правовых и моральных аспектов этого дела, а обратиться исключительно к прагматическим (ведь нынешнее правительство страны считает себя исключительно прагматичным, если не ошибаюсь), то на мой взгляд, это не слишком эффективный способ взаимодействия с народом, хотя бы и с его небольшой частью.
А вчера мне прислала свою музыку украинский композитор Виктория Полевая. Как она говорит, это произведение родом из переписки с одним английским поэтом, буддистом.
Произведение называется “Метта”, что в переводе с пали, в зависимости от контекста, может означать: дружественность, любящую доброту, или несколько громоздкое; но точное выражение “вибрировать вместе с другим”.
Так что, вместе с Викторией и английским буддистом, я посылаю эту “Метту” всем несправедливо и справедливо осуждённым.
Послушайте музыку, она очень хорошая, возможно через неё нам всем удастся что-то почувствовать вместе.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!