Сегодняшнее утро начал с медитации “memento mori” – задал себе вопрос, сформулированный таким образом:
Задал, а потом просто сидел в тишине, в пустоте, без всякого даже намёка на ответ. Ну а какой тут может быть ответ?
А после медитации написал такое:
Она задаёт их мне.
Спрашивает:
– Ну как, нашёл?
– Следующий вдох или, скажем, слово…
жест, взгляд, объятие или проклятие,
– вот мой ответ
Так что, да, пожалуй, нашёл.
А вчера вечером, уже перед сном, М. внезапно задала мне вопрос:
– Как ты относишься к фразе Елиезера Юдковского:
Я ответил, что как-то неприлично говорить о таком на ночь глядя, но потом, всё-таки продолжил, что для меня проблематично слово “ответственность”, не помещённое в определённый контекст. Ответственность перед кем или чем, собственно?
После достаточно продолжительного обсуждения с М. я пришёл к своей формулировке – возможно, менее лаконичной и острой, но зато более точной и раскрывающей для меня смысл:
Но что же может быть стимулом для меня к совершению более этичного выбора? Я агностик, я не боюсь никакого посмертного наказания – ни ада, ни плохого перерождения, потому что совсем не уверен в их возможности. Но мне нет необходимости доказывать себе возможность ада на земле. Моя собственная совесть вполне может предоставить мне услуги земного филиала ада.
Вот странник Молиясивака задавал вопрос Будде Гаутаме:
– Что значит: Дхамма (учение) ясно видима здесь и сейчас?
А Будда ответил ему:
– Послушай, Сивака, разве ты не замечешь разницы тех моментов, когда действуешь под воздействием жадности, страха, ненависти, отвращения, а когда твои действия свободны от этих чувств?
– Замечаю.
– Ну вот это и значит, что Дхамма видима здесь и сейчас.
-Патхама Сандиттхика Сутта (в моём пересказе)
Вот и я замечаю. Вот и я знаю, когда действую из страха, ненависти и жадности, знаю, когда я предаю свои глубокие ценности. А когда я знаю, тут же черти мой совести начинают подогревать меня на своей сковородке. Так мало ли мне этого ада, нужен ли ещё и посмертный для мотивации более этического выбора?
Нет, спасибо, лично мне вполне достаточно.
Разумеется, я всегда могу попытаться создать жаронепроницаемую прослойку между собой и сковородкой. Прослойка может состоять из логических обоснований выгодности определённых поступков, из их политической обоснованности, мол, мы бы и рады, но ведь никак невозможно – все так делают, это наши традиции, такое уж у нас общество, и вообще такова жизнь – юдоль печали и сборище подонков. Прослойка может состоять из алкоголя, интернета, компьютерных игр и прочих наркотиков. Прослойка может состоять из чувства принадлежности к каким-нибудь “своим”. Свои ведь всегда правы (правда?), даже если они сжигают живых людей в печах… но только по необходимости, а иначе как с ними? Ой, да мало ли у неё может быть слоёв – у этой прослойки между сковородкой совести и нежной плотью моей души?
Но зря, что ли, я медитирую? Зря, что ли, я задаю себе этот вопрос:
Он ведь, этот вопрос, в мгновение ока растапливает всякую прослойку, и ты начинаешь отчётливо чувствовать, достаточно ли уже накалилась сковородка. Медитация, да и любой взгляд, направленный внутрь, собственное ухо, приложенное к собственной же груди (фигурально выражаясь, фигурально – заворачиваться в сложные йоговские позы не обязательно), способствует обнаружению внутреннего морального закона – внутренней Дхармы. Прислушиваясь к ворчаниям, стукам и скрипам сердца, ты начинаешь всё больше различать, когда действуешь под воздействием жадности, страха, ненависти, отвращения, а когда твои действия свободны от этих чувств.
Знаете, есть такой анекдот – о том, как в одной весенней луже покоился пьяный мужичок. К нему подошла сердобольная женщина. Подошла и смотрит на него – сострадательно так смотрит, внимательно. Смотрит и молчит.
И вот через какое-то время мужик, наконец, заметил, что кто-то тут есть рядом, поднял лицо из лужи, встретился взглядом с женщиной и произнёс из сердца своего:
– Сама свинюка!
Я вот иногда слышу от людей эти слова, обращённые к жизни:
А может быть, жизнь – это та самая женщина, которая подошла к вам и просто смотрит. Смотрит, в общем-то, с состраданием. И может быть, в этом взгляде звучит этот тихий вопрос:
Мне нравится, как сказал когда-то Догэн об этическом выборе, и я уже много раз цитировал это. Но не грех и повторить:
И музыка:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!