Итак, начинаю…
Секулярный Буддизм может показаться противоречивым словосочетанием.
“Буддизм – это же религия!” – справедливо возмутитесь вы, и будете по-своему правы.
И действительно, возможно ли Cекулярное Христианство или Cекулярный Ислам?
Ну, чем чёрт не шутит, когда-нибудь и такое чудо может произойти.
А пока приходится довольствоваться только Секулярным Буддизмом. Он уже существует и даже активно развивается.
Ведь для разных людей Буддизм может быть очень разным.
Для одного – это религия (тоже, кстати, хороший вопрос – что такое религия?).
Для другого – утончённая и глубокая философия, на изучение только одной из ветвей которой может уйти девяносто девять жизней.
Для третьего – способ жизни (одной жизни), Путь.
Для четвёртого – тусовка.
Для пятого – всё это вместе взятое.
Для шестого – чертовщина какая-то.
Люди и во времена Будды искали смысл жизни, хотели понять устройство вселенной, своё место в ней. Они также хотели осмыслить свой опыт повседневной жизни, понять, как им справляться со страданием, неудовлетворённостью, как им научиться принимать вещи, которые трудно принять. И с тех пор в этом плане ничего не изменилось.
Всю историю человечества, его, человечество, волновали эти вопросы. И сейчас волнуют. В этом смысле ничего не меняется, так что, можно вздохнуть с облегчением – хоть какая-то стабильность существует. Однако культура меняется непрестанно: мы не видим мир так же, как его видели люди 2500 лет назад, да что там говорить, мы не видим мир даже таким, каким видели его наши родители.
Кстати, одна из базовых аксиом, на которых строится учение Будды – это непрерывная изменчивость всех форм, и мы, разумеется, не можем исключить из этого потока изменчивости формы передачи самого учения Будды.
Буддизм как глобальное явление очень многообразен. Судя по историческим исследованиям, уже с самого своего начала он не был однородным и на протяжении двух с половиной тысячелетий своего существования он неминуемо менялся.
Так же, как вода принимает форму сосуда, Буддизм всегда принимал форму культуры, в которую попадал.
Когда-то Буддизм встретил Даосизм и от их счастливого брака родилась неведома зверушка – Дзэн. В другой раз в своём бесконечном странствии, Буддизм повстречал Тибетский Шаманизм, и от этого союза появился также весьма необычный и талантливый ребёнок.
И вы не подумайте, что Буддизм такой ветреный, и вообще, ловелас. Нет, он просто всех очень любит.
А вот современная западная культура склонна опираться на научно обоснованные и светские мнения. И Буддизму это понравилось.
Таким образом, Секулярный Буддизм является вполне законнорожденным ребёнком Буддизма и западного светского подхода к жизни.
Агностики, атеисты, скептики, секулярные гуманисты, ищущие практический и теоретически обоснованный путь освобождения от страдания и наполнения своей жизни смыслом, но, тем не менее, не желающие присоединяться ни к суровым бюрократическим религиозным институтам, ни к расхлябанному хиппи-ньюэйджу, могут найти некоторые ответы для себя в Секулярном Буддизме.
Мы, люди, вовлечённые в это движение, преимущественно сосредоточены:
- Во-первых, на освобождении от страдания в этом мире и в этой жизни, не беря в расчёт ни посмертное существование, ни прочие формы потустороннего опыта.
- Во-вторых, мы ищем пути для личного и социального развития в современном культурном контексте и обращаемся к старым традициям исключительно как к полезным инструментам и только в том случае, если они применимы к современности.
- В-третьих, в своей теории и практике мы не основываемся на верованиях, догмах и утверждениях, которые невозможно проверить в естественном, физическом мире.
Большинство из нас не исключает принципиальную возможность определённых явлений, таких как реинкарнация, например, но без предоставления весомых доказательств предпочитает оставаться на агностических позициях.
В целом, вслед за Буддой Гаутамой, мы считаем, что метафизические вопросы, такие как существование Бога или бессмертной души, не столь насущны, как вопрос освобождения от страдания непосредственно в этой жизни и в этом мире.
И что я собираюсь делать в этом блоге, это постепенно раскрывать этот путь, рассказывать, как я сам по нему иду, понимаю его, переживаю его, и как по нему идут мои попутчики: люди разных национальностей, возрастов, сексуальных ориентаций и политических взглядов.
Так как движение это (Секулярный Буддизм) ширится и развивается в разных странах, где люди разговаривают на разных языках, то чтобы как-то понимать друг друга, им всем приходится это делать на одном языке. Так уж исторически сложилось, что язык этот английский.
Учитывая, что народ российский, будучи отгорожен от остального мира непроходимыми снежными заносами, в массе своей английского не знает, то надо как-то всё это доносить на русском. А что делать? Вот я и взвалил на себя эту непосильную ношу. Хотя сам-то только и делаю, что расчищаю языковые снежные заносы в своей пустой голове.
Но придётся теперь доносить.
Доносить на секулярных буддистов.
Несколько ссылок на англоязычные ресурсы:
- Ассоциация Секулярных Буддистов – главное их гнездо, где они высиживают свои “Дхармические яйца”. Там вы можете найти много информации: тексты и подкасты, очень много интересных разговоров с интересными же людьми, не только секулярными и не только буддистами.
- Buddhist Geeks – подкаст, не только по Секулярному, но и по всякому Буддизму, старающемуся приспособиться к современному миру с его технологиями, наукой и прочими приложениями.
- Стивен Бачелор и его жена Мартин – одни из главных идеологов и двигателей Секулярного Буддизма.
- Здесь обитают секулярные буддисты Британии.
- Кен Маклауд из клана Маклаудов – ещё один прагматичный буддист.
- Очень интересный Доктор Хенсон, который соединяет психологию, нейрологию и Дхарму:
- Голый монах Стивен Скеттини
- Секулярная Дхарма с Доктором Дагом Смитом
- Ещё один подкаст – Ной Рашета и его Секулярный Буддизм
- Подкаст писателя и исследователя Роберта Райта – The Wright Show
Мои русскоязычные коллеги, не называющие себя секулярными буддистами, и всё же, довольно близкие мне по взглядам на практику медитации и Буддизм:
Эрос и Космос
Деятельное присутствие
Практика внимательности
Внимательность детям
Лаборатория RealMindfulness
Блог Николая Перова
Mindup.Center
Блог Дмитрия Шаменкова
Сайт Екатерины Карпович
Блог Наташи Донской
Блог Евгения Пустошкина
Естественный подход
Свобода ума
Дхаммасукха
Блог Александра Адушкина
Осознанный путь
Если же вам интересно продолжение моих рассуждений о Секулярном Буддизме, то прочтите следующий пост под названием
Определение Секулярного Буддизма
Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.
И в заключение, чтобы лучше понять все, что я сказал выше, посмотрите этот ролик:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!