
Пушкин и Языков в Михайловском. Художник: Дмитрий Анатольевич Белюкин.
Тьма
Готовят просвещенья дух…
-Александр Сергеевич Пушкин
Вообще-то, по большому счёту, медитация (тот её вариант, который я преподаю) нужна нам не для успокоения, не для снятия стресса, не для расслабления, не для экстаза, не для мистического опыта.
Это всё может происходить, конечно, но я это считаю лишь побочными и необязательными эффектами.
Медитация нужна, чтобы внести больше ясности в свою жизнь. Увидеть её ярче и глубже.
И понятно, что когда мы начинаем всматриваться в себя, в свой способ жизни, в свои повседневные привычки, то далеко не всегда видим розы и бутоны – очень часто… очень-очень, мы, как в известном рассказе Зощенко, видим “гниль и гнусь, и тряпицы разные. И всё это светлым светом залито и в глаза бросается”.
-Михаил Зощенко “Бедность”
То есть медитация – это не что иное, как лампочка.
И лампочка вам не хочет сделать зла, лампочка вообще ничего не хочет. Она просто светит и освещает то, что есть, то, что у вас в доме накопилось к моменту медитации.
Возможность выбора: оставить всё как есть и каждый день, видя при ярком свете гниль и гнусь, аккуратно их огибать при проходе через комнату; прибраться, насколько получится, навести порядок и красоту; или вывернуть к чёртовой матери лампочку и, блуждая в сумерках, то и дело спотыкаться о разбросанные в беспорядке вещи.
Хотя, если честно, людей регулярно медитирующих и при этом совершенно ничего не меняющих в свой жизни я не встречал. Поэтому выбор можно свести к двум опциям: выбирать свет или сумрак.
Свет
Подруга и постоянная участница моих ритритов Олеся Гарифулина написала:
Я вся в этот момент – тишина и свет…
А раньше ведь и не заметила бы, уткнувшись в комп, телек, телефон или тетради… И не знала бы, что и внутри меня есть особое место тишины.
А благодаря медитациям – знаю”.
Другой человек, откликнувшийся на эту её заметку в фейсбуке, написал, что у него нет времени на медитацию, ибо дети, работа и вообще…
На что я, в свою очередь, невежливо ответил вопросом, что если мы обнаруживаем, будто у нас нет пятнадцати-двадцати минут в течение дня, чтобы просто спокойно посидеть, то, возможно, это хорошая причина ещё внимательнее всмотреться в свою жизнь? Всё ли с ней в порядке?
Осенние дожди. Пушкин в Михайловском. Художник: Виталий Серафимович Шилов
Балкон
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…
-Александр Сергеевич Пушкин “Каменный гость”.
И вспомнилась мне моя собственная история.
Я ведь тоже с детьми жил. И хотя был абсолютно непричастен к появлению их на свет, тем не менее в течение без малого десяти лет проводил с ними день за днём, был для них другом и отцом насколько мог. И дети эти были как все дети, то есть занимали собой всё имеющееся пространство. Гигантские такие были дети.
Имелось у нас две комнаты и кухня, на четырёх человек и одну собаку, и всё это пространство было всегда всеми занято. Я уж не говорю о туалете, в который очередь вечна, от начала времён и до их завершения.
И как тут медитировать прикажете?
Ну, пытался я вставать пораньше, но это не слишком помогало, потому что, во-первых, для этого надо было и ложиться пораньше, а во-вторых, дети вставали ещё раньше, а собака, похоже, и вовсе не ложилась.
Но однажды свет медитативной лампочки в моей голове внезапно вспыхнул особенно ярко и осветил… Балкон!
– Балкон! – сказал я всем окружающим меня людям и собаке.
– Балкон? – насторожились мои домочадцы, подняв уши.
– Балкон! – нахально повторил я.
Балкон у нас был достаточно просторным, застеклённым, но использовался преимущественно как склад всего ненужного. Ну, вдруг пригодится?
И вот, оставив за спиной все сомнения и любопытствующую семью, я решительно вступил в балкон…
Примерно неделю я потратил на то, чтобы выкинуть припрятанную на случай войны, падения метеорита и прочих невзгод коллекцию “самого необходимого” и полностью преобразить типичную лоджию в панельном доме в медитативный, с позволения сказать, будуар. Я соорудил там настил, по ходу дела убив ещё одного зайца, ибо под настилом образовалось пространство, которое мы стали использовать как погреб, храня там всякие соления и варения… тоже, разумеется, на случай войны и метеорита. Сверху же весь балкон был теперь обит ковром, хоть и старым, но сохранившим немало достоинства и гордости за свою былую роскошную жизнь (как видите, “ненужное барахло” таки пригодилось).
И конечно…
И конечно, теперь там стояли китайская чайная доска, чайная же полочка с набором всевозможных принадлежностей плюс книжная полка с книжками исключительно по медитации. Слава богу, в те времена их было не очень много. Две, если быть точным.
Разумеется, ключевым во всём этом балконном деле был аккуратно врезанный замок, ключ от которого теперь хранился на моём теле.
И конечно…
Конечно, всей семье новый балкон ужасно понравился. И семья сказала: “Ну что же, теперь мы будем проводить там время! Гав!”
Но ключ, я напомню, хранился на моём теле, и отнять его можно было только через этого тела хладный труп. Крови же в семье никто в общем-то не хотел. Собаку в расчёт тут можно не брать, она была не слишком большая, да и вообще самая миролюбивая из всей семьи.
Ну, в общем, начал я уединяться и сидеть там – на своём балконе, пока семья, мстительно прищурившись, смотрела на меня сквозь стекло.
И конечно…
Конечно, впоследствии все туда допускались и играли там, и читали книжки, и сидели вечером при свечах, и пили чай и вино… но только по моему разрешению.

Осень в Михайловском. Художник: Николай Никитович Репин.
Гений, Парадоксов друг
И для чего я вам рассказал эту историю?
Просто надо внимательнее посмотреть на свои стереотипы, на перфекционизм свой, на максимализм – если уж медитировать, так чтобы у меня был для этого отдельный дом медитативный, а лучше монастырь. Чтобы времени у меня было на медитацию 37 часов в сутки. А золотая рыбка, непременно, должна быть у меня на посылках!
И тут, кстати, опять медитация может помочь – помочь увидеть реальные возможности небольших изменений.
…и опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
У меня-то ведь тоже друга Геной звали.
P.S.
Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе — жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.
У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто:
жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.
Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.
Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.
–Булат Окуджава, “Счастливчик”
Упомянутый в посте рассказ Михаила Зощенко, с моими комментариями:
Да будет свет!
Так же упомянутый пост Олеси Гарифулиной:
Каждый день я делаю вдох
Если хотите, вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Расписание моих программ на 2020 год, можно посмотреть здесь:
А балконы, как оказалось, не один я люблю. Вот целое телевидение на балконе, причём в совершенно разных городах. Сегодня трансляция с балкона в городе Будапешт:
А здесь у нас и свежий Пушкин имеется:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!