Рубрика:
Диалоги
На этот раз он посвящён двум практикам – осознанности и эстетики – и тому, как они совмещаются, как поддерживают друг друга. Несмотря на кажущуюся “лёгкость” темы, она поднимает глубокие чувства и важные экзистенциальные вопросы.
Вот такой вопрос мне задали в группе (имя вопрошающего я изменил):
Айгуль:
Валерий, здравствуйте!
Не знаю, как точно сформулировать вопрос. Просто начну писать.
Вопрос такой: сколько нужно быть с этим неприятным тебе чувством?
Сколько раз медитировать или осознавать, что вот эта тема вызывает раздражение, эта – страх.
Через сколько часов или медитаций это начнёт отпускать?
Как это было у Вас?
Сколько времени быть с этим?
Мои друзья неделю назад начали делиться со мной своими новостями: у одного друга мама сильно заболела, у подруги бабушка при смерти, вчера я была на life ceremony (это поминки в США) – всё это вызвало волну воспоминаний из моей жизни на тему смерти и потери близких.
Здравствуйте, Айгуль!
Разумеется, у каждого человека свой опыт взаимодействия с трудными чувствами, и я лишь выскажу своё мнение на этот счёт.
Вообще, хорошо бы начать с вопроса, что значит “начнёт отпускать”?
Вы сможете быть более устойчивой к этим чувствам?
Они не будут вас захватывать на 100%, полностью поглощать?
Или вы хотите, чтобы они не приходили к вам вовсе?
Я бы хотел начать с последнего, ибо здесь кроется опасность.
Опасность максимализма: “Я вообще никогда не хочу испытывать негативные чувства”.
Почему такой максимализм опасен?
Во-первых, потому что он иллюзорен.
Никогда не наступит такого времени, когда вы будете испытывать только и только позитивные чувства. Потому что вы живы, а живой человек живёт между светом и тьмой, между страданием и наслаждением.
Во-вторых, потому что при попытках “закрутить внутренние гайки”, сепарироваться от чувств или подавить их вы вместе с негативными чувствами подавляете все чувства вообще – скопом.
Постепенно вы становитесь нечувствительной, что-то в вас умирает.
Собственно, что отличает психопатов?
– То, что они не способны испытывать обычные человеческие чувства – ни страдания, ни сострадания, ни глубокой радости и счастья тоже.
И в медитации, если её использовать неправильно, существует такая опасность – постепенно становиться отрешённым от любых человеческих чувств.
Я встречал в жизни таких “холодных медитаторов” – с ними не слишком приятно находиться рядом.
Потому что ожидаешь быть рядом с тёплым человеком, а оказываешься с холодной машиной.
Но всё-таки это только тенденция, ибо, как я сказал в первом пункте, перестать чувствовать совсем невозможно.
Просто можно чувствовать больше или меньше, тоньше или грубее, яснее или смутнее.
И наконец, в-третьих, когда дело касается таких базовых экзистенциальных тем, как наши взаимоотношения со смертью, старостью, болезнями, потерями близких, – от этого невозможно уйти, невозможно отстраниться.
Ведь это главное условие жизни – “встречи и расставания”.
Встречи и расставания с другими людьми, встреча и расставание со своей жизнью.
Но!
В нас встроен механизм автоматической реакции отторжения на любое неприятное чувство.
Поэтому нам чрезвычайно сложно быть с этими чувствами. Механизм-то работает на то, чтобы отвернуться, убежать, сепарироваться. Неприятное ощущение – это триггер, заставляющий нас незамедлительно действовать.
И здесь мы попадаем в ловушку нашей базовой внутренней разделённости – на животное и человека.
Животное внутри паникует и кричит: “Беги, спасайся от неприятного – это опасно!”.
Внутренний же человек не может никуда убежать, ибо он человек.
Ибо ему необходимо хоронить своих мертвецов, ему необходимо оплакивать их, ему необходимо учиться принимать трагичность жизни.
И путь медитации – он, конечно, парадоксален, ибо идёт вразрез с нашими животными инстинктами. Он именно человеческий.
Парадокс в том, что там, где животное должно автоматически реагировать, человеку нужно смотреть на саму эту реакцию.
Там, где животное автоматически отпрыгивает, убегает, человек останавливается и всматривается, прислушивается, чувствует.
Поэтому описание медитации чрезвычайно просто, по сути:
1.Остановись.
2.Почувствуй, как реакция возникает (как именно она переживается: мысли, чувства, физические ощущения).
3.Побудь с ней, наблюдая все её изменения. Побудь с ней, даже когда эта волна реакции на самом своём гребне, когда труднее всего.
4.Заметь, почувствуй, как реакция уходит, как волна спадает.
Она уходит неизбежно, потому что всё в жизни уходит. Мы знаем это, но нам важно не знать, а переживать это в опыте.
И при всей простоте описания этой нашей практики она, разумеется, чрезвычайно трудна в исполнении, ибо… возвращаемся к началу: естественная биологическая реакция требует от нас незамедлительного и автоматического следования за ней.
И теперь возвращаемся к вашему первому и главному вопросу: когда начнёт отпускать?
Я не знаю.
Когда вы научитесь быть с реакцией, замечать её приход, развитие и её уход.
Сколько эта тренировка возьмёт у вас времени – неизвестно.
И вообще это бесконечный процесс.
Это всё равно что спросить: когда я стану достаточно сильным?
Сильным для чего?
Достаточно гибким – гибким для чего?
Достаточно выносливым – достаточно для чего?
Когда я выучу иностранный язык?
– Выучите в достаточной степени для каких нужд: говорить с продавщицей в магазине, устроиться на работу в этом же магазине, устроиться на работу профессором в университете, писать на этом языке романы, писать стихи?
Поэтому у меня нет ответа на вопрос, когда начнёт отпускать.
Возможно, Айгуль, в техническом смысле (как нам тренировать себя) вас смогут поддержать эти два моих текста:
Рубрика:
Диалоги
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!