Дневник погоды одного лица
Что я увидел в зеркале – 9
наполняю его собой
наконец-то.
Утреннее лицо, дождливое лицо – под стук дождя в окно, при неровном рассветном свете.
Лицо – это пространство. Чтобы сделать пространство своим, его нужно обжить. Его нужно потрогать и наполнить своим вниманием. Тени под глазами, печаль в глазах, красота в глазах, кривые зубы и три прыща на лбу. Лицо, несущее следы детства, лицо стареющее. С каждым днём стареющее. Я обживаю его, наполняю его собой.
Каждое утро я выхожу на террасу и смотрю на окружающие меня город, море, небо. Каждое утро они разные – то тишина и полный штиль, а то ветер или даже буря, то дождь, то роса, то туман, то чайки, то ласточки, то гуси пролетают косяком. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – бурей. Какая бы ни была погода, я стараюсь высунуть нос наружу, хотя бы на несколько минут, каждое утро. Чтобы встретиться с моим только что родившимся другом – Новым Днём.
Потом мы с Днём садимся вместе, чтобы отметить его День рождения праздничным утренним чаем. На самом деле это, конечно же, не только его День рождения, но и мой. Я ведь тоже только что выбрался из тёмной утробы матери-Ночи. Мы сделали это вместе с Днём, мы с ним близнецы-братья. А может быть, я и есть он? Может быть, я и есть этот только что родившийся День? Может быть, моё имя – Сегодня? А всё, что я вижу вокруг: этот собор на холме, это восходящее над холмом солнце, эти черепичные крыши вокруг, это безбрежное море вокруг крыш, рыболовные катера, уходящие в море, рыбаки, стоящие на пирсе с удочками, чайки в небе, ласточки и стрижи и само бездонное небо, со всеми его несчётными световыми годами, вмещающими несчётное количество галактик и прочих миров, – всё это и есть я под именем Сегодня?
Попив чаю, я – Новый День вместе с Новым Днём садимся медитировать, чтобы ещё лучше узнать друг друга, глубже познакомиться, укрепить нашу дружбу, чтобы обняться и дышать одним дыханием.
Обычно мы просто сидим – это такой вид формальной медитации, принятой в школе Сото-дзэн: просто сиди и просто будь с этим моментом, а когда он закончится, будь со следующим моментом, – это вся инструкция. Ну, почти вся.
Но вот уже неделя, как я просто сижу перед зеркалом. У нас в компании с Днём появился третий – я в зеркале.
То есть теперь каждое утро на свет рождается тройня: я-День, я-я и я-отражение.
Мы сидим все втроём в одном зендо (медитативном зале). Но что же это за зал такой? Зазал?
Зал – это сознание. Тут, конечно, очень хочется сказать «моё сознание», но язык не поворачивается. Какое же оно моё, если вмещает в себя рыбаков, море, собор на холме, солнце и все галактики? Или всё-таки моё, именно потому что вмещает в себя рыбаков, море, собор на холме, солнце и все галактики?
Но моё или не моё – это неважно. Принадлежит ли вода реке или вода и есть река? Принадлежит ли пространство небу или небо и есть пространство?
Принадлежит ли сознание мне или я и есть сознание?
А лицо? Вот это лицо в зеркале? Принадлежит ли оно мне? Надо ли его делать своим, или можно отпустить на волю? Возможно ли его отпустить? Есть ли тут кто-то, кто мог бы присваивать и держать или отпускать? Можно ли присваивать или отпускать погоду дня?
А какая сегодня погода у лица, кстати? Штиль, буря, солнечно, затяжные осадки, переменная облачность?
Сегодня погода лица совпадает с погодой на террасе – безмятежно тихая. Только голуби курлыкают неподалёку, стрижи рассекают крыльями воздух, а чайки слышны где-то далеко-далеко. Вот такое сегодня лицо. Такое сегодня утро. Такой сегодня я.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!