или
Четыре встречи Будды
или
Жизнь в эпоху перемен
или
ещё что-нибудь этакое – патетическое.
Рубрика
Подлинная Жизнь.Тексты
“Ничто не постоянно в этом чёртовом мире – даже твои злоключения”.
– Чарли Чаплин
Бывает, что некоторые события жизни врезаются в память. И вот, вроде бы много подобного было, но почему-то именно это – одно единственное запоминается особенно.
Вот один такой случай.
Лет восемь назад на одном из семинаров я проводил специальный процесс, посвящённый непостоянству.
В тот раз, это было непостоянство в контексте человеческих отношений.
Люди приходят в нашу жизнь, мы сами приходим в чью-то жизнь – мы встречаемся. Мы дружим, любим, у нас развивается какая-то совместная история – короткая по времени или длинная, интенсивная, бурная, насыщенная событиями, или вялотекущая…
и потом мы расстаёмся.
Люди уходят из нашей жизни. Уходят всегда, уходят обязательно.
Кто-то уезжает, кто-то умирает, с кем-то связь ослабевает постепенно, но отношения так или иначе завершаются – если не люди от нас уходят, то мы от них.
И в конце концов мы сами покидаем сцену своей жизни. Эта встреча со зрителями тоже заканчивается.
Занавес, бурные аплодисменты, но на бис уже никто не выходит!
Осознанию этой темы – встреч и расставаний и был посвящён тот процесс на семинаре.
Сколько бы раз я ни проводил его, он всегда проходит сильно, эмоционально, затрагивая глубинные пласты сознания, поднимая много “теневого психического материала” (выражаясь кондовым психологическим языком) у участников и у меня самого.
В тот раз в группе был мужчина средних лет, который только что влюбился.
Его отношения с любимой девушкой были ещё нежны и свежи, как лепестки ириса. Он чувствовал, что в его жизни начинается какой-то новый и очень важный период…
И тут, на этом процессе, он как-то вдруг очень остро почувствовал, глубоко увидел, пережил, осознал…
что и эти отношения, эта его связь – такая высокая, нежная и важная для него – рано или поздно закончится. Что, так или иначе, они расстанутся. Обязательно!
Просто потому что так устроено время, так устроена жизнь – такой вот формат!
Этот человек не был идиотом ничего не знающим о мире, напротив, он был одним из самых умнейших людей, с которыми я встречался в жизни. Человек, много лет проработавший в большом бизнесе. Человек, довольно цинично смотрящий на жизнь.
И конечно же, умом он всё понимал и знал. Тем не менее, этот процесс ошеломил его, и потом ему пришлось довольно долгое время осмыслять этот опыт, переваривать его, интегрировать и искать для себя новые точки опоры.
Будда
Наверняка вы помните легенду о жизни Будды Гаутамы.
Вкратце перескажу самую драматичную и знаменитую её часть.
Жил был принц по имени Сидхартха Гаутама. Ну, а если он принц, то понятно, как он жил – как принц!
В полном достатке, довольстве и удовольствиях. С самого детства родители оберегали его от любых волнений и контактов со страданиями этого мира.
И вот, достигнув приличного уже возраста 29 лет, он без разрешения отца поехал кататься в повозке по городу.
Представляете, дожил до 29 лет и ни разу со двора не выходил!
Конечно, на улице его ждали открытия.
Он встретил там немощного старика, встретил тяжело больного человека, и встретил похоронную процессию.
Всякий раз Гаутама спрашивал своего умудрённого жизненным опытом возницу, что это такое?
Возница терпеливо объяснял, что же именно это такое, приговаривая при этом, что, мол, и с вами, Ваше Высочество, и с вашими близкими когда-нибудь случится то же самое.
Гаутама бледнел, мрачнел и кусал губы.
В конце прогулки они повстречали ещё и йога, отошедшего от мирских дел и посвятившего себя самоисследованию.
И возница, указав на йога кнутом, философски заметил, что это, мол, возможный выход из затруднительного экзистенциального положения.
Потом Гаутама весь расстроенный вернулся домой, а через несколько дней покинул этот свой дом, став таким вот йогом-исследователем.
Шесть лет он скитался по разным учителям, и разочаровавшись в них всех, плюнув, сел под деревом в одиночестве и решил не вставать из под него, пока не поймет, как же эту проклятую жизнь жить и не сходить при этом с ума.
Ну и конечно, как в любой сказке, через некоторое время понял.
Понимание это его впоследствии назвали пробуждением, а Гаутаму пробудившимся или сокращённо – Буддой.
После этого он 45 лет ходил по городам и сёлам, учил своему методу, пока не траванулся какой-то гадостью и уж пробудился от этой юдоли печали окончательно.
Это, понятно, сказка, ибо никакой человек ни в прошлом ни в нынешнем мире не способен дожить до 29 лет ни разу не столкнувшись со старостью, болезнью и смертью.
Да и принцем-то, как утверждают современные буддологи, Гаутама никогда не был – так, сын губернатора небольшой области, по нынешним меркам.
Так что, никаких роскошных дворцов у них не было, и работали они все в поле и огороде.
Но это неважно, ибо сказка эта абсолютно правдива в экзистенциальном смысле.
Каждый из нас в определённом возрасте, обычно, гораздо раньше, чем в 29 лет, выходит из своего “дворца” детской, защищённой, беззаботной жизни.
И с чем мы сталкиваемся, покинув этот “зачарованный дворец”?
Вот с этими самыми открытиями – что жизнь непредсказуема, что никто понятия не имеет, как её жить (даже родители), что она никогда не приносит окончательного и постоянного удовлетворения.
Никто также понятия не имеет, кто мы вообще такие – люди – откуда взялись и есть ли у нас какая-то цель помимо размножения.
Зато доподлинно известно, что старости миновать можно только в одном случае – умерев молодым.
И таки да – смерть рано или поздно сделает своё дело. Oднако, опять же, подгадив – не спросясь твоего совета, когда именно для тебя было бы удобнее всего покинуть сцену.
Это и есть наша экзистенциальная реальность, задающая довольно жёсткий формат жизни.
Итак, реальность есть, мы все её видим, понимаем, но как мы живём в ней?
Как мы взаимодействуем с этими факторами жизни: изменчивостью, неопределённостью, непостоянством?
Самый распространенный у людей способ – это не взаимодействовать с этими факторами вовсе.
То есть мы видим их, конечно, но старательно отворачиваем голову. Мы знаем о них, но стараемся забыть.
А если жизнь напоминает нам о них (а она регулярно это делает), то у нас портится настроение вплоть до тяжелой депрессии.
Что же делать?
Первое, что важно понять, это то, что никакой нашей вины в том, что мы отворачиваемся и хотим забыть, нет. Это такая программа внутри нас встроена и не мы её себе ставили.
Поэтому не надо создавать себе дополнительный стресс и укорять себя: Ах, шакал я паршивый, об экзистенциальной ситуации не помню!
Но второе, что нужно увидеть, – это то, что потенциально, мы можем перепрограммировать себя. И это уже наша ответственность.
В этом нам тоже помогает программа, которую не мы себе ставили.
Это нелегко, это занимает много времени и усилий, но это возможно.
Пример Гаутамы Будды и многих других следующих по его стопам или параллельным курсом, сообщает нам об этом.
Мы не можем избавить себя от боли потерь. Боль не уйдёт окончательно, но мы можем научиться жить с болью. Переносить её, переживать как глубину и тайну жизни.
Мы не можем навсегда избавиться от страха перед изменениями, но мы можем научиться не поддаваться ему.
Мы можем найти в этой ускользающей жизни опору!
Точки опоры!
Но на что же нам опереться, если жизнь постоянно ускользает из под ног?
Я, лично, искал ответы на этот вопрос всю жизнь и в разных местах.
Сейчас, когда мне уже далеко за сорок, я пришёл туда же, куда заглядывал неоднократно.
Заглядывал, да все уходил, в надежде, что где-то, возможно, откроется мне какая-нибудь более всеобъемлющая, глубокая, широкая, высокая… (продолжите список) истина.
Тайны и всякие бездны мне, конечно, открывались, куда же без них, тем не менее, наиболее простыми, ясными и практичными безднами оказались для меня всего две.
Два навыка помогающие мне жить:
- Присутствовать в данном моменте
- Как можно чаще сверять свой путь с важными ценностями и большими смыслами.
Присутствие
Навык присутствия развивает медитация – практика осознанности (внимательности).
Медитация помогает вам жить, потому что погружает в непосредственное переживание жизни.
Вот прямо сейчас она погружает вас в более полное переживание этого самого сейчас. А в следующий момент опять возвращает вас в сейчас – и так момент за моментом.
И постепенно мы начинаем всё яснее видеть, чувствовать, переживать, что в реальности ничего больше и нет.
Ну не можете вы ни за что зацепиться: ни за отсутствующее прошлое, ни за отсутствующее будущее, ни за непрерывно ускользающее настоящее.
Не можете и всё тут!
И в связи с этим вызревающим пониманием, очень постепенно, опять же, что-то внутри всё больше расслабляется. Что-то отпускает.
Этот постоянный внутренний спазм автоматического цепляния за приятный опыт и автоматического же отталкивания неприятного, он постепенно расслабляется.
Ты просто переживаешь текущую через тебя жизнь.
Жизнь, текущую болью и удовольствием, печалью и радостью, страхом и любовью… жизнь текущую каждым вдохом и выдохом.
А ты при этом и пространство, в котором жизнь течёт и само это течение.
Когда живёшь именно так, то все тревоги и страхи изменений, даже страх смерти, включаются в этот поток, но поток гораздо шире и глубже чем они.
Когда живёшь так, приходит базовое доверие жизни.
Если здесь не за что зацепиться, то нечего и бояться.
Боль, потери, болезнь и смерть приходят, и тебе остаётся только переживать их.
Тебе остаётся, также, только переживать свой страх по поводу будущего – по поводу будущих потерь и смертей.
Но это всего лишь переживание.
Преходящее переживание.
Да, твои отношения с любимой девушкой временны, любовь земная временна. Она закончится, вы расстанетесь.
Но сейчас, вот прямо сейчас – это переживание и есть твоя реальность.
Как сказал один мастер дзэн:
Я не знаю как насчёт просветления. Слишком уж тёмное это понятие, но я знаю одну хорошую новость. Она состоит в том, что к такому самоотождествлению и образу жизни, из него вытекающему, можно постепенно прийти.
Навык такого восприятия мира развивается практикой осознанности.
Это происходит не быстро, очень нелинейно – с многочисленными падениями и подъёмами, откатами назад, но это возможно.
С практикой ты постепенно становишься легче: сначала плаваешь на миллиметр над землёй, потом на десять сантиметров, а потом, глядишь и на метр взмоешь.
А люди посмотрят и скажут: Парит наш орёл!
Ценности и Смыслы
Теперь о втором навыке:
С этим всё немного сложнее.
Где нам брать смыслы?
Если раньше традиционная культура предоставляла уже готовые смыслы и ценности, то сейчас их необходимо обнаруживать в личном поиске.
Если вы берёте готовые, чужие, они могут оказаться мёртвыми для вас.
Ведь как раньше было?
Родился человек в племени каком-то, и ему с малолетства соответствующие сказки у костра рассказывают, песни поют, пляски пляшут. Потом в определённом возрасте инициацию проводят. Если выжил – значит, готовый к употреблению человек!
Для всего племени смыслы и ценности одни – готовые.
Ради них человек и живёт.
Я не собираюсь тут оценивать, хорошо это или плохо, так вот жить. Жить вообще всем.
Потому что я человек современный, ориентированный к востоку задом, к западу – передом.
Для меня одна из важнейших ценностей – это личность, а следовательно, и личный поиск смысла моей уникальной жизни.
И я знаю, что таких как я, сейчас много. Ну, наверное, большинство из вас, читателей моего блога, из таких.
Мы живём в более неустойчивом мире, в определённом смысле в более экзистенциално-опасном (во завернул!), но мне кажется, и в более интересном.
Хотя, это всё относительно, конечно. Кому-то интересно взрывать себя и окружающих за религию своих предков.
Так вот, нам, таким вот искателям, необходимо постоянно искать главные смыслы своей жизни. Открывать их и воплощать.
Совершать своё Путешествие Героя в поисках своего же очень личного сокровища.
А в Путешествии Героя что важно?
Важно не только найти сокровище, но и принести его назад – в своё царство, свой город, свою деревню, свой дом.
Через своё действие, через свою реальную жизнь на земле – про-явить, во-плотить.
Дать этой ценности плоть, тело.
Скажем, если вашей ценностью является свобода, то она останется абстракцией до тех пор, пока вы не поймёте для себя, какие именно аспекты этой свободы для вас важны, и как именно, как конкретно, вы можете реализовать их через свою жизнь.
Что для меня здесь важно, это то, что ценности я обнаруживаю сам, они не надеты на меня сверху – родителями, народом, государством, церковью. Они могут совпадать с ценностями родителей, скажем, или отличаться от них, но важно, что я сам их сознательно выбрал, проделав предварительную работу, предварительный поиск.
Это не коробочка в которую меня кто-то засунул, это берега моей жизни.
Да, вот, хорошая метафора!
Если моя жизнь – это река , то присутствие, осознанность, свидетельствование непрерывного течения жизни – это вода, а ценности – это берега реки.
В процессе жизни, по мере течения реки, берега меняются – они, то пологие, то вздымаются утёсами, но они всегда существуют.
Ведь, если не будет берегов, не будет и реки.
Ловушка 26
Однако, как я сказал в начале, с ценностями и смыслами всё не так просто.
Мы прекрасно осведомлены, что ценности могут стать ловушкой. Ценности легко превращаются в “скрепы”, ради которых люди идут убивать других людей.
Любой фанатик имеет очень крепкие ценности – не сдвинешь.
На то он и фанатик, чтобы не сомневаться в своей правоте.
Жёсткие “скрепы” надёжно защищают человека не только от сомнений, но и от волнительного контакта с тайной жизни, с её поэзией и музыкой.
Всё становится ясно – гдё чёрное, где белое, и кого надо бы сжечь, чтобы не портил вид.
Скрепы, обычно, препятствуют развитию первого навыка, о котором я говорил – присутствию, в том, что происходит здесь и сейчас.
Они способны иссушить реку. Берега останутся, а воды в них не будет.
Поэтому, вы уж как хотите, но лично для меня, одним из главных смыслов жизни является сам поиск смысла.
Путь для меня важнее цели.
И путь этот мой состоит в регулярном тормошении себя, в сомнении, и в вопрошании себя.
Получается, что вопрос для меня гораздо важнее ответа. Моя способность вопрошать жизнь, что в ней происходит, вопрошать себя – кто я, что здесь делаю и для чего – вот что главное. Вот в чём основная ценность!
Как это ни парадоксально, но сокровищем, которое я приношу в свой дом из Путешествия Героя, является само это Путешествие.
И Путешествие по сути, никогда не заканчивается.
Лично для меня, это работает, во-первых, как противоядие от фанатизма и упёртости, а во-вторых, оставляет открытым, незащищённым, уязвимым перед непостижимой тайной жизни.
Вопрос, оставленный открытым, позволяет мне услышать музыку жизни.
Хотя бы иногда.
Тема смыслов и ценностей необъятная. Буду, конечно, ещё об этом писать, но на сегодня уже хватит.
Итак длинно получилось.
Лучше, вот, песенку послушайте, и последуйте совету: Just Smile!
Рубрика
Подлинная Жизнь.Тексты
Что я ещё предлагаю от себя
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
Школа Будда в городе
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Вы так же можете вступить в
Облачную сангху
для поддержания свой практики.
Подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
А если хотите сделать практику медитации повседневной полезной привычкой, присмотритесь к программе
90 дней
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!