“Возможно, кому-то покажется, что мы ничего не делаем, когда сидим дзадзэн, но вообще-то мы разоблачаем себя перед самими же собой”.
-Брэд Уорнер
Этот пост является продолжением предыдущего – о выходе из парадигмы жертвы в парадигму исследователя:
От жертвы к исследователю
На этот раз я хочу привести конкретный пример: как это можно делать в формальной практике.
Пост я написал на основе переписки с одной из моих клиенток. Собственно, она мне и посоветовала распространить это сакральное знание среди широких масс осознающих себя граждан.
Началось всё с небольшой заметки о тюрьме в группе
Облачная Сангха
Участница группы, назовём её Анна, прочитала эту заметку, и вот что с ней произошло дальше:
Как только закрыла глаза и села спокойно, тут такое началось…
Очень сильное эмоциональное состояние. Попробую описать.
В голове (лоб, уши, виски) всё “тюкает”, горячие волны, щёки горят, верхнее нёбо вдруг проявилось, и тоже как будто красное и “тюкает”. Одновременно руки от локтей и ноги от колен холодеют и немеют, в груди всё горит.
Перед глазами (за закрытыми глазами) – огромное слово “УЖАС” белыми буквами с чёрными каёмками, очень чётко, острые буквы. Постояло и ушло.
Затем возникло слово “БОЛЬ” – красные круглые буквы, и оно то увеличивалось, то уменьшалось, двигаясь по “экрану”.
Образы и ощущения сопровождались внутренним монологом: мой голос “описывал” все состояния.
Всё вместе это имело огромную силу и вызывало во мне панический ужас.
Потом стало всё затихать. Сначала ушли картинки, остался тёмный экран. В верхней части тела ощущения почти исчезли, только верхнее нёбо долго чувствовалось. Но стали заметнее ощущения в ногах – бёдра, голени, ступни как будто онемели.
Услышала звук на улице (машина или птица), и в ответ на этот звук всё начало повторяться, все ощущения в теле. Потом опять стало утихать.
Во время такого состояния ничего не слышно – я знаю, что звуки на улице есть постоянно, но их совершенно не воспринимаешь. Когда ощущения немного улягутся, в поле внимания начинают попадать внешние звуки, и в ответ на любой звук снаружи это состояние в теле возобновляется, и так несколько раз постепенно уменьшаясь по силе.
В какой-то момент показалось, что всё почти улеглось. Думала, прошло 10 минут, открыла глаза – ровно 30 минут.
Пока всё это описывала, опять похолодели кисти рук и ступни, и верхнее нёбо “тюкает”, состояние непонятного ужаса.
Такой “интересный” опыт с переживаниями эмоции в теле! Даже не думала, что способна так сильно ощутить это”.
Анна написала об этом в письме ко мне, добавив, что её чувства постепенно улеглись и спустя несколько часов возвращение к теме тюрьмы уже не вызывало такой сильной реакции.
Я ответил Анне:
“Так как никакого конкретного вопроса не было, то я просто скажу о том, что думаю по поводу вашего опыта.
В нашей практике мы выделяем два основных способа:
1.“Быть с чем-то”.
2.“Работать с чем-то”.
Быть с чем-то
В большинстве созерцательных практик мы стараемся научиться чистому свидетельствованию текущего опыта, каким бы он ни был: приятным, неприятным, воодушевляющим, ужасающим…
Мы учимся именно быть с любым опытом, с любыми переживаниями, состояниями и чувствами, ища при этом золотую средину – стараясь и не избегать всех феноменов, и не быть тотально ими захваченными. Пытаясь не добавлять в этот опыт оценки и суждения. А если последние появляются, то включать и их в опыт свидетельствования.
Постепенно, по мере тренировки, мы обнаруживаем, что любые переживания и состояния проходят – приятные и неприятные, счастливые и ужасные, скучные и возбуждающие, радостные и печальные…
И этого может быть достаточно для избавления от страха перед каким-либо опытом или от цепляния за него, для обучения себя умению принимать и отпускать.
Шунрю Судзуки Роши говорил:
“Медитируя, оставляйте открытыми как парадную дверь, так и чёрный ход. Позволяйте мыслям приходить и уходить. Только чаю им не предлагайте”.
Этот совет можно распространить не только на мысли, но и на чувства, состояния сознания и вообще на все феномены, входящие в соприкосновение с нашим вниманием.
Собственно, так и произошло с вами. “Волна ужаса” прошла и стала затихать, а к вечеру, как вы мне написали, уже совсем всё рассеялось.
Или будем считать, что почти совсем.
Но “быть с чем-то”, как я сказал, не единственный инструмент. Мы также можем активно вмешиваться в процесс, если захотим.
Мы можем и “работать с чем-то”.
Работать с чем-то
“Действие – это противоядие отчаянию”.
-Джоан Баэз
Например, все наши практики метты, прощения, сострадания и прочее – это практики “работы с чем-то”.
Мы стараемся не только присутствовать и свидетельствовать, но и культивировать, взращивать в себе определённые качества, которые считаем ценными. То, что в традиционной культуре называется добродетелями: дружественность, доброта, сострадание, любовь, принятие, отпускание, радость и т. д.
В вашем случае можно тоже специально поработать, чтобы,
- во-первых, ускорить процесс изменений;
- во-вторых, перейти из роли пассивного созерцателя в роль активного преобразователя.
Что здесь важно
1.Постараться сменить позицию жертвы на позицию исследователя.
Когда вас захватывает страх – именно он вас захватывает, а вы как бы становитесь его жертвой.
Но если в этот момент вы вспомните, что можете быть вовсе не жертвой, а исследователем, то это сразу же многое меняет в ваших отношениях со страхом и в целом в вашем состоянии.
Теперь это страшное не просто нападает на вас, а вы при этом убегаете или пытаетесь сопротивляться ему, но вы становитесь главным в этой ситуации. Вы становитесь учёным, заведующим лабораторией, который исследует интересное явление.
Согласитесь, одно такое мысленное переключение идентификации очень сильно меняет контекст ситуации.
2.Какие инструменты для исследования у вас имеются?
Не каждому так повезло, Анна, как вам – у вас очень хорошо работают все модальности.
У вас возникли: яркие, цветные образы (визуальный канал), ясно различимый голос (аудиальный канал) и богатые, интенсивные телесные ощущения (кинестетический канал).
Про вкус и запах, которые также могут проявляться у некоторых людей, вы не упомянули, значит, они были не сильно выражены.
С первыми же тремя вы были в очень хорошем контакте.
Как я сказал, это редкость. Большинству людей сложно переживать с такой интенсивностью несколько модальностей одновременно.
Что же вы можете сделать тут как исследователь?
Вы можете “поиграть” с изменениями внутри каждой модальности.
То есть когда опыт комплексный, он действительно наваливается всей массой и нам бывает трудно с ним справиться, но если мы начнём разбирать его на составляющие, то он перестаёт быть таким пугающим.
Например, вы, как исследователь, можете сказать себе:
“Так, не паниковать! Что я могу тут сейчас изменить?
Вот передо мной слово “УЖАС” белыми буквами с чёрными каёмками.
Если я отодвину его подальше в своём внутреннем пространстве, что изменится в моих физических ощущениях, как это повлияет на моё общее состояние, увеличится или уменьшится мой страх?
А что если я переверну его вверх тормашками?
А если я напишу его по-английски?”
Точно так же вы можете работать с аудиальной модальностью:
“Если я буду описывать и комментировать шёпотом, или дурацким писклявым голосом, или голосом Марлона Брандо, что изменится?”
С физическими ощущениями так же:
“Если я сделаю несколько глубоких вдохов и выдохов через самое сильное ощущение в груди, во-первых, как изменится само ощущение, а во-вторых, как это повлияет на образы? И как, в конечном итоге, это отразится на моём общем состоянии?”
Но, так как у вас, похоже, преобладает именно визуальная составляющая, я бы посоветовал играть с образами и смотреть, как это влияет на тело.
В любом случае, исследователь на то и исследователь, чтобы выбирать инструменты и экспериментировать. У исследователя есть определённый уровень свободы выбора, у жертвы же этого нет.
Жертве остаётся одно – паниковать и кричать: “Ужас- ужас-ужас!”
А исследователь, выйдя из лаборатории и стягивая с себя белый халат, может удовлетворённо произнести: “Ну, ужас. Но ведь не ужас-ужас-ужас”.
Если хотите, вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Расписание моих программ на 2020 год, можно посмотреть здесь:
И вот песня по случаю:
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!