Достаточно.
Достаточно нескольких слов.
А если не слов, то дыхания.
Или просто достаточно тихо сидеть.
Эту открытость жизни
мы отвергали
снова и снова
до этого момента.
До этого момента.
-Дэвид Уайт
Осень возвращается, и возвращается, и возвращается…
и возвращает меня к мысли о смерти.
Практика медитации не защищает меня от смерти и от мыслей о ней. И слава богу, что не защищает.
И вот я сижу и смотрю на время.
Вообще-то существует только два океана. Океан будущего и океан прошлого. Я не знаю, что происходит там, на другом берегу реальности, но с нашей стороны я могу следить за каплями.
Я просто тихо сижу и смотрю, как время стекает из океана будущего в океан прошлого.
Как время набухает каплями-сейчас. И в каждой из них я вижу своё отражение – вертикальный нос, горизонтальный рот и глаза, смотрящие с того, другого берега реальности.
В каждой набухшей капле-сейчас я вижу свою истекающую жизнь.
Мне уже 47, но что это значит? Как чувствует себя сорокасемилетний? Разве это отличается от того, как я чувствовал себя в семь лет?
Я помню, как утром первого сентября волновался перед школой и, чтобы успокоиться, взялся рассматривать свою коллекцию марок. Мама вошла в комнату и сказала:
“Ха, вы посмотрите на него – ему в первый класс идти через пять минут, а он марки разглядывает и не волнуется совсем!”
Почему-то я не сказал тогда маме, что она ничего не понимает в человеческих чувствах и переживаниях. Так она и осталась уверенной, что я непробиваемый, толстокожий носорог.
Но когда я влюбился, она увидела, что и я способен на переживания. Мне было двадцать лет, и я порезал себе руку посреди ночи. Я сидел на краю ванны и смотрел на вытекающую кровь, в каждой капле которой – капле-сейчас – отражалась моя любовь.
А десятью годами раньше я сидел на краю той же ванны и мыл ноги. Мне, конечно, не хотелось их мыть. Какому десятилетнему человеку хочется мыть ноги?
Поэтому в основном я смотрел на текущую из крана воду.
И вдруг я увидел своё отражение в этой воде. Я увидел, что когда-нибудь обязательно умру. Ведь мне уже было известно о смерти, мне было уже десять лет! И я абсолютно точно знал, что если я сейчас живу, то это значит, совершенно точно значит, что я умру.
И это знание надо было куда-то уместить.
Но оно не умещалось.
Мама сетует по телефону, что руки так ослабли, что порой трудно бывает выжать тряпку. Тогда она зовёт отца на подмогу.
А отец глохнет, глохнет, глохнет… и делает телевизор всё громче, и почти не может говорить со мной по телефону, потому что не слышит.
Мама печалится, что они никак не могут привыкнуть к старости.
Мой друг сказал однажды:
“Хочется прожить жизнь до конца, до самой глухой старости. Чтобы жизнь превратилась в изношенный башмак, который ты носил с удовольствием много-много лет, а теперь, когда он весь истёрся и прохудился, с благодарностью отпускаешь”.
А другой мой товарищ, изрядно напившись вином, ночью у костра признался мне однажды, что не хотел бы доживать до старости с её немощью и маразмом.
Он погиб в тридцать девять лет.
А третий близкий друг вчера написал мне в письме, что сделал флюорограмму и какой-то она подозрительной показалась врачам. И надо теперь проходить дополнительные обследования. И что как-то ему тревожно.
Да, и мне теперь тревожно.
Смерть – что я о ней знаю?
Что это конец?
Но главное моё знание о концах чего-либо сводится к тому, что конец – это всегда начало чего-то нового.
Вот и лингвисты утверждают, что слова “начало” и “конец” имеют один источник, происходя из индоевропейского корня ken.
Наши предки, мучительно пытавшиеся вымычать из себя свои чувства по поводу этого таинственного места, в котором они оказались, оставили нам словесный код.
Осенью я смотрю на опавшие листья, хожу по шуршащему ковру, загребаю ногами, чтобы шуршало сильнее.
Слушаю последнюю песню листьев.
Они умерли?
Конечно, умерли.
Умерли так красиво, раскрасив себя напоследок, устроив нам печальный и пронзительный праздник.
И хотя дерево живёт, листьям от этого не легче. И хотя весной на ветках появятся новенькие, свеженькие, для сегодняшних – пожухлых – это ничего не значит.
Вообще-то я понятия не имею, значит ли это что-то для листьев. Мы, люди, высокомерны и думаем только о себе. Наделяем вещи этого мира своими чувствами. Но мы понятия не имеем, как переживают жизнь листья, как они любят и тоскуют, о чём перешёптываются летними вечерами и с каким чувством совершают свой последний ритуальный танец, срываясь с ветки.
Моя подруга, прочитав этот текст, прислала мне своё стихотворение:
И вот уже близок к корням, кто бы мог и подумать…
Сливается с вечной землёй, рассыпаясь и тлея;
Творит собой землю и прячет в ней память о небе.
Что изменилось с тех пор, когда я, сидя на краю ванны, глядел на текущую из крана воду?
Смог ли я вместить знание о собственной смертности, положить его куда-то себе в мозг, в сердце, в желудок?
Можно ли прожевать смерть, проглотить её, переварить?
Конечно, нет. Я как был обнажён и беззащитен перед этой тайной, таким и остаюсь.
Пожалуй, стало чуть меньше страха и появилось чуть больше любопытства, щекотного волнения перед предстоящим путешествием.
И, пожалуй, я научился стоять перед этой тайной, смотреть на неё и не отворачиваться. Просто смотреть на стекающие капли времени – капли-сейчас.
Но как быть с чужой смертью?
Как быть с тем, что мне приходится расставаться со всеми любимыми в моей жизни?
Со всем любимым.
Искусство горевать – это великое искусство. Ему нужно учиться.
Когда умер мой друг, мне понадобилось три дня смотреть на океан, молча ходить вдоль линии прибоя, вслушиваться в его грохот. Вслушиваться в грохот вечности.
И потом понадобилось ещё пять лет, чтобы мой друг перестал приходить ко мне во снах.
Я ничего не делал для того, чтобы это произошло. Я просто ждал. Каждую ночь ложился спать и каждое утро просыпался.
И в какой-то момент что-то во мне приняло факт, что мой друг завершил своё путешествие со мной рядом; что с этого времени, каким бы ни был его дальнейший путь, он будет проходить совсем в других местах, а мне придётся идти своей дорогой и без него.
Отпускать непросто, вы не можете отпустить через напряжённое усилие. Отпускание происходит само, когда вы перестаёте сопротивляться горю. Сопротивляться жизни-смерти-жизни, сопротивляться началу и концу, сопротивляться струящемуся через вас, струящемуся вами времени.
Когда вы признаетесь себе, что ничегошеньки не знаете о мире и жизни и не можете знать в принципе.
Не мо-же-те!
Сколько бы раз вы ни хватались за очередное обнаруженное знание, вокруг него всегда будет бесконечное пространство тайны жизни.
Я сижу, рассматривая капли-сейчас, и задаю себе вопрос: а сколько, собственно, длится это “сейчас”? Насколько сильно надуется эта капля, прежде чем сорвётся вниз и полетит в океан прошлого?
И когда я глубже всматриваюсь в её прозрачную глубину, я начинаю… нет, не понимать, а чувствовать, что внутри этой капли нет никакого “сейчас”, никакого прошлого и никакого будущего. В ней существует тайна всепорождающей пустоты – без начала и конца, без времени.
https://www.youtube.com/watch?v=qLW2q-brMeE
Когда умер мой друг, “словно сгорела библиотека” – так сказала его любимая певица.
“World Without End”, – ещё сказала она. Мир без конца… бесконечный мир…
Ныне, и присно, и во веки веков – так говорят у нас.
Присно – это не только всегда, но и непрерывно, непрестанно.
Так много моих любимых песен о смерти!
А о чём ещё петь человеку, как не о любви и смерти – о начале и конце, и об этой одной-единственной надувшейся капле-сейчас, и о мире без конца и начала.
Трудное время.
Время перехода.
Время перевода часов.
Проснулся ночью,
не зная,
в каком времени:
старом
или уже новом.
Проснулся от глупого
страшного сна.
Лежал, прислушиваясь
к тишине ночи.
Думал о будущем.
О том,
как пройти очередную
чёрную полосу жизни.
В голову лезли
тревожные мысли.
И вдруг…
Шум крыльев прорезал тишину.
И хотя это какой-то штамп:
“Шум крыльев прорезал тишину”,
но
что делать,
если всё так и было.
Знаете,
когда крылья большие,
они звучат по-особенному.
Они не хлопают.
Они разрезают воздух.
И сердце отзывается на этот звук
по-особому.
Оно замирает, и потом
начинает биться сильнее.
Как будто крылья эти
всего в несколько взмахов
рассказывают о жизни
всё,
что о ней нужно знать.
Я не знаю,
кто это был:
гуси,
лебеди
или ангелы…
Но вдруг
в голову мне пришли слова.
Очень простые и очевидные слова:
“Ты можешь быть.
Ты можешь просто быть здесь.
Этого достаточно”.
Если вы хотите быть в курсе моей деятельности, заходите на страницу Будда в городе в “Фейсбуке”. Я там выкладываю не только свои статьи, но и другие полезные, забавные, радостные и грустные материалы.
Также вы можете подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
Раз в неделю или в две я буду посылать вам все свои новые посты и ещё что-нибудь в придачу, доступное только по подписке.
А ещё можно приобрести онлайн-программу по Практике Осознанности, в которую входят тексты, объясняющие нюансы практики, и 92 аудиофайла с записями медитаций в различных жизненных ситуациях.
Там же вы получите доступ в группу поддержки в “Фейсбуке”, где происходят интересные обсуждения.
Приобрести её можно, перейдя по ссылке:
Практика осознанности в повседневной жизни
Если вы захотите поучаствовать в живом семинаре по практике осознанности, то будет две возможности:
Будда в городе Москве
Пятница, 27 ноября – понедельник, 30 ноября 2015 г.
пятница – вечер: 19.00 – 22.00
суббота, воскресенье: 10.00 – 19.00
понедельник – вечер: 19.00 – 22.00
Будда в городе Берлине
Пятница, 4 декабря – понедельник, 7 декабря 2015 г.
пятница – вечер: 19.00 – 22.00
суббота, воскресенье: 10.00 – 19.00
понедельник – вечер: 19.00 – 22.00
Подробно об этой программе можно почитать здесь:
Будда в городе
В ноябре же я проведу очень важную для меня самого экзистенциальную программу – как раз о начале, конце и бесконечности:
Мистерия Перехода
Эта программа не для всех, но загляните в описание. Если у вас отозвался мой сегодняшний текст, то, возможно, что-то отзовётся и на программу (места пока есть).
О моих личных консультациях можно прочитать здесь:
Практиковать со мной
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!