или
Чем медитация похожа на игру
-Коан одного фокусника
Сегодня я буду вытаскивать зайцев из шляпы, а потом складывать их обратно. В конце же покажу, из чего складывается Практика Осознанности. Следите за руками!
Заяц первый
Кто Я?
Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки – сверху вниз.
Свиньи относятся к нам как к равным”.
-Уинстон Черчилль
Вы, наверное, в курсе, что вы не полностью человек?
Ну, из вас уши торчат заячьи.
Из меня тоже торчат, так что обижаться тут нечего.
И не только заячьи. Там у нас с вами целый зоопарк внутри. Говорят, даже ящер какой-то водится в тёмных глубинах мозга.
А у животного, будь то заяц, ящер или свинья, есть три базовые потребности:
- Потребность в безопасности.
- Потребность в удовлетворённости (еда, сон, секс).
- Потребность в контакте с себе подобными (опять секс, но не только).
Понятно, что контакт пауков несколько отличается от контакта обезьян, тем не менее паук стремится к своей паучихе, несмотря на неминуемую смерть, поджидающую его в её объятиях.
Вот на что толкает любовь!
Но в целом животным, конечно, проще, чем нам. Животное живёт здесь и сейчас и не рефлексирует. Не вспоминает прошлого, не мечтает о будущем. Ему бы текущие потребности удовлетворить, а там хоть трава не расти. Да что там трава, пауку хоть голова не расти – дай удовлетворить сиюминутную похоть.
У нас же заячьи уши покрылись человеческой корой, и кора эта начала думать, вспоминать, мечтать, планировать, раздавать направо и налево оценки и порой даже сберегать голову.
Некоторые полагают, что это грехопадение такое – в кору, но я считаю, что держать мозги в коре – это, вообще-то, хорошо.
Хотя я и завидую в некоторых аспектах своей кошке, тем не менее в целом мне быть человеком нравится.
Проблема только в том, чтобы договориться с ящером и зайцем. Это сделать непросто, ибо они, как лебедь, рак и щука, норовят растащить нас в разные стороны.
Вот что заяц непрерывно делает?
Он беспокоится!
Он сканирует кусты: нет ли поблизости хитрой рыжей морды и, наоборот, имеется ли какая-нибудь хоть завалящая морковка и подходящих размеров зайчиха.
И так устроен этот заяц, что в большей степени обращает внимание на опасности и недостаток чего-либо, чем на то, что у него уже есть.
Заяц – негативист: всегда-то у него стакан наполовину пуст, а морковка наполовину съедена!
В этом нет его вины, конечно. Жизнь его таким сделала. За каждым кустом его поджидают мощные челюсти, а морковки на дороге просто так не валяются. О зайчихе и говорить не приходится.
И такая у него жизнь нервная, всё-то он дёргается, всё-то трясётся, всё-то ему на месте не сидится. Даже сексом, и то на бегу приходится заниматься – очень быстро.
Но, как я сказал, мы с вами только частично зайцы, а вообще мы сложнее.
И потребности наши сложнее, и беспокойство.
Заяц второй
От жертвы к исследователю
-Андрей Синявский
Я не устаю повторять, что в силу нашего экзистенциального (извините за выражение) положения мы можем чувствовать себя либо жертвой обстоятельств, судьбы, жизни… либо исследователем тех же обстоятельств, судьбы, жизни – всего этого странного и абсурдного мира, в котором оказались.
Не считая случаев крайней степени биохимической обусловленности – клинической депрессии, психозов и прочей явной патологии сознания, состояние жертвы или состояние исследователя зависит исключительно от нашего выбора.
То есть если способность управления своим вниманием жива в человеке, он может выбрать – чувствовать ли ему себя жертвой или исследователем. Хотя позиция жертвы во многих аспектах очень привлекательна и выгодна.
Заяц третий
Игра
-Алан Уотс
Для перехода от жертвы к исследователю у нас имеются транспортные средства. Инструменты исследования.
Главный инструмент – это осознанность, или внимательность. Это наше человеческое богатство тоже продукт коры, кстати.
Ведь я могу осознавать практически всё – любое своё состояние, включая и то, когда чувствую себя жертвой. Я даже знаю, что некоторым людям с клинической депрессией удаётся выходить в метапозицию и наблюдать, исследовать своё состояние. Хотя это очень непросто.
В то же время практика осознанности сама по себе может оказаться ловушкой. Если она становится рутиной, превращается в работу (от слова “раб”), то такая осознанность может загнать вас опять в позицию жертвы.
Соответственно, надо придумать какую-то хитрость, чтобы развеселить сердце Экклесиаста Давыдыча.
И тут, как мне кажется, мы можем задать себе вопрос: а что это вообще такое – состояние исследователя, какие у него характеристики?
Ну, в нём точно есть интерес и любопытство. Азарт в нём есть.
А где у нас ещё имеются интерес, любопытство и азарт?
В игре, конечно!
Недаром дети постоянно играют. Именно через игру они исследуют и постигают мир. И мы, взрослые, интуитивно понимаем, что нельзя детей трогать, когда они играют. Они в этот момент занимаются чрезвычайно важным делом – учатся жить.
И каждый через это проходил. Все мы помним свои детские игры и ощущения, вызываемые игрой. Состояние любопытства, азарта, увлечённости и очень интенсивного переживания происходящего.
Но постепенно от многих из нас игра куда-то уходит. А вместе с ней исчезает и чувство тайны жизни. Да и вообще – чувство жизни.
Не у всех, разумеется, и не на всё время. Почти у каждого бывают вспышки и периоды повышенного интереса к жизни, творческой вовлечённости в неё, лёгкости и воодушевления.
Но, опять же, в наших силах увеличивать эти периоды, расширять их и стараться большую часть жизни проживать именно в состоянии исследования или игры.
Вот мой любимый комик Эдди Иззард что говорит?
Он говорит:
И только одно чувство может побороть страх – это скука. Подумайте об этом.
Вы не можете быть напуганным и скучать при этом. Это невозможно!
Скука всегда побеждает страх.
Но страх является причиной диареи. А диарея, в свою очередь, возвращает вам оживлённость, если вы заскучали.
Вы не можете одновременно переживать диарею и скучать”.
Вот так же и с игрой. Вы не можете играть и чувствовать себя страдающим от обстоятельств. Вы можете играть в жертву, но тогда понимаете, что это понарошку.
И теперь следите за руками!
Заяц четвёртый
Скука
-Стивен Бэчелор
У меня есть этот прекрасный инструмент – Практика Осознанности, которую я пытаюсь интегрировать в повседневную жизнь.
Вот я просыпаюсь и осознаю, как лежу в постели, как вес моего тела давит на эту постель (скучно!); потом сажусь на кровати и осознаю смену положения тела (скучно!), вдеваю ноги в тапки – осознаю (скучно!), плетусь в ванную, осознавая каждый шаг (скучно!), вставляю в рот зубную щётку (скучно!)…
Осознаю я это всё и осознаю, и что? Что, я вас спрашиваю?
В ответ, конечно, тишина. Потому что – ничего!
Просто скука, а я, Экклесиаст Давыдыч – проклятая жертва этой скуки.
Дело в том, что скука тоже досталась нам от животных.
Животные любопытны, но если они встречаются с чем-то незнакомым, их интересует, в первую очередь, не опасно ли это. Если не опасно, тогда они решают, что они могут с этим сделать – съесть или трахнуть.
Иногда бывает и так: “ОК, я могу разделить это пополам – половину трахну, половину съем”.
А если сделать ничего нельзя, то возникает скука.
Им просто неинтересен объект, если он не страшный и не привлекателен как объект сексуального или гастрономического вожделения.
Моя кошка интересуется иногда компьютером, но только для того, чтобы посидеть на нём.
По-видимому, скука как бы говорит животному: “Эй, или спать ложись, или делом займись – начни беспокоиться о чём-нибудь: о безопасности, о жратве, о сексе”.
Но мы-то не животные! Ну, некоторые хотя бы – те, кто читает этот блог.
Нам хочется, чтобы было интересно, чтобы жизнь не сводилась к трём базовым животным потребностям.
Заяц пятый
Жажда
-Мишель де Монтень
Так вот, продолжайте следить за руками. Точнее, за изгибами моей мысли.
От скуки я снова отскочу к беспокойству.
Что нас очень часто отправляет в состояние жертвы?
Чувство нехватки – вот что!
Это нам опять от зайцев досталось.
У меня нет того, нет сего. Недостаточно денег, недостаточно образования, недостаточно осознанности, недостаточно любви, недостаточно морковки. Говорят же: “любовь-морковь”. Вот откуда это выражение пошло – от зайцев!
Чувство недостаточности вызывает беспокойство. Беспокойство, в свою очередь, вызывает хватание.
А Будда Гаутама, между прочим, считал, что хватание, или цепляние, – это основная причина нашего абсолютно излишнего страдания. И я с ним абсолютно согласен.
“Танха” – так называется на древнем языке пали жажда. Неутолимая жажда!
Всё время чего-то не хватает, постоянно чего-то надо и никогда не наступает удовлетворённости. Сколько бы я ни пил, невозможно напиться. Жажда и жажда.
А в итоге – я жертва! Жертва этой неутолимой жажды – анонимный алкоголик жизни.
-Потому что стыдно.
-А почему стыдно?
-Потому что пью.
От чего возникает танха, вы меня спросите?
А я вам отвечу.
От зайца и его трёх базовых потребностей:
- Потребность в безопасности.
- Потребность в удовлетворённости.
- Потребность в контакте с себе подобными.
От его вечного заячьего страха, что эти потребности не будут удовлетворены.
Но, опять же, если бы мы оставались только зайцами, не было бы проблемы. Морковка, нора, зайчиха – что ещё нужно уважающему себя зайцу, чтобы встретить старость?
Но в том-то и дело, что заяц в нас превратился в какого-то неуёмного монстра, на которого никакой морковки не напасёшься.
Всё ему мало. Есть у него BMW, так ему Бентли подавай. Есть Бентли – Шментли подавай. Есть Шментли – хочет он быть владычицей морскою.
Есть у него миллион американских денег, так ему миллиарда жизненно не хватает.
Вы скажете, что у вас и BMW-то нет никакого? Но, возможно, у вас имеется шестой айфон. И что же, вы седьмого-то не ждёте?
Нет у вас случайно такого беспокойства?
А если нет, то вам не скучно случайно?
Просто так спрашиваю.
Будда наш Гаутама считал жадность не то чтобы пороком, а скорее ядом, который, наряду с импульсивной агрессивностью и узким взглядом на реальность, отравляет нам жизнь.
И действительно, ведь жадность или постоянная фиксация на том, чего недостаёт, отравляет как собственную жизнь жадины, так и жизнь окружающих его людей.
И это на всех уровнях происходит. Если в семье жадина завёлся, это заставляет страдать семью, а если все земные ресурсы сосредоточены в руках 100 жадных семей, то это заставляет страдать всё население планеты.
Я вот тут всё цитатами свои легковесные слова подкрепляю. Меня-то, с моими зайцами, вы цитировать не будете, зато Махатму Ганди завсегда приятно в “Фейсбук” вставить.
Так что вот вам, пожалуйста, Махатма:
Ну и понятно, что жадина всегда раб своей жадности: “ему покажешь медный грош – и делай с ним, что хошь”.
Жадина принципиально не может успокоиться, расслабиться, отпустить. Жадине и любить-то трудно, потому что любовь подразумевает способность отдавать. Любовь – это щедрость сердца.
Большинство же животных не очень-то щедры и благодарны. Они могут поделиться шоколадкой со своими собратьями (даже крысы), но преимущественно в особых, лабораторных условиях. И учёным нужно хорошо поработать над этим, чтобы пробудить их мотивацию к щедрости.
Наша кошка, бывает, приносит нам что-нибудь – то салфетки, то старые рабочие перчатки, женские трусы как-то приволокла, и даже кусок мяса однажды.
Но сдаётся мне, что за этой её показной щедростью таится стремление доказать, что не зря она ест свой кошачий корм в нашем доме.
К тому же мы прочитали, что именно эта порода кошек склонна к воровству. А куда ей тащить наворованное добро, где прятать? У нас, конечно.
Так что мы теперь входим в “Банду трёхцветной кошки”.
В общем, грубые, неотёсанные, жадные, существа с преступными наклонностями эти животные, и больше никто!
Ну что, продолжаете следить за руками?
Теперь я делаю ими внезапный взмах!
Заяц шестой
Практика
А у меня вселенная внутри!”
-Йоко Оно
Но я же человек, и это звучит достаточно гордо!
Человек может осознавать, мечтать, ставить себе высокие цели, любить, быть щедрым и благодарным. У человека есть кора!
Что, если я – не как заяц-короед, а как человек-кородум – специально начну обращать внимание не на то, чего мне не хватает, а, напротив, на то, что у меня есть? Что уже имеется в моей жизни.
На ту самую пресловутую полную половинку бутылки и не съеденную половинку морковки.
Вот есть тело, проснувшееся на кровати. Есть, значит, и кровать. Тапки тут же, дальше ванная комната, в ней зубная щётка и горячая вода. В холодильнике стоит пол-литра и лежит пол-морковки.
И тут волшебным образом всё соединяется в одно! В одну практику. Все зайцы разом прыгают в шляпу, и мы убиваем их одним выстрелом.
Нет, пожалуй, убийство – это уже слишком.
Мы их сохраняем, но преодолеваем. Мы выходим из парадигмы удовлетворения трёх базовых потребностей, но не через подавление их, а через расширение – трансцендирование, говоря по-простому.
Через возвращение себя к человеку, в которого включены все зайцы на свете.
Не к человеку, живущему исключительно между беспокойством и скукой, но к Человеку Играющему, Человеку Исследующему.
И вот три шага практики:
2. Я начинаю играть, переключая себя из состояния жертвы хмурого утра в состояние лёгкого, беззаботного игруна.
3. А играть я начинаю не во что-нибудь дурацкое, а в благодарность. Пусть и по-дурацки.
Я открываю глаза и говорю:
– Спасибо, утро, я рад тебя снова видеть!
Переношу внимание на вес тела и говорю:
– Да, и тебе спасибо, дорогое тело, что ты всё ещё чего-то весишь!
Вдеваю ноги в тапки:
– И вам, тапки, большое человеческое спасибо!
Спасибо, зубная щётка; спасибо, полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок; спасибо, горячая вода; спасибо, цивилизация, подогревшая мне её; спасибо, унитаз; спасибо, сантехник Экклесиаст Давидыч, дай Бог тебе здоровья!
Давидыч-то, может, меня сейчас и не услышит – в такую-то рань, зато мне на душе приятно и весело. Весело от того, что густой гребешок мне уже двадцать лет как ни к чему (голову-то мою вы видели наверняка).
Понимаете, вы не можете бормотать всё это себе под нос и быть при этом серьёзным.
А если вы не можете быть серьёзным, то вы не можете скучать, вы не можете быть мрачным и не можете быть жертвой.
Это как диарея и скука – они несовместимы.
Зайцы в шляпе
-Алан Александр Милн
Подвожу итог.
В одной такой практике мы совмещаем две, из которых рождается третья.
Две:
Практика благодарности
Практика игры
Благодаря жизнь, горячую воду и свои тапки, мы посылаем внутренним зайцам, ящерицам, паукам, тараканам, божьим коровкам сигнал обратной связи, что сейчас можно немного расслабиться.
Прямо сейчас у всего этого зоопарка имеется, как минимум, крыша над головой, какая-то, пусть завалящая, но морковка и шестой айфон.
И этого достаточно.
Достаточно!
Слышите вы, козявочки с червяками, букашечки с мотыльками и жуки рогатые, мужики богатые?
Вы богатые!
Прямо сейчас вы достаточно богатые.
Прямо сейчас можно не сходить с ума, не копошиться, не загребать лапами и не дёргаться.
Прямо сейчас можно почувствовать себя человеком – достойным человеком.
Прямо сейчас можно чуть-чуть успокоиться.
А чувство спокойствия – это, как я неоднократно уже говорил, фундамент Практики Осознанности.
Беспокойный ум не может сосредоточиться и не может расшириться. Он не может впустить в себя больше реальности, если занят исключительно беспокойством и тревогой.
Уму постоянно надо что-то хватать и удерживать. Ему постоянно необходимо убегать от палки и гнаться за морковкой.
Помните, что Сократ сказал?
“Тот, кто не удовлетворён тем, что у него есть, никогда не будет удовлетворён тем, чего хочет”.
А Сократ не идиот был, об этом Пифия прямо заявила всему древнегреческому миру. Самый, – говорит, – мудрый Сократ у нас! За что его потом и отравили благодарные почитатели его таланта.
Она снимает некоторый налёт драматизма с моей благодарности унитазу и тапкам.
А также уравновешивает спокойствие, которое без неё потенциально может перерасти в тупость, скуку и дрёму.
Игра буквально выпихивает меня из роли жертвы в состояние исследователя.
Третья:
И из этого баланса между спокойствием и интересом, словно из пены морской, рождается Практика Осознанности – белая и пушистая, как гималайский заяц. Ведь если я благодарю что-то, мне необходимо это заметить, а если мне интересно – я исследователь.
Будем танцевать!
Важное замечание!
Ну и вот что нам говоррит классика на ту же тему:
Что я ещё предлагаю от себя
Если вам интересна практика, то зайдите на страницу
Школа Будда в городе
и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).
Или на страницу
Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.
Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!