“Грех молчания делает людей трусами” — сказала поэт Элла Уилер Уилкокс.
А грех болтовни делает людей пустышками, продолжаю я. Так что предлагаю нам с вами держаться срединного пути, друзья: сказать ровно столько, чтобы определить свои ценности и свою позицию. Сказать не только словами, но и паузами между ними.
Этот пост я пишу в женский день, и он о мужестве. Я пишу его в праздник, зная, что жизнь — это в основном не праздник. Я пишу его, вспоминая, что 8 марта — это не только весна, нежность и цветы, но ещё и день борьбы за свободу.
К сожалению, свобода — и внешняя и внутренняя — не даётся без приложения усилий. Усилия эти могут быть разного качества, но они необходимы. А ещё: чем дольше я живу, тем отчетливее вижу, насколько внутреннее и внешнее созависимы. “Матрица” — она повсюду, поэтому и выходить из неё нужно повсюду.
8 марта ООН отмечает Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Так он называется официально.
Я же в своём личном календаре, посвящаю этот день Надежде Савченко — Человеку, Женщине, Офицеру и Герою.
Цитаты из последнего слова Надежды Савченко, опубликованного на её странице в Фейсбуке:
Я не признаю ни вины, ни приговора, ни российского суда. В случае обвинительного приговора — апелляции не будет…
… апелляции не будет, а будет следующее: после приговора я продолжаю голодовку еще на десять дней, пока приговор вступит в силу, и это независимо от перевода на украинский язык, потому что переводом они тоже умеют очень долго тянуть время.
Через десять дней я объявляю сухую голодовку, и тогда у России есть не более десяти дней, чтобы вернуть меня в Украину, откуда похитили! И меня не волнует, каким образом они будут это обосновывать!
…И пока за меня будут торговаться, жизнь меня будет покидать и Россия меня все равно вернет в Украину — живой или мертвой, но вернет!
…И все эти десять дней под воротами СИЗО будет день и ночь стоять моя сестра, и будет ждать — выпустят меня или вынесут. И если вы ее посадите, на ее место придет и станет моя мать, ей 77 лет, вы и ее посадите? Тогда на ее место станет моя подруга, мой друг, а за ними украинец за украинцем! И запомните — всех вам сюда не запихнуть!
А пока мои соотечественники будут стоять, простые, честные и порядочные россияне из ближайших домов начнут им подносить горячий час, бутерброды и теплые одеяла, потому что каждый из них понимает, что завтра на моем месте может оказаться ребенок каждого из них в этой тюрьме всех народов под названием Россия!

Орлеанская дева. Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр.
По мнению Аристотеля, мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни:
“Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится её, тот мужествен, и в этом мужество”.
По Аристотелю, мужество — это единственно достойный способ поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. ἀνδρεία, как и в русском языке, однокоренное со словом “мужчина”).
-Из Википедии
Эта картина называется Fortitudo, что в переводе с латыни означает мужество, сила духа, стойкость.
Боттичелли нарисовал её в 1470 году для Зала судебных заседаний во Флоренции. Как вы можете заметить, у мужества на картине — женское лицо.
Я считаю, что мужество, так же как и трусость, конечно же, не зависят от пола.
Просто нам, людям — мужчинам и женщинам — все время приходится выбирать.
Жизнь регулярно ставит нас в неудобное, а подчас и страшное положение. И приходится выбирать между комфортом, безопасностью, конформизмом и противопоставлением себя обстоятельствам, системе.
Не каждый способен быть героем, конечно, тем не менее, хотя бы не объединяться с подонками может каждый. Это довольно просто. Достаточно заглянуть себе в сердце. Это совсем не далеко, знаете ли.
В древнеегипетской мифологии Бог Тот взвешивает сердце человека после смерти, и в зависимости от результата решает, что делать дальше с этой душой. Но стоит ли ждать этого волнующего момента — попадания в лапы богу Тоту? Ведь Тот Бог — всегда здесь и сейчас, и взвешивает наше сердце каждое мгновение. Так стоит ли отягощать сердце?
Да, можно заглянуть в сердце и почувствовать его вес. И спросить себя: с кем я в данной ситуации — с тюремщиками, с этим фарсом, называющим себя судом или с одинокой, но не сломленной женщиной-офицером?
С кем я объединяюсь — с бездушной, лживой, бюрократической системой, ломающей человека или с живым человеком, готовым умереть, но не предать себя?
С этого выбора в сердце, начинаются все изменения — как внутренние, так и внешние. Тюрьмы рушатся, когда достаточно много сердец созревает к свободе.
Позиции же нейтралитета лично я здесь не вижу. Нельзя быть наполовину живым, а наполовину мёртвым. А то, что в этой истории называется судом, — это мёртвая машина, пережёвывающая живого человека.
Всякий же раз, когда мы стыдливо отводим глаза, затыкаем уши и закрываем себе рот, делая вид, что нас не касается хруст перемалываемых костей живого человека, мы становимся на сторону мёртвой машины и мертвеем сами.
“Грех молчания” делает нас не только трусами, но и подлецами.
Что касается лично меня, то, хотя я и считаю обстоятельства этого конкретного дела важными, тем не менее, для меня гораздо важнее увидеть ситуацию шире и перенести на себя, на свою жизнь и свою ситуацию.
Меня всегда восхищает достойное поведение Человека перед экзистенциальным вызовом. Перед лицом жизни и смерти
Реальная тюрьма, кроме того, что это реальная тюрьма, это ещё и символ любой тюрьмы в нашей жизни — внешней или внутренней. Тюрьмы жизненных обстоятельств или паттернов своего мышления.
У человека всегда есть выбор: стать жертвой обстоятельств или стать героем. Героем своей собственной жизни.
Разумеется, в мире сейчас много по-настоящему живых людей, живущих своими глубокими ценностями и высокими смыслами, отстаивающих их, если надо, идущих за них в тюрьму, умирающих. Но лично меня вдохновляют два настоящих героя (оба находятся в тюрьме в данный момент) — это художник Павленский и офицер Савченко. Они волнуют меня и не дают засыпать, закутавшись в уютную ватку благополучия. (У Павленского, кстати, сегодня День рождения и я поздравляю всех, для кого важно существование на белом свете этого человека).
Так вот, я вижу этих двух людей, как выпрямившихся в полный рост перед левиафаном и сказавших ему громко: “Я тебя не боюсь! А теперь жри меня, только смотри, не подавись, а то, я ведь могу застрять костью у тебя поперёк глотки”.
Если и есть сейчас в России кто-то, кто встал с колен, то это вот эти двое.
Чем бы ни закончилось дело Надежды Савченко, она уже победила. Живая, она победила мёртвую машину. И даже если она умрёт в ближайшие дни, она уже сохранила живой дух Человека, в отличие от её тюремщиков.
В завершение хочу сказать, что у нас, у людей, вообще-то, не так много всего есть, чтобы разбрасываться этим налево и направо. Есть, например, человеческое достоинство. Хорошо бы его сохранить. А смерть?
Ну да, мы все умрём, так стоит ли размениваться по мелочам?
Так что,
поздравляю всех с Международным женским днём!
Женщина — это то, что оживляет нас, так будем же живыми, даже если приходится умирать.
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
– Редьярд Киплинг
P.S. Более поэтичный и совсем короткий пост посвящённый женщине, я тоже в этот раз написал. Вот он:
Вечной женщине
https://www.youtube.com/watch?v=aFdQBFObSk4
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!