Пост про хаос, порядок, мат и арт-группу “Война” – про карнавал в общем.
Предисловие
– Льюис Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”
Этот текст о хаосе, и сам по себе довольно хаотичный – как бы обо всём сразу. Его черновик я написал ещё в середине февраля и оставил всходить как дрожжевое тесто… Теперь же, через месяц, он, хоть и слепленный неказисто, всё же горяченький – прямо из печки.
Искусство видеть искусство
– Куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть?
– А мне всё равно, только бы попасть куда-нибудь.
– Тогда всё равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадёшь.
– Льюис Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”
Прямо сейчас я провожу очередной облачный ритрит – на этот раз под названием “Искусство видеть искусство”, – в котором мы с участниками соединяем практику осознанности с практикой эстетики, то есть медитируем, смотрим/слушаем произведения разных видов искусства, чувствуем внутренний отклик и на его основе что-то творим сами. Потом делимся этим творчеством в группе (кто хочет, разумеется).
И вот прямо сейчас, ритрит пройдя до половины, мы очутились в сумрачном лесу – сейчас у нас Тень всеми своими пятидесятью оттенками серого отсвечивает, играет и переливается. И два своих последних теоретических разговора на ритрите я почти полностью посвятил нашему противоречивому отношению к сексуальности. Амбивалентному, не побоюсь этого слова, отношению.
В принципе, это не новость ни для кого: и наслаждение, и удовольствие, и притяжение, и отвращение, и жестокость, и насилие, и власть, и страх, и возбуждение, и любовь, и высокое и низкое, и лёд и пламень, и люди и кони… и ещё черт знает чего смешалось в экстатическом поту нашей сексуальности. И мат!
Одна девушка в группе спросила меня про мат – что я про него думаю? И я задумался…
Изнанка жизни
– Федерико Феллини
А вы знаете, между прочим, сейчас февраль. А что такое февраль в наших северных широтах?
Про “достать чернил и плакать” не надо, чернила уже у всех на зубах навязли, да и сколько уже можно их доставать? Достали уже чернила! Февраль не только про чернила и слёзы, февраль – про изнанку жизни.
Вы же знаете, что такое карнавал?
Слово это происходит от латинского сarrus navalis – “повозка-корабль”, но смышлёный средневековый народ, почуяв неладное, переводил это как “прощай, мясо”, то есть от латинских саrnе – “мясо” и vale – “прощай”. И понятно, почему прощай – потому что после карнавала наступает Великий пост.
Традиция эта существует практически во всех христианских странах. Самые известные карнавалы – в Рио-де-Жанейро и в Венеции, но и в России – Масленица, и в других славянских странах – Востатке, Кончины, Ворачки, Мясопусты, Запусты и просто Пусты – это всё карнавалы. Все эти праздники формально привязаны к христианскому календарю: где-то там, в конце тоннеля, Святая Пасха светит нам Великой Надеждой на лучшее; от надежды отсчитываем время воздержания, смирения, чернил и слёз Великого поста, а уж перед постом можно и на карнавале оторваться – набить пузо мясом. Христианство христианством, конечно, но мы же понимаем, что праздник этот народный, а народ, живущий на земле, празднует преимущественно погоду.
И буквально до недавнего времени на протяжении всей его (народа) истории к февралю у него (народа) потихонечку заканчивалась еда, а значит, надо было ему (народу) подтягивать пояса, доставать чернил, пить их, морщиться, крякать и плакать…
– Но… прежде чем переходить от еды к чернилам, не стоит ли ярко обозначить этот переход? – спросил народ.
– Стоит! – ответил он сам себе и радостно переоделся в костюмы противоположного пола.
Ну и понятно, половые признаки тоже подчеркнуть необходимо, причём не только вторичные, но и первичные – всё в эти дни беспутства должно быть выдающимся!
Внутри коровы жуть и мрак
Внутри енота жуть и мрак.
Внутри рыбёшки пустота.
Внутри бутылки пустота.
– Алексей Хвостенко
И вот тут мы подходим к внутренним аспектам карнавала… Да-да, понятно, что Бабушку-зиму настойчиво провожаем к выходу, а Весну – молодую красу приманиваем вторичными половыми признаками… Кстати, мне кажется, это довольно жестоко – намекать бабушке, что пора ей уже и честь знать, сжиганием её чучела. Слишком уж прямой и грубый намёк. Но – дикий народ были эти предки, чего с них взять! Хорошо, что живых бабушек перестали сжигать и перешли на чучела. Тут уж не до тонкости душевной – смертоубийство прекратили, и то хорошо.
Внутри затылка пустота
Внутри собаки,
Внутри собаки жуть и мрак.
Внутри собаки,
Внутри собаки жуть и мрак.
– Алексей Хвостенко
Но двинемся же внутрь народного сознания! Разумеется, внутреннее и внешнее невозможно отделить друг от друга. Где, скажем, вы проведёте границу между чувствованием, мышлением и поведением? Нигде! Зыбка и условна эта граница, как граница между горными системами Памира и Тянь-Шаня. Вот так же не ведает границ и народное сознание. А потому оно (сознание), устраивая символическое сжигание зимы, помогает ей двигаться к выходу, но не только… Зря, что ли, оно (сознание) переодевалось в костюмы противоположного пола? Карнавал – это место встречи полярностей: внутреннего и внешнего, низкого и высокого, мужского и женского, уродливого и прекрасного, притягательного и отвратительного, светлого и тёмного…
Нам, людям, сложно уместить в себе всю противоречивость жизни – её красоту и уродство. Мы боимся хаоса, ибо хаос по определению непредсказуем и опасен. Поэтому мы изо всех сил пытаемся организовать жизнь, хоть как-то её упорядочить. И, в принципе, у нас это получается.
Но
– Откусишь с одной стороны – подрастёшь, с другой – уменьшишься…
– С одной стороны чего? И с другой стороны чего?!
– Гриба!
– Льюис Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”
Но в жизни ничего не существует без своей противоположности. И мы из своего опыта знаем, что если в жизни становится слишком много порядка, то, собственно, жизнь-то и начинает куда-то утекать. Из жизни уходит её эссенция, витальность, энергия, сила, да и смысл. Жизнь превращается в бесплодную пустошь.
Садоводство и огородничество
“Приключения хороши, когда уместны и в меру, однако можно сказать много хороших слов о регулярном питании и свободе от боли”.
– Нил Гейман “Звёздная пыль”
Когда мы утверждаем, что хотим, чтобы в саду нашей жизни цвели прекрасные цветы, созревали питательные плоды и хмельные травы, нам также хорошо бы вспоминать, что сам-то сад тоже где-то находится. А где находится культурно упорядоченный, аккуратно подстриженный и химически обработанный Райский сад?
Где?
И вот представьте, что вы живёте в лесу, как лесной человек.
Представили?
Ну и рыщете там, подбираете, чего найдёте, на земле, выкапываете чего-то из-под земли, камни всякие переворачиваете, душите, кого удастся придушить, и изо всех сил стараетесь избежать встречи с гадами, стремящимися придушить вас. И живёте вы так сотни тысяч лет (не вы лично, разумеется, а ваши отцы и деды, и деды ваших дедов, и бабушка с ними).
А потом вам в голову откуда ни возьмись приходит мысль: “Сад!”
Вы вскакиваете и в крайнем возбуждении восклицаете: “Сад!”
Затем, всё в том же крайнем возбуждении, будите своих отцов, дедов и прочих домочадцев. Хотя никакого дома у вас пока нет, живёте вы с домочадцами в норе, а посему будите вы своих норочадцев. Так вот, вскакиваете, будите родных и близких, они вас спросонья бьют каменной подушкой по голове, но вы этого не замечаете и продолжаете орать на всю нору слово “сад”! А так как дома нет, то и сумасшедшего дома тоже нет, поэтому родным вас совершенно некуда пристроить и таки приходится выслушать.
И, как любая новая идея, эта идея с садом проходит пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Сначала ваша родня говорит вам, что вы с ума сошли, ибо никогда никто никаких садов не видывал, а видывал он (никто) только сплошной лес и подлесок. Потом они убеждают вас, что мы, мол, не можем отказаться от наших традиций, ибо наши отцы и деды наших отцов и прочее… ну, вы это всё и так знаете. Потом, так как вы не сдаётесь и настаиваете на саде, они предлагают вам построить маленькую модель сада и показать, как это работает. Ну и, в конце концов, пройдя период запоя и депрессии, вся родня вылезает из норы, засучивает рукава (хотя, если родня была голая, то и засучивать ей было нечего… ну пусть она символически засучивает) и, под вашим мудрым водительством, приступает к разбивке сада.
Работа кипит, лес выкорчёвывается, сорняки выпалываются, гады ползучие изгоняются. В итоге, спустя непродолжительное время, за которое успевает смениться десять поколений родни – отцов, детей и дедов, – сад начинает колоситься, чем он должен колоситься – наливными яблоками и спелыми ананасами.
Мы же помним, что сад находится не на астероиде, одиноко бороздящем космические просторы, а в лесу. А лес на месте не стоит, он так и норовит залезть в сад и тоже чем-то там заколоситься. Такова уж природа живой природы – она хочет размножаться, шириться и всё собою занимать.
“Забор”, – приходит вам в голову здравая мысль.
– Забор! – восклицаете вы, будя своих домочадцев (теперь-то у вас ведь и дом имеется, в саду). С забористой идеей повторяются все пять стадий диалога с домочадцами, но в итоге забор возводится. Но дальше происходит самое интересное!
Путь чиновника
– Джозеф Ру
Либо сделать забор железобетонным, высоченным и абсолютно непроницаемым, как у высокопоставленного чиновника… Но тогда вы потеряете всякую связь с жизнью, как тот самый чиновник. Ибо жизнь, кипучая, могучая и совершенно неупорядоченная, находится именно там – в лесу. Либо поставить ограду, препятствующую тотальному наступлению на вас лесного хаоса, но всё же позволяющую некий обмен энергией между хаосом и порядком.
В первом случае вы действительно сделаете свою жизнь безопасной, но только внутри сада. Вы сами запрёте себя в тюрьму – очень комфортную, красивую, ухоженную, даже с домиком для уточки в пруду… но тюрьму. И вы сделаете себя слабым (даже если у вас будет мигалка на машине), ибо, победив все опасные хаотические тенденции на крохотном пятачке вашей скромной садоводческой жизни, вы перестанете встречаться с новыми вызовами и быстро одряхлеете без тренировки. Ну и, конечно, со временем ваш сад постареет, одряхлеет и вместе с вами зарастёт бурьяном, ибо в стерильном мире жизнь не водится. Рано или поздно ваш забор, каким бы крепким ни был поначалу, тоже разрушится и лес неминуемо отберёт то, что ему принадлежало раньше.
Путь маленького забора
– Руми
Второй путь (путь маленького забора) – это путь баланса между порядком и хаосом. Да, забор есть; да, вы продолжаете культивировать сад и выпалывать залетающие из леса сорняки; да, вы позволяете гадам заползать в сад и имеете там с ними дело – снова и снова. А также вы регулярно выходите из сада в дикий лес и находите в нём новые и новые, невиданные до сего, полезные для вас растения, которые вы тоже можете взращивать в своём саду. Вы регулярно подвергаетесь опасностям при взаимодействии с хаосом леса, но вы становитесь сильнее, а после каждого выхода в лес у вас есть время и место, где вы можете отдохнуть и прийти в себя – в своём саду.
Время охоты
– Венедикт Ерофеев
Ну что, чуете, к чему я клоню? Карнавал – это время выхода из сада упорядоченной жизни в лес хаоса. Карнавал – это время охоты на энергию жизни. Как это происходит в карнавале?
Именно поэтому мужчины переодеваются женщинами, а женщины – мужчинами. Именно поэтому одежда зачастую в прямом смысле выворачивается наизнанку или надевается задом наперёд. Именно поэтому король на день становится шутом, а шут или преступник, осуждённый на смерть, – королём. Именно поэтому в церковь вводят осла и он служит в ней молебен.
Кострома mon amour
– Даниил Хармс
Я видел документальный фильм, посвящённый русскому народному карнавалу Похороны Костромы. Он уже редко встречается, а там, где встречается, проходит очень по-разному. Я смотрел запись, по-видимому, одного из самых старых и аутентичных вариантов.
Представьте себе деревню в российской глубинке, где в основном остались одни старики, а точнее, старухи.
И вот эти старухи в определённый день делают из всякого тряпья куклу женщины в полный человеческий рост и называют её Костромой. Сами переодеваются в самодельные карнавальные костюмы героев представления. Обычно среди героев имеются муж Костромы, уехавший в командировку или разведённый с ней (год на год не приходится), сельский доктор, священник, председатель колхоза, ну и ещё какие-то герои, которых они захотят представить, – хоть президент страны.
Начинается оно со смерти Костромы. Каждый год она умирает по разным причинам. В том фильме, что смотрел я, Кострома “родами померла” – умерла как она сама, так и ребёнок. Их обоих – большую куклу Кострому и маленькую новорождённую куклу-дочь – положили в символический гроб, сделанный из обычной приставной лестницы. И вот все старухи, наряженные в героев представления, собираются вокруг гроба и начинают причитать и рассказывать подробности о жизни Костромы в последние годы – от чего и как именно она померла – и плакать в голос, и в голос же хохотать.
Вот приходит доктор-старуха в белом халате, тыкает Кострому палкой и говорит, что нет, медицина, мол, тут бессильна.
Потом возвращается из командировки муж-старуха, стоит, неприкаянный, с чемоданом и действительно плачет слезами над трупом жены, но тут же и смеётся, ибо жена тряпочная.
После этого подтягивается и старуха-поп, с ботинком на шнурке вместо кадила и самогонкой вместо святой воды, ходит вокруг Костромы, размахивает ботинком, набирает в рот самогонки и брызгает на Кострому. Молитвы при этом произносит исключительно матом.
Кроме этих главных действующих лиц имеется ещё несколько, например немые – эти ведут себя совсем странно: падают на Кострому всем телом, мычат что-то нечленораздельное, катаются по земле, пристают к окружающим – в общем, нарушают все правила человеческого общежития. Могут быть также и персонажи-животные: коровы, собаки, свиньи, у которых, как известно, внутри жуть и мрак. Напомню, что актёрами выступают исключительно старухи, очень редко старики, ибо мужики в деревне стеснительные, да и вообще, их мало совсем – их беречь надо. Дети, молодёжь и люди среднего возраста, если таковые имеются, тоже присутствуют, крайне веселятся, но лишь как зрители.
По завершении всех положенных ритуалов в одном из деревенских дворов Кострому поднимают на её гробе-лестнице и под звуки баяна, с песнями и плясками, несут через деревню, а все жители от мала до велика составляют похоронную процессию. Затем импровизированный гроб выносят в поле, и тут все, кто был поблизости, набрасываются на Кострому, разрывают её на части и разбрасывают тряпки по полю. Ну, тут символика очевидна – опять всё про урожай, плодовитость и смену поколений – чтобы новое народилось, старое должно умереть и удобрить собой почву. Но меня в этом ритуале интересует то, что мы можем взять для себя – мы, люди городские, современные, жёстко не зависящие от того, что уродит земля в следующем году.
Хаос и Порядок
– Венедикт Ерофеев
Я люблю устраивать карнавалы на своих программах и регулярно делаю это. Сценарии могут быть разными, но важно, чтобы противоположности встретились: Эрос и Танатос, Хаос и Порядок. Что же я чувствую во время и после карнавала – что чувствую я сам и что слышу от других участников?
Все более-менее соглашаются, что карнавал приносит им четыре главных пользы:
• Чувство очищения после действа.
• Творческий импульс для жизни.
• Чувство полноты, тайны и священности жизни.
• Огромное удовольствие и радость в процессе.
Да, очищение происходит, ибо мы можем встретиться напрямую со всем безумием, грязью, мерзостью, жестокостью жизни, со всем, что неприемлемо, но при этом мы создаём приемлемую и безопасную форму – форму несерьёзную, игровую и действительно безумную.
И эта река омывает и очищает нас. Может быть, это похоже на очищение Гераклом Авгиевых конюшен – река, которую он направил в конюшню, не была кристально-чистой, однако сила её напора смыла всё накопившееся в конюшне дерьмо.
А ещё такие темы, как болезнь, старость, смерть, несправедливость жизни, становятся более приемлемыми. Мы смеёмся, и смех приносит облегчение. Мы играем, и игра снимает с нас оковы серьёзности. И творчество тоже высвобождается, ибо истинный источник творчества, жизненности лежит в Хаосе и, когда мы соприкасаемся с этим источником, он наполняет нас своей энергией.
Об этом последнем говорить сложнее всего, ибо как вы можете сказать о том, что невыразимо по определению? Однако и я сам, и многие другие участники карнавалов переживали этот контакт с тайной и полнотой жизни. И может быть, это самый важный результат карнавала, ведь в нашей жизни у нас остаётся всё меньше мест и возможностей, где мы можем встретиться с сакральным, пережить опыт священного. Церкви консервируются, всё более формализуются, и мы всё меньше понимаем язык религий, который неизбежно отстаёт от жизни и наших потребностей. Государства обрастают многочисленными законами, правилами и видеокамерами наблюдения, так что в нашей жизни всё меньше остаётся места для случайного, неожиданного и опасного. Не остаётся места приключению. И даже сами карнавалы и так называемые народные праздники, взятые под патронаж заботливой бюрократии, выхолащиваются и превращаются в плоское, простите за каламбур, угощение тёщиными блинами.
Венеция
– Льюис Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”
Пару лет назад я съездил на Венецианский карнавал (благо мы тут через залив живём) – и зарёкся его посещать, ибо только расстраиваться. Да, на улице попадаются люди в масках и интересных костюмах, да, время от времени в определённых точках города специально обученные люди, профессионалы своего дела, устраивают представления – талантливые, страшные и смешные.
Но что тут делают толпы съехавшихся со всего земного шара людей?
– Они неприкаянно слоняются по городу и фотографируются на фоне персонажей в костюмах. И выглядят совершенно потерянно. Они приехали на карнавал, но остаются снаружи, ибо карнавал не пускает их в себя. Они не могут быть соучастниками карнавала, хотя это его единственный смысл – чтобы каждый участвовал, каждый был внутри. Поэтому им только и остаётся, что растерянно улыбаться и закрываться от карнавала фотокамерой. Закрываться от своих чувств, от своей фрустрации.
– Так что же нам делать-то теперь? – спросите вы меня. – Где нам взять настоящий карнавал?
А я вам отвечу:
– Придумать и сделать!
Тем старухам из глухой российской глубинки разве кто-то преподнёс карнавал в готовом виде?
Может быть, массовик-затейник, закончивший институт культуры и присланный к ним в деревенский клуб, научил их этому? Нет, старухи научились у других старух – своих бабушек, а те – у своих, а те – у своих… Правда, говорят, что самые древние пра-пра-прастарухи и прабабушки разрывали на части не куклу из тряпья, а самую симпатичную односельчанку, но я уверен, что это навет завистливых антропологов, не допущенных к участию в карнавале.
Ну так вот, да, старухи передавали живое знание о карнавале из поколения в поколение, но ведь они и импровизировали много. Структура праздника понятна и проста, она архетипична, одинакова для совершенно разных культур и традиций, но внутри неё сюжет никогда не повторяется в точности. Так почему бы нам не собираться вместе какими-то группами в особое время в особом месте и не создавать свой карнавал: архетип известен, а дальше уже важно отпустить творчество – и энергия карнавала подхватит вас и понесёт на своих пёстрых чудных крыльях. Что у нас, старых тряпок, что ли, нет, чтобы куклу сделать? Или в костюмы мы не можем переодеться?
Я сам испытывал это волшебное освобождающее действие карнавала десятки раз. Самое главное, чтобы в этом действии не было сторонних наблюдателей. Важно, чтобы все участвовали.
Но такого рода карнавал – действие групповое, требующее каких-никаких затрат и минимальной организации. А можем ли мы давать место карнавалу в своей повседневной жизни? Выходить время от времени из своего правильного и упорядоченного сада в хаотичный лес за оградой… или хотя бы выделить маленький уголок хаоса в самом саду?
Я думаю, это вполне посильная задача.
Маленький танец хаоса
– Письмо Даниила Хармса к Клавдии Пугачёвой
Лично я стараюсь это делать в своей жизни. Во-первых, мне повезло с девушкой, с которой я делю свою жизнь. Она питает тягу к абсурду и игре, возможно, даже больше, чем я сам. Поэтому мы вдвоём много играем и совершаем абсурдные действия по отношению друг к другу.
Многие из них сексуально окрашены, поэтому я не буду вам о них рассказывать, вы уж сами пофантазируйте.
Во-вторых, я страшно люблю британскую альтернативную комедию и прочий абсурд, начиная с “Алисы в Стране Чудес” и заканчивая Эдди Иззардом. Поэтому, каждый раз погружаясь в миры Спайка Миллигана, Монти Пайтон или Рона Аткинсона, я соприкасаюсь с той самой – оживляющей меня – энергией карнавала, принимаю её, так сказать, в гомеопатических дозах.
В-третьих, анекдоты, особенно абсурдные, – это всегда выглядывание за забор окультуренного сада.
И один чёрный-пречёрный человек говорит другому чёрному-пречёрному человеку:
– Эх, зря, Василий Иваныч, мы с тобой резину-то жгли!
В-четвёртых, даже когда я один, сижу в комнате сам с собой, я ведь всегда у себя под рукой и могу разыграть маленький карнавал, например из своих пальцев. Знаете, пальцы похожи на всяких существ и могут вытворять такое, чего вы никогда от них не ожидаете. Ну, или рожи можно покорчить, или станцевать маленький танец хаоса, или напялить на голову дуршлаг и ходить в нём по комнате… да мало ли!
Ну вот, это мои способы привносить время карнавала в свою жизнь. Наверняка вы найдёте свои собственные, если пофантазируете, ибо источник любого карнавала – это фантазия.
Будда в огороде
– Боб Дилан
Да, я только хочу напомнить, что между лесом и садом существует забор – пусть проницаемый, но он есть, и он важен. И большую часть времени мы всё же проводим в саду-огороде, бережно и тщательно взращивая его, таская воду и пропалывая грядки…и лишь время от времени открываем калитку и выходим в лес – для очередного карнавального приключения. Деревенские старухи, которых я описал, большую часть времени года проводят за работой в поле и только несколько дней в году выделяют на выворачивание реальности наизнанку и выбивание из неё пыли. И, кстати, они очень набожны и не позволяют себе матерные молитвы в повседневной жизни. Мои любимые британские комики живут обычной жизнью, растят детей, занимаются спортом или его противоположностью – алкоголизмом, а Эдди Иззард вот даже баллотировался в мэры Лондона… Да, они живут обычной жизнью, но время от времени превращают себя в канал – для того чтобы абсурд жизни смог показаться во всей своей полноте.
Вчера я прочитал статью об арт-группе “Война”, об их скитании по Европе в последние несколько лет.
Эти люди превратили всю свою жизнь в карнавал, они живут хаосом и творят его вокруг себя. И упорядоченный мир, живущий по своим правилам, не принимает их – даже самые свободолюбивые европейские анархисты, поначалу дававшие им приют в разных странах, в итоге всякий раз выгоняли их, нередко сопровождая это хорошей взбучкой. И вот, по информации на сегодняшний день, лидер группы пропал без вести в Германии, а его жена и напарница по группе с тремя маленькими детьми живёт в лодке на реке.
Я прочитал эту статью и испытал глубокую печаль. Лёг и лежал печальный. И пока не уснул, думал о них – о группе “Война” и их детях. Я не знаю, готовы ли были взрослые участники ко всему. Когда я говорю “ко всему”, я именно это и имею в виду – если ты живёшь хаосом, несёшь в себе хаос, то будь готов к тому, что хаос принесёт тебе то, чего в принципе ни одного живое существо не желает: болезнь, смерть, потерю близких… Разумеется, и при организованной жизни никто не может гарантировать полную защищённость от этих напастей, и всё же существуют те или иные вероятности, не так ли? Для большей безопасности мы и городим свой огород организованной социальной жизни.
Конечно, у каждого из нас есть выбор, как обходиться со свой жизнью, но в ситуации с группой “Война” у меня возникает вопрос: а выбрали ли такой образ жизни их дети? Вот лично мне кажется, что последовательный образ жизни – это в любом случае форма, даже если внутри этой формы кипит хаос. А форма предполагает границы. И если ты сознательно (подчеркну, сознательно) выбрал очень определённую роль в жизни, причём не в каких-то её сферах, а в жизни вообще, в жизни в целом, то эта роль и требует тебя всего.
Участники группы “Война” выбрали роль юродивого, эта роль очень сильная и важная в жизни общества. Юродивый – это трикстер, несущий в себе квинтэссенцию силы жизни и постоянно проверяющий, что в обществе живо, а что уже умерло. Но юродивый – это подвижник. Он постоянно страдает сам, обращая на себя гнев того самого общества, в болевые точки которого он тычет палкой. И мне кажется, юродивому было бы честнее оставаться одному или в компании с другими юродивыми, но взрослыми, также сознательно выбравшими этот путь. Юродивому лучше оставаться бездетным, ибо дети до определённого возраста не могут выбрать своего образа жизни и полностью зависят от родителей. Детям нужна защита, а юродивый не может её обеспечить, ибо живёт в мире хаоса.
И вот тут я, совершив круг, возвращаюсь к языку. Помните, что я начал с вопроса про мат? Я не филолог и не знаком со всеми идеями по поводу происхождения мата, но у меня есть своё отношение к этому явлению.
Дело вкуса
– Каково центральное учение всей вашей жизни?
– Уместное выражение, – ответил Юнмень.
– Дзэнская история
Я считаю мат и в целом обсценную лексику величайшим достижением человечества, ставя её в один ряд с такими явлениями, как жестикуляция, поэзия, анекдот, эмодзи и даже танец – всё это языки, способы выразить того, что трудновыразимо другими способами. И чем больше я люблю мат, тем больше не люблю, когда им пользуются походя, когда вставляют “бля” через три слова, для гладкости речи, когда произносят его преимущественно для выражения агрессии, когда девальвируют его силу, применяя там, где можно было бы вполне обойтись и другими словами, особенно в письменной речи, особенно в фейсбуке.
Я считаю, что матом нужно пользоваться с ювелирной точностью и только в крайних случаях, когда ничто другое не подойдёт. Только тогда он может сыграть свою просветляющую сознание роль. Только тогда он точен и хлёсток.
У меня есть старый друг, от которого я за без малого тридцать лет нашей дружбы услышал матерное слово только один раз. Но именно поэтому оно прозвучало как выстрел над ухом. И именно поэтому я запомнил тот случай и пронёс эту память сквозь годы нашей дружбы. А было это уже лет двадцать назад.
Оказалось, что в новом доме грузового лифта нет, этаж – восьмой, у друга имеется пианино… да два человека всего мужиков-то: друг мой да я.
И вот, поставив пианино на попа (поп был третьим), мы, корячась и надрываясь, попытались запихнуть их – пианино с попом вместе – в обычный пассажирский лифт… и это нам почти удалось… Но чуть-чуть не хватило места – крышка предательски торчала и не давала дверям закрыться.
Тогда, с ещё большими усилиями и надрывом, мы попытались вынуть пианино из лифта… но они с попом, как видно, там уже освоились и выходить совершенно не желали.
Подходя к музыкальному инструменту то так, то этак, захватывая его то за одно место, то за другое, мы не сдавались, однако и пианино проявляло упрямство.
В какой-то момент я услышал внезапный хруст и в руках у меня оказалась крышка от пианино, вырванная с мясом из его утончённого тела.
После нескольких секунд пронзительной тишины в подъезде раздалось короткое и отчётливое восклицание:
– Это пиздец!
Как я уже сказал, это было единственное матерное слово, которое я услышал от моего товарища за тридцать лет. И, как видите, я запомнил этот случай.
Ещё один случай произошёл с незнакомым мне лично Дедом Морозом под Новый год.
Дедушка по долгу службы обходил квартиры с живущими там детьми.
Но так как дети в большинстве своём проживали не одни, а с родителями, а родители завсегда были рады попотчевать Дедушку чем бог послал, а бог, в свою очередь, посылал им преимущественно водочку, то, поднимаясь на десятый этаж седьмого по счёту дома, Дедушка уже порядком утомился.
Шапка его сбилась на бок, борода – на щёку, одна бровь отклеилась, а вторая, наоборот, вздыбилась.
Подойдя к двери квартиры № 732, Дедушка Мороз, опершись на звонок локтём, впал в прострацию.
А в квартире № 732 между тем жила девочка Маша.
И Маша уже две недели готовилась к приходу Деда Мороза – она учила стишок.
Накануне она с помощью мамы нарядила ёлочку и за пару часов до прихода Дедушки была уже в полной девочкиной готовности.
Она была одета в отглаженное платьице и новые гольфы, аккуратно причёсана, её голова снаружи была украшена огромным бантом, а внутри – тщательно выученным стишком. В сердце же её затаилось праздничное ожидание.
И вот долгожданный звонок!
Папа девочки открывает дверь, аккуратно снимает дедушкин локоть с кнопки звонка, так же аккуратно, чтобы не расплескать и не вывести Дедушку из прострации, заводит его в квартиру и кричит:
– Машенька, Дедушка Мороз пришёл!
Тут Машенькино ожидание вырывается из сердца на волю, она со всех ног бросается в гостиную, но… не справившись с управлением ногами, не вписывается в поворот, спотыкается об ёлку, падает, ударяется головой о косяк, а ёлка заваливается на неё сверху.
Её платьице безжалостно мнётся, а в одном месте даже и рвётся, гольфы сползают, волосы растрёпываются, бант слетает с головы, и, самое главное… самое главное – стишок вылетает у неё из головы!
Девочка поднимается и, размазывая слёзы по щекам, выходит к Дедушке.
Тот смотрит на неё молча выпуклыми и расслабленными глазами.
Девочка же, давясь слезами, начинает оправдываться:
– Дедушка, я тебя так ждала, так ждала – стишок учила, платьице гладила, волосы причёсывала, бантик завязывала… А сейчас к тебе бежала, упала, ёлку уронила, платье порвала, бантик потеряла, стишок забыыыыыыла…
В глазах у Дедушки Мороза появляется некоторая осмысленность, он строго смотрит на девочку и произносит с сожалением:
– Дееевочка! Ну, девочка… Ну, ёб твою мать!
Вот эти два случая являются для меня уместным использованием мата.
Но ещё больше, чем избыточный мат, я не люблю вот это:
Этими значками некоторые люди заменяют буквы. Ничего более подлого я в своей жизни не встречал! Человек, якобы скрывая смысл значками, вкладывает этот самый смысл мне в голову – заставляет меня мысленно произнести это слово, сам при этом оставшись как бы незапятнанным. Какое гадкое лицемерие!
Это напоминает мне ещё одну историю, которой я, пожалуй, и завершу свой пост.
Приходит стеснительный мужик к врачу и говорит:
– Доктор, у меня вот кое-что болит, но я стесняюсь сказать, что именно.
– Ну, батенька, как же я вас лечить-то буду? Ну хорошо, тогда скажите хотя бы, какие имеются буквы в названии того, что у вас болит? Какая, например, там первая буква?
– Первая буква там, как в слове “ухо” вторая.
– Так, хорошо, а вторая какая?
– Вторая, как в слове “ухо” первая.
– Ага, а третья?
– А третья, как в слове “хуй” последняя!
И вот это надо обязательно посмотреть в конце:
Если хотите, вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Расписание моих программ на 2020 год, можно посмотреть здесь:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!