Дхаммачакка Паваттана Сутта
Мой пересказ
Так я слышал. Однажды, находясь в роще Исипатана, что в Варанаси, Благословенный Учитель обратился к группе пятерых бхикку (аскетов, живущих на подаяние):
«Бхикку, существует две крайности, которые следует избегать тому, кто покинул мирскую жизнь.
Вы спросите меня, какие крайности?
Первая – это потворство чувственности и пристрастие к удовольствию – низкое и вульгарное качество, присущее невежественным людям, в итоге не приносящее никакого удовлетворения и приводящее к разочарованию.
Другая – это пристрастие к крайнему аскетизму, самоистязанию, умерщвлению плоти – нездоровое, недостойное и также не приносящее удовлетворения и приводящее к разочарованию.
Срединный же путь, о бхикку, к которому пришёл Татхагата (так Будда называл сам себя), не склоняется ни к одной из этих крайностей, но способствует непосредственному видению и знанию, ведёт к спокойствию, ясному пониманию, к пробуждению, к освобождению, к ниббане (нирване).
И что же это за срединный путь, спросите вы меня?
Это, бхикку, Благородный Восьмеричный Путь, который включает в себя:
1. Верные воззрения
2. Верные размышления
3. Верное общение
4. Верные действия
5. Верный образ жизни
6. Верное усилие
7. Верную осознанность
8. Верную сфокусированность
Вот что собой представляет Срединный Путь, к которому пришёл Татхагата, путь, способствующий непосредственному видению и прямому знанию, ведущий к спокойствию, к ясному пониманию, к пробуждению, к освобождению, к ниббане.
Дукха
Вот, бхикку, Первая Благородная Истина о дукхе:
Рождение – дукха.
Старение – дукха.
Болезнь – дукха.
Смерть – дукха.
Столкновение с нежелательным – дукха.
Разлучение с желаемым – дукха.
Невозможность достичь желаемого – дукха.
Вся наша психофизическая обусловленность и есть дукха.
Самудая
Вторая Благородная Истина о возникновении дукхи:
Дукха возникает из реактивного цепляния – навязчиво повторяемого, сопровождаемого вожделением, алчностью, одержимого жаждой стимуляции, возбуждения, жаждой существования, а также и жаждой небытия.
Ниродха
Третья Благородная Истина о прекращении дукхи:
Когда цепляние отпускается, реакция угасает, уходит, исчезает, то наступает освобождение.
Магга
Четвёртая Благородная Истина, бхикку, сообщает о пути, ведущем к освобождению от дукхи. Это и есть Благородный Восьмеричный Путь, который включает в себя:
1. Верные воззрения
2. Верные размышления
3. Верное общение
4. Верные действия
5. Верный образ жизни
6. Верное усилие
7. Верную осознанность
8. Верную сфокусированность
Дукха
1. «Так вот какова Благородная Истина о дукхе!» – это понял я, бхикку. Понял, чего не понимал раньше.
2. «Дукху необходимо полностью познать», – и это я понял, бхикку.
3. И дукха была полностью познана мною, бхикку.
Самудая
4. «А это Благородная Истина о возникновении дукхи», – вот ещё одно знание, которое открылось мне, бхикку.
5. «Реакцию цепляния можно отпустить», – так открылось мне, бхикку.
6. И реакция цепляния была отпущена мною.
Ниродха
7. «А это Благородная Истина о прекращении дукхи», – так постиг я, бхикку.
8. «Отпускание цепляния и уход реакции можно непосредственно пережить», – и это постиг я, бхикку.
9. Отпускание цепляния и уход реакции были мною пережиты.
Магга
10. «И вот Благородная Истина о Пути, ведущем к прекращению дукхи», – и это открылось мне, бхикку.
11. «По Пути, ведущему к прекращению страдания, необходимо идти, его нужно культивировать, практиковать», – так открылось мне, бхикку.
12. По Пути, ведущему к прекращению страдания, я иду, его я культивирую, его я практикую, о бхикку.
И до тех пор, пока моё понимание относительно двенадцати аспектов этих Четырёх Истин не сделалось кристально ясным, я не утверждал, что испытал пробуждение в этом мире с его людьми и небожителями, с его богами и демонами, с его аскетами и жрецами. И только когда моё знание и видение сделались кристально ясными, я могу утверждать, что пробудился.
Теперь моё сознание свободно, и свобода эта непоколебима. И не будет более возвращения к старому, не будет повторения».
Так сказал Благословенный Учитель, и пятеро бхикку возрадовались его словам.
И от этих слов у достопочтенного аскета Конданьи открылось незамутнённое видение Дхаммы.
– Всё, что возникает, также и прекращается, – произнёс Конданья.
– Так ты действительно понял, Конданья?! Ты действительно понял? – вдохновенно воскликнул Благословенный Учитель.
И так достопочтенный Конданья получил имя Аннья Конданья — «Конданья понявший».
Более точные переводы на русский:
Поворот колеса Дхаммы
Поворот колеса Дхаммы
Сутта запуска колеса Дхаммы
На английский:
Setting the Wheel of Dhamma in Motion
Вариант аудио-видео:
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!