Стопы – мои лучшие друзья.
И если я действительно стою на своих ногах, то просто не могу растеряться.
– Шунрю Судзуки Роши
На написание этого поста меня сподвигнул отзыв читательницы, который я получил недавно:
Примерно год назад, или меньше, я нашла у Вас аудио-медитацию ходьбы.
Интуитивно я делаю те действия, которые просит душа и тело, вот я и решила прослушать и проделать ее.
Там у вас есть фраза: “Ощутите вес своего тела”, когда переступаете с одной ноги на другую.
Я тогда впервые осознала всем существом, что у меня нет этого ощущения.
Я не имею веса.
Ни физически его не ощущаю, ни веса в обществе и своем окружении не имею.
Не осознаю его. И всегда мысленно улетаю. Меня нет в здесь и сейчас.
Так было тогда.
Можно сказать, что после этой вашей фразы я окончательно поселилась в своем теле.
Теперь по-настоящему.
Качество жизни в нем изменилось. На уровне ощущений тоже.
Спасибо Вам огромное за новую меня!
Все, что Вы делаете в жизни и здесь, в блоге – не зря!”
– Таня
Я, конечно, очень рад тому, что живу не зря!
Нет, правда, этот блог я завёл именно для этого – чтобы не зря.
И остальную свою работу делаю для того же самого.
И мне, разумеется, очень важно, когда вы – читатели – становитесь хотя бы на минутку писателями и набиваете мне на своих клавишах пару строк в ответ.
Иначе не знаю, то ли в космическую пустоту я вещаю, то ли есть, всё же, на том конце живые души, братья по разуму, сёстры по сердцу.
Я, ведь, всё-таки больше люблю разговор, диалог, чем “широкое вещание”. Вообще, предпочитаю иметь дело с людьми, чем с массами.
И петь мне дифирамбы, кстати, совсем необязательно. Справедливая критика и конструктивный спор мне завсегда интересны.
Так что, режьте правду-матку, я не обижусь. Забаню и всё!
Ну вот, это было раз!
Теперь – два.
Уже по сути.
Дано мне тело – что мне делать с ним…
– Джордж Лакофф и Марк Джонсон
(из книги Метафоры, которыми мы живем)
Когда работаешь в какой-то сфере долгое время, неминуемо происходит профессиональная деформация и какие-то азы становятся настолько очевидными, что о них и упоминать-то становится неловко.
Я, вот, тридцать пять лет, ни шатко ни валко, с телом работаю – со своим, а двадцать пять – с чужим.
Начиная с массажа, и заканчивая… да в общем-то не заканчивая.
Много всякого было: и телесно-ориентированная психотерапия, и танцевально-двигательная, и в морге месяц на практике…
И конечно, за это время, многие навыки и знания стали автоматическими.
А с чем мы пытаемся бороться с помощью практики осознанности?
Вообще-то мы пытаемся не бороться, а жить, но если уж приходится использовать это слово в определённом контексте, то боремся мы именно с автоматом внутри.
Мы его осознаём – автомат этот, и он в то же мгновение оживает.
Но для того чтобы осознать, нужно сперва себя вспомнить. Вспоминать помогают разные маленькие хитрости: будильник можно завести, или верёвочку на руку повязать.
Мне, кроме всего прочего, помогают ваши письма.
Пришло письмо и напомнило, что для очень многих, азы вовсе и не азы, а свершения. А тому, кто считает себя мэтром и мастодонтом не плохо бы время от времени приникать иссохшими устами к истоку своих необъятных знаний.
Вот поэтому предлагаю приникнуть к источнику вместе и вспомнить азы.
Таким единым и таким моим?
Если вы слушаете мои медитации или нашу с Виктором Ширявым радионяню, то наверняка обратили уже внимание, что мы всегда начинаем с заземления: обратить внимание на ощущения тела, вес тела, дыхание, улыбку – простые такие приземлённые материи.
Зачем это, спрашивается?
В словенском языке, на котором я уже почти научился разговаривать, есть слово утелешенье (utelešenje), которое на русский переводится как воплощение. А утелешити, соответственно, будет воплотить.
Приятное такое слово, утелешити, правда ведь? Как-то тепло от него становится.
В слове во-плотить, в общем-то, всё тот же смысл: ввести в плоть, дать переживаемому опыту тело, материальное воплощение.
Однако слово это редко осознается именно таким образом.
Оно всё больше становится абстрактным, особенно в виртуальную, цифровую эпоху. И всё меньше от него испытываешь приятных, тёплых, телесных ощущений.
Но, несмотря на прохладность слова воплотить, смысл его вроде бы очевиден: в моём сознании появляется какая-то идея и я хочу про-явить её в физическом, материальном мире.
Но что есть сознание и что есть “я”?
Если копнуть глубже, то мы здесь сталкиваемся с центральной дуалистической идеей того кусочка сознания, с которым большинство из нас жёстко отождествлено.
Назовём, условно, этот кусочек сознания – эго.
Так вот, центральная идея этого оторванного от реальности кусочка, состоит в том, что мир – это такая гигантская матрёшка.
Самая крупная матрёшка – это собственно мир, внутри мира – моё тело, а внутри тела – я – самая маленькая, но самая важная матрёшка, которая всем рулит.
Непонятно, конечно, кто этот “я”, но ощущается он как неделимый, неизменный атом.
В такой перспективе это “я” , осознаётся мною же, как центр вселенной. Вот, есть я и есть “моё” тело, “моё” сознание, “мой” мир… даже “моя” душа какая-то имеется.
Всё, вроде бы тут моё, но кто же я – спрашивается?
Может быть это маленький такой человечек – водитель машины-тела? Гомункулус, гоняющий в этой машине по большому миру?
Вся телесная жизнь, в такой перспективе, сводится преимущественно к техобслуживанию машины.
Тело, то-бишь, машина, которая возит в себе ум, а ум вроде как и есть я. И “я-ум” должен машину эту регулярно тех – обслуживать, чтобы кататься было комфортно, и самое главное, всякие важные для ума делишки, эффективнее проворачивать.
Ну, опционально, машину можно ещё украшать бриллиантами и силиконовыми вставками в стратегические места.
А друзья человека програмисты под эту концепцию подогнали понятную их внутреннему програмному обеспечению метафору.
Вот, говорят програмисты, посмотрите на компьютер – у него есть железо (тяжёлое такое хард-железо), и есть лёгонькое (софт) програмное обеспечение. И между ними такая же дихотомия (извините за выражение), как и в человеке.
Ну да, ну да, яблонька от яблочка недалеко падает!
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Но этот эксплуататорский подход, ко всему, что не эго, он никуда не годится.
Я считаю, что сегодняшним нашим вредным во всех отношениях, потребительским-эксплуататорским отношением к большой природе и к природе поменьше – “своему” телу – мы обязаны вот этому отождествлению с маленьким тираном, живущим в своём изолированном от остального мира кремле – эго.
Важно помнить, что в этом нет нашей вины. Мы же не хотели этого по своей воле. Это Эволюция или там Бог (выберите предпочитаемое), нам как всегда подгадил(а) (о).
Но кто бы в этой подлости повинен ни был, иметь с нею дело и исправлять положение нам приходится самим.
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
Каков же выход? – Спросите вы меня, разводя какими-нибудь подходящими для этого дела, конечностями.
Да вы знаете какой.
Я о нём талдычу в каждом своём посте. И до меня талдычили тысячи других.
Будда, вот, наш, Гаутама, будучи первым известным нам психотерапевтом, тоже талдычил:
Когда он ходит туда и сюда, он делает это с осознанностью.
Когда он глядит вперёд или в сторону…
когда сгибает и разгибает свои конечности…
когда снимает и одевает одежду…
когда держит свою чашу…
когда пробует на вкус еду, жуёт, пьёт…
когда мочится и испражняется…
когда идёт, стоит, сидит, засыпает, просыпается, говорит и молчит, он делает это с осознанностью.
Вот как бхикку развивает внимательность, осознанность и бдительность.
– Кеваддха сутра
Как видите, Гаутама был довольно-таки телесно-ориентированным терапевтом.
Не очень-то он был похож на религиозного лидера, который про духовность, скрепы, “Космическое Сознание”, “Вознесённых Учителей”, и поливание молоком Шивалингамов.
Всё больше про то, как пИсать и какать, как голову поворачивать и чашку держать.
И мне лично в нем это больше всего нравится.
Со времён Гаутамы много появилось всяких хитроумных методов утелешенья себя, однако, все они преимущественно направлены на то, чтобы запудрить мозги этому самому “водителю в голове”.
Чтобы услышал он про метод и сказал бы веско: “Вот это я понимаю, это научно обоснованно, и достаточно сложно, чтобы я в это поверил”.
Однако основа всего этого чрезвычайно проста, а оттого вызывает недоверие у подозрительного “водителя”.
Основа в том, чтобы как можно чаще опускать внимание в тело: в свои простые физические действия, и не простые ощущения – вес тела, дыхание, поворот головы… ну всё, о чём Будда и говорил.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Такая практика позволяет нам учиться не только осознавать “своё тело”, но и жить как тело.
Жить насыщено не только событиями, но и глубоким, объёмным переживанием этих событий.
Жить не разделяя себя на душу и тело, то есть целостно.
В этом и состоит основная мысль моего сегодняшнего поста. Сообщаю на всякий случай.
Жить целостно, не разделяя себя на душу и тело, на голову и тело и прочие “я” и “моё”.
Все остальное моё сегодняшнее словоблудие лишь обрамляет этот брилиант вечной буддийской (и не только буддийской) мудрости.
В практике, же особенно, хочу подчеркнуть важность веса тела.
Помните, с чего я начал этот пост?
С цитаты ещё одного знаменитого Будды – учителя дзэн Шунрю Судзуки.
“Я ничему не доверяю кроме своих стоп” – сказал он.
И действительно, нельзя ничему доверять в этом ускользающем из-под ног мире, кроме своих стоп. Только они одни и не подведут.
Ну и задница ещё, конечно.
Практика
Хочу, вот, вам посоветовать одну практику, которую делаю сам каждый божий день (или эволюционный день – выберите предпочитаемое).
Пары-тройки минут такого занятия, вполне хватает, чтобы ночью вес тела мягко и нежно затянул меня в уютные объятия морфея.
Утром же, напротив, чувствование веса тела позволяет мне быстрее осознать свою материальность. Пробудиться в мир конкретных физических форм и действий.
А вот несколько моих друзей и знакомых, профессионально занимающихся утелешиваньем опыта.
Некоторые из них, даже умудряются утелешивать граждан через скайп.
Кстати, ваш непокорный слуга тоже работает по скайпу и тоже утелешивает всех подряд. Так что, обращайтесь, если пришла пора вам заземлиться.
А вот этот мой товарищ – Алекс Остапенко, вместе со своими приятелями со всего мира, создал проект Haza Muna который занимается превращением телесной жизни в музыку.
Вот как они звучат:
И уж коли начал я этот текст с цитат, то и прикончить его надо тем же:
И в этом нет моей вины, ибо так уж вышло, что у меня удивительно удобная задница.
Она, может быть, и не выглядит таковой, но если бы вы только могли посидеть на ней хотя бы в течение двух минут, вы бы поняли, что покинуть эту задницу было бы преступлением против природы.
–Лори Чепмен
В ближайшее время, сидеть на своих удобных задницах и утелешиваться, мы будем на семинаре Будда в городе или Практика осознанности в повседневной жизни
Он состоится в Москве 21-24 февраля.
Приходите, если почувствуете необходимость в уравновешенности в эти нестабильные времена.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!