-Коан (весьма распространённый вопрос в Китае эпохи Тан)
Предисловие спустя…время
С тех пор много всего утекло и ещё больше – натекло. Произошло множество событий, изменений в политической и социальной жизни стран и народов… но… человек так и не изменился. Как был человеком, так им и остался. Совершенно не оправдал он мои надежды – человек-то.
И стиль общения человека с человеком в “Фейсбуке” (мордокниге, по-нашему) тоже, разумеется, остался неизменным. А посему, пост мой ожидает бессмертие и вечная актуальность.
Буквие
Если вам лень или некогда читать мои бесконечно длинные тексты, то вот вам краткая суть, эссенция, так сказать, того, что написано ниже.
Называется: THINK – ПОДУМАЙ!
T – is it True? – П – Правда ли это?
H – is it Helpful? – О – Очень ли уж это полезно?
I – is it Inspiring? – Д – Да вдохновит ли это кого-нибудь?
N – is it Necessary? – У – Ужель это так необходимо?
K – is it Kind? – М – Ммм, доброжелательно ли это?
………………………..- А
………………………..- Й
Словие
Мой длинный и нудный комментарий к вышеприведённой формуле.
Февраль и март выдались в наших интернетах не по сезону жаркими. Сколько битв уже проиграно и всё ещё проигрывается – за Майдан, за Олимпиаду, за “болотное дело”, за Крым… сколько раз люди поделились на своих и чужих…
Битвы эти (все) действительно проиграны, и проиграны они всеми.
Или я ошибаюсь? Может есть кто-то выигравший в них, победитель какой? Подскажите.
По моему сугубому ИМХУ, победил в них только “Фейсбук”, но его можно не считать, ибо Цукерберг вам всё равно не позвонит.
А сами-то эти события, похоже, полностью победили котиков, младенцев и способы жизни Герасима Муму.
Временно, конечно, временно, ибо котики и младенцы бессмертны, а Герасим регулярно перевоплощается в других культурных героев.
Ну а “Фейсбук” – это, безусловно, зеркало общества.
Но не только; на мой взгляд – он зеркало и ещё кой-чего.
Колесо жизни
В буддийской иконографии есть наглядное изображение, которое называется “Колесо Жизни” – но жизни не простой, а сансарической (другой-то, собственно, у нас и нет).
Колесо это делится на несколько кругов, но сейчас я хочу остановиться лишь на одном, состоящем из шести сегментов и изображающем шесть “миров”, или “сфер существования”.
Вот они:
сфера богов
сфера асуров (титанов, по-нашему, по-гречески)
сфера голодных духов
адская сфера
сфера животных
и сфера людей
У богов, естественно, всё зашибись.
Ближайшее приближение к миру богов – это жизнь нынешних голливудских звёзд и прочих селебрити. У них есть только три проблемы:
- во-первых, рано или поздно наступает момент, когда им уже больше ничего не хочется, и они от этого страдают;
- во-вторых, не имея практики работы с малейшим дискомфортом, они не могут выносить переживаний, которые для обитателей других миров, вообще дискомфортом не являются;
- и, в-третьих, их вечный праздник рано или поздно заканчивается – они смертны, хотя и долгожители, и от осознания конечности своего счастья они, естественно, тоже страдают. В буддийской мифологии про них сказано, что со временем они начинают сильно вонять, и эта метафора отлично отражает положение этих богов-селебрити.
Мир асуров – это мир большой политики и большого бизнеса. Бесконечная борьба за власть, жестокая конкуренция, грозное сшибание туго надутыми животами, состязание чьё эго круче, а часы дороже, зависть, ревность, агрессия и жадность – вот царящие в их мире тенденции.
Преты, или “голодные духи”, обычно изображаются с огромными животами и маленькими ртами – я бы ещё добавил, что у них нет дна. То есть, главная их характеристика – это жадность, ненасытность. Мир претов мы все прекрасно знаем – это мир всепоглощающего консьюмеризма, или потреблядсва, по-нашему. Любой наркоман – от кофеинового до фейсбучного – знайте, что мы все относимся к классу претов (не путать с троллями).
Адский мир – это мир угнетённых чувств, вечной депрессии, безвыходности. Посмотрите фильм “Меланхолия” Триера, если не в курсе, что такое настоящая депрессия.
В мире животных, как водится, царят инстинкты и бессознательные импульсы. Импульс-реакция, никакой осознанности и выбора.
Сфера людей – это мир здравомыслящих, зрелых, ответственных и эмоционально здоровых существ. Они не испытывают всепоглощающего страдания, как преты или обитатели ада, но и не подсаживаются на бесконечные удовольствия, как боги. Они не отделены совершенно от других, как асуры, и не являются тотальными рабами своих инстинктов, как животные. Традиционно мир людей рассматривается как самое благоприятное измерение для продвижения по духовному пути и поиску выхода за пределы колеса сансары.
Ну что тут скажешь, искусство на то и искусство, чтобы быть неоднозначным. Вот и вышеприведённую метафору можно по-разному прочитать.
Буквальное прочтение я, конечно, сразу отмету, но можно, например, в этих мирах, увидеть типы личности с какой-то определённой доминирующей одержимостью: вот человек, одержимый сексуальной похотью, вот поглощённый жадностью до денег, вот взалкавший славы, вот голодный дух из Фейсбука…
Однако учитель моего учителя как-то сказал ему, когда тот был совсем ещё не учитель и думал, что так оно и есть:
“Нет, это не типы личности, это состояния твоего ума в течение получаса”.
Это состояния твоего ума в течение получаса!
Понимаете?!
Что ещё можно к этому добавить?
Что основная характеристика этих состояний – зацикленность.
Недаром же это называется “колесом сансары”, а не “тормозом сансары”. Колесо катится и никогда не останавливается.
Вот я и говорю, что Фейсбук – это не только зеркало нашего общества, но и зеркало сознания каждого из нас.
Гляжу я, например, на свою ленту и диву даюсь:
“Мид РФ назвал решение о дополнительных санкциях ЕС “оторванным от реальности”
“Моцарт по утрам это, конечно, особый кайф!”
“27 мест, которые нужно увидеть своими глазами”
“Связь с родом многое может дать”
“Тимошенко сообщила о разработанном плане возвращения Крыма”
“Как сделать так, чтобы хотелось жить.”
“О лицемерии и к вопросу о защите русского языка и русскоязычного населения в Украине.”
“Тут один японский фотограф снял мартовских котов.”
“Долг – платежом красен: Мизулину и Киселева отлучили от Европы.”
“Формула удачи” 19.03.14 с Владимиром Коноваловым.”
“Кончилось время старых аврамических религий”.
И ползёт и ползёт эта лента из одной дурной бесконечности в другую, а на поверку-то оказывается, колесо!
Так что, поглядев так какое-то время, я решительно перестаю даваться порочному диву и иду к своей любезной белой стене в пупырышках.
Сажусь я перед нею и начинаю разглядывать пупырышки – Дзадзен это называется, по-нашему, по-японскому.
Но что я вижу? Проклятую ленту Фейсбука я вижу, неспешно текущую в моей голове:
И что, вы предлагаете, чтобы я к каждому этому сообщению в своей голове прислушался, поверил ему, принял всерьёз, воплотил в жизнь?
Не думаю, что я прожил бы и дня на этом свете, если бы попытался реализовать всё, что приходит мне в голову.
Такое вот зеркало в пупырышках!
Но что же с этим зеркалом делать?
Точнее, что делать с той кривой рожей, которая в этом Фейсбуке отражается?
Ну, пока не распознал где Фейсбук, а где твой собственный фейс, будешь, конечно, плевать ядом в зеркало, строить ему страшные рожи и грозиться разбить к чёртовой матери.
Однако, если уже начал различать, где что, тут надо бы остановиться и не метаться больше по этому колесу сансары.
Чем мне нравится буддийская этика, так это тем, что она, как и весь Буддизм вообще, процессуальна.
Человек не рассматривается в ней как нечто статичное, с раз и навсегда застывшим лицом: духовным, благородным, порочным, или официальным. Нет, человек – это река; он течёт, и фейс, и бук его меняются непрерывно.
Сейчас, скажем, ты выглядишь прилично, но попади в другие, невыносимые для тебя условия, вполне можешь превратиться в свинью, как Николай Николаевич в “Мастере и Маргарите”. И устоять и не превращаться может быть чрезвычайно сложно.
Или наоборот, сейчас твоё лицо искривлено гримасой ярости, но у тебя есть возможность измениться – успокоиться, остыть, отпустить, простить, извиниться, подобреть слегка.
Возможность измениться – это генеральный принцип буддийской практики, а главный инструмент в ней – это Практика Осознанности.
Практика Осознанности
Лучше всего это иллюстрирует известная притча о самурае и мастере Дзэн.
Пришёл как-то раз очень крутой самурай к очень крутому мастеру Дзэн на приём, чтобы проконсультироваться по некоторым насущным вопросам жизни. Мастер на крыльцо вышел и спрашивает:
– Тебе чего, мил человек?
– Я пришёл узнать, что такое ад и что такое рай, – отвечает самурай.
– ОК, – говорит мастер, – только у меня тут очередь из посетителей, так что ты подожди немножко.
Самурай спросил, кто крайний, и сел ждать. Прождал он целый день, все посетители уже давно прошли, а его всё не вызывают. Уже смеркаться начало, дождь накрапывает. Не выдержал самурай, вошёл решительно в хижину. Глядит, а мастер на циновке лежит и в носу ковыряет. Самурая, понятно, такое поведение возмутило.
– Что же это вы, уважаемый, обо мне совсем позабыли?!
– А ты кто такой? – невежливо отвечает ему вопросом на вопрос мастер, внимательно рассматривая козу, извлечённую из носа.
– Как кто? Я такой-то самурай, великий воин и благородный зелёны перец, служу такому-то ещё более благородному красному перцу!
– Да ладно, какой ты к лешему благородный, ты вообще на бомжа похож.
Тут самурай совсем взбесился, выхватил меч и замахнулся, чтобы одним ударом из одного мастера дзэн сделать двух.
– О! – поднимает свой сопливый палец мастер, – вот здесь открываются ворота в ад!
Ну, самурай, понятно, устыдился тому, что чуть не потерял своё крутое самурайское лицо, вложил меч в ножны и поклонился.
– Добро пожаловать в рай, – усмехнулся в свою жиденькую бородёнку мастер.
Ведь что такое Практика Осознанности? Это возвращение себя к тому, что ты делаешь прямо сейчас, это способ заметить, какой ты прямо сейчас и из этой точки большего присутствия сделать выбор, куда ты хочешь двигаться, течь, меняться.
Дело, ведь, не в том, чтобы стать праведником и раз и навсегда закрепиться на занятых позициях.
Во-первых, это невозможно, а во-вторых, попытки это сделать приводят ко всяким нехорошим расстройствам личности.
Дело в выборе, который ты осуществляешь прямо сейчас – вытащить меч или убрать его в ножны – этот выбор есть всегда и зависит исключительно от осознанности.
Осознать, то есть, заметить, и сделать выбор, куда двигаться дальше.
Ах, но куда, куда же мне двигаться – возникает закономерный всклик? Или даже всхлип.
Это зависит от ценностей, и тут нам и приходит на помощь этика.
Этика
Буддийская этика в своих базовых принципах не слишком отличается от этики мировых религий и выросшей из них секулярной, гуманистической этики: не убивать, не воровать, не врать, не причинять сексуального страдания, не отравлять своё сознание, не злословить.
Что бы там ни говорили всякие моральные релятивисты о том, что этика относительна и очень культурно обусловлена, базовые принципы, тем не менее, универсальны и чувствуются интуитивно представителями совсем разных культур – в основном, они сводятся к неприменению насильственных действий к ближнему.
Золотое правило известно всем: “Не делай другим того, чего не хотел бы себе”.
В Буддийской этике есть четыре важные особенности, но они не в самих принципах, а в подходе к ним.
Во-первых, в круг ближних, к которому применяются эти этические принципы, включаются все живые существа (или как их чаще называют “чувствующие существа”). То есть, вообще все без исключения.
Во-вторых, принципы эти рассматриваются не через призму метафизических “добра” и “зла”, а через призму “здорового” (полезного) и “нездорового” (вредного). Что мы переживаем, когда болеем? Страдаем мы, вот что!
В связи с этим, основным критерием вредности или нездоровости является причинение страдания себе или другим существам.
В-третьих, человек узнаёт их самостоятельно, а не потому что их сообщил ему какой-то авторитет. Ну в самом деле, если ты довольно долго всматриваешься в “фейсбучную ленту” своего ума, ты постепенно начинаешь отличать помои и отраву от вкусной и полезной пищи.
В какой-то момент ты начинаешь понимать, что больше приносит в этот мир страдание, а что меньше, и принципы твоей жизни сами начинают прорастать в твоей голове, сердце, костях и кишках.
В-четвёртых, как я уже упоминал, принципы эти процессуальны. Мы сразу исходим из того положения дел, что в реальном мире идеальных людей не существует.
Все идеальные живут в рассказах о них, а в реальности они преимущественно уже умерли. Чем раньше человек умер, тем более идеальным он является, потому что связан теперь исключительно с идеями и в реальном мире больше ничего не натворит.
Именно поэтому древние мудрецы кажутся такими мудрыми, святые такими святыми, а синие и мохнатые существа с Альфы Центавра такими синими, и конечно, мохнатыми.
Но они, идеальные-то, абсолютно статичны и плоски, они застыли в этих своих (о) идеялах, не движутся, и не отбрасывают тени, словно вампиры какие.
Наша же реальность живых феноменов, она хоть и плотная, но, тем не менее, текучая, и в ней живут живые люди со всеми своими противоречиями и внутренними конфликтами.
Поэтому в нашей реальности регулярно случаются финансовые и сексуальные скандалы с духовными учителями, которые сами или с помощью своих учеников перепутали себя реальных с идеальными персонажами из историй, рассказываемых о них учениками.
Так вот, раз живой человек у нас – процесс, то и этика у нас процессуальная.
“Не убий” – это не скрепа (извините за выражение), “Не убий” – это вектор, направление, куда я двигаюсь. Это горизонт никогда не достижимый для живущего человека, но никуда и не исчезающий.
Ведь мы же разумные люди, мы же прекрасно понимаем, что не убивать совсем не получится, ну хоть кого-нибудь, ну хоть морковку, а зарезать придётся, и геноцид микробам устроить придётся, и клопам в диване и блохам в кошке… но, как всегда, есть одно но!
Всегда можно воспользоваться Практикой Осознанности в тот момент, когда уже занёс над жертвой нож, и почувствовать и осознать, и спросить себя:
Это необходимо? Для кого? Для чего?
Как я могу уменьшить страдание этого существа?
Как я могу убить, если это так уж необходимо, по-возможности нежно?
От какого убийства в данных своих жизненных обстоятельствах я вообще могу отказаться?
Вот я, например, прямо сейчас живу в приличной, мирной, экономически развитой стране. В этих условиях я вполне могу не прибегать к убийству людей и животных.
Живи я в лесах Новой Гвинеи, возможно, не смог бы без этого обойтись, пришлось бы промышлять человечинкой, но здесь, в Словении, все необходимые мне питательные вещества я могу получить из растений, от убийства которых, я соответственно, отказаться не могу, да простят меня праноеды.
Но у морковки нет нервной системы, и когда я её режу, она не бьётся в конвульсиях, поэтому я меньше за неё переживаю.
Я также не могу не поднимать руку на блох, ибо кошку, которую они едят, мне жальче, и вообще, она мне ближе по эволюционной лестнице.
Да-с, в этом относительном мире, где существа едят друг друга, я не могу не принять чью-либо сторону.
В битве между кошкой и блохами, я занимаю сторону кошки, просто потому что люблю её больше – в этом моя обусловленность, моя ограниченность, и моя человечность.
Но тем не менее, у меня есть горизонт, в сторону которого я смотрю. На горизонте большими буквами написано:
НЕ УБИЙ!
Поэтому, если есть возможность, я не убиваю. Жучков и паучков, набегающих к нам в дом в летнее время, я обычно ловлю и выкидываю на улицу, дальше пусть сами налаживают свою жизнь на новом месте.
И ведь то же самое с Фейсбуком
Мне, вот, говорят некоторые друзья: “ты как духовный человек не должен принимать ничью сторону в конфликте”.
А я не духовный – то есть не идеальный – я реальный, я обусловлен своими генами и воспитанием. У меня есть свои понятия о чести, совести, о вкусе, свои программы, которые подталкивают меня к тому, чтобы принять сторону, которая ближе мне в соответствии с этими обусловленностями.
-
-
- Да, я стараюсь не принимать всерьёз любую мысль, пришедшую мне в голову, не вестись за каждой программой, не следовать каждому импульсу, не реагировать автоматически на любой раздражитель, стараюсь осознавать.
- Да, я стараюсь не терять чувства юмора.
- Да, я считаю, что в этом относительном мире и свои собственные ценности такими же относительными.
- Да, я стараюсь посмотреть глазами другого человека, человека с той стороны конфликта – насколько это для меня возможно.
- Да, я стараюсь также взглянуть с третьей, отстранённой позиции.Однако парить над жизнью духовным орлом, совершенно не принимая вообще никаких сторон, у меня не получается, и я не знаю ни одного живого человека, который никогда не вовлекался бы в какой-нибудь конфликт.
-
Уж казалось бы, великий святой Рамана Махарши, посмотрите, какие глаза добрые (на фотографии).
Всё, что у него было – это тряпка на бёдрах и палка в руке, чего ему-то?
Ан нет, говорят, и он регулярно спускал собак на работников кухни в Ашраме за то, что они как-то неправильно резали овощи.
Итак, я принимаю сторону.
Скажем, я против силового вмешательства в дела другого государства, несмотря на всю геополитическую выгодность этого предприятия (хотя, для меня, весьма сомнительную).
Но что я делаю потом?
Потом я перехожу к активным действиям и начинаю высказываться в Фейсбуке, и вот здесь-то нужно бы остановиться.
Я для себя выработал алгоритм, который использую в общественных дискуссиях. Предлагаю присмотреться к ней и вам.
Если вы прочитали информацию, которая вас задела, придавила, взволновала, разозлила, выбила из колеи, то:
1. Лучше всего сделать паузу и вообще уйти от компьютера.
1.1 При этом, конечно, самое лучшее занятие – это медитация (я обычно сижу Дзадзен).
1.2 Также полезно погулять на природе – медитативно, разумеется.
1.3 Хорошо бывает поговорить с кем-то близким вживую, обсудить эту тему с ним (с ней).
После такой паузы, которая может занять от нескольких минут до нескольких дней, вы, скорее всего, отреагируете на новость совершенно по-другому, чем если бы отфутболили её сразу. Ваша позиция будет более устойчивой, а ответ – более взвешенным.
Срочности же, как показывает практика, никакой нет, срочность выдумали СМИ, которые на ней зарабатывают неплохие деньги.
2. Если от компьютера уйти не удаётся, всё равно сделайте паузу – прямо за компьютером.
Закройте глаза, почувствуйте тело, сделайте несколько глубоких вдохов и длинных мягких выдохов, положите руку на живот, солнечное сплетение – это тоже помогает успокоиться. Почувствуйте вес своего тела и попробуйте представить, что он стекает вниз, а таз становится более тяжёлым и устойчивым. Почувствуйте, как стопы стоят на полу. Это центрирует и даёт внутреннюю опору.
2.1. Теперь понаблюдайте за своими чувствами. Что за реакцию вызвал пост, заметка, комментарий, новость.
Где в своём теле вы чувствуете это чувство сильнее всего? Как вы его чувствуете?
Просто опишите простые физические ощущения: сдавленность, напряжение, распирание, что-то ещё?
Если вы хорошо видите образы, возможно, вы сможете назвать цвет этого ощущения. Положите руку на то место, где вы чувствуете его сильнее всего.
И просто наблюдайте, как это ощущение будет меняться. Меняется всё, и если вы будете внимательны, то заметите, что и это ощущение меняется – его месторасположение, его интенсивность, и т. д.
Хорошо при этом помогает дыхание. Просто попробуйте представить себе, что дышите через это ощущение в теле, отпуская что-то с каждым выдохом.
Это всё может занять пару минут, но сильно повлияет на ваше состояние.
2.2. Также помогает сосредоточение на центре груди, на области сердца – это помогает выйти из колеса абстрактных мыслей и обрести контакт с более глубокими чувствами и смыслами.
2.3. Дальше просто спросите себя, хотите ли вы всё ещё отвечать, комментировать, и если хотите, то по какой причине, что вас подталкивает, что зовёт?
Чего вы хотите этим ответом добиться?
Задайте также себе вопрос, какой отклик может вызвать ваш ответ у собеседника(ков)?
Учитывайте, что они, скорее всего, медитировать над ним не будут.
Во что вы вообще вкладываетесь сейчас – в урегулирование конфликта или в его разжигание? В диалог, или в утверждение своей правоты?
2.4. Если вы по-прежнему хотите ответить, то подумайте, каким образом вы можете сформулировать фразу, чтобы быть дружественным (насколько это возможно), чтобы принести как можно меньше страдания другим людям и себе самому, ибо гнев, который вы можете испытывать будет ранить вас в той же степени, что и других.
И в заключение, в который раз повторю: идеальным быть не получится, милым и приятным для всех быть не получится, совершенно никого не задеть и не поранить не получится, потому что, если кто-то очень хочет быть обиженным, он всегда найдёт причину обидеться и продемонстрировать свои религиозные, политические, гендерные и любые другие оскорблённые чувства.
Но если вы хотите хотя бы чуть-чуть уменьшать страдания в этом мире (если такая ценность вообще присутствует в вашей картине мира), то фильтровать базар, всё же важно.
Избежать конфликтов совершенно невозможно, ибо конфликт это часть нашей жизни – важная часть, которая ведёт к изменениям. Вопрос состоит в том,
Ещё, хочу сказать, что осознанному общению, мне лично, помогают намерение и обязательства перед самим собой. В английском есть хорошее слово commitment – в нём сливается сразу несколько значений, которые по-русски обозначаются разными словами: обязательство, выбор, решение, линия, ориентация, направление.
То есть это решение, которое вы принимаете и стараетесь ему следовать как линии поведения.
Если сбиваетесь с пути, в этом нет ничего катастрофического, это не повод для взращивания в себе чувства вины – просто возвращаете себя на него, без чувства вины, без выдёргивания последних волос, без истерик.
Если вы читаете уже какое-то время мою писанину, то, наверное, заметили, что я, человек довольно ироничный, а местами даже саркастичный, но приняв такой вот commitment, что не буду уж очень язвить, теперь стараюсь придерживаться его, не потому что я такой уж хороший, а потому что хочу быть немножко получше.
Даётся мне это, скажу вам, нелегко, то и дело приходится себя за руку хватать, наступать песне на горло, и думать: “Эх, жаль, такая бы шутка хорошая вышла!”
Хорошая, но злая. ОК, выбираю не шутить в этот раз, ничего, от меня не убудет.
Конечно, во всём мера нужна, и скатиться в какие-то пресные, а то и совершенно сладенькие, увещевания о всеобщей любви и благодати я тоже не хочу – это противоречит моему вкусу и мировоззрению в целом.
Заткнуться, молчать в тряпочку, и делать вид, что ничего не происходит, пока другие превращают страну, гражданином которой я являюсь, в агрессивного, закомплексованного хулигана, я тоже не собираюсь.
Вот и пойдём посередине – будем высказываться, но, по-возможности, вежливо и конструктивно.
Кроме этой практики осознанного общения, для развития этики я рекомендую также делать регулярно
Практику благодарения:
И практику трансформации страдания:
А вот альтернативная инструкция по поведению в общественных местах от театра “Лицидеи”.
“Любите и бойтесь, отдыхайте и делайте что-нибудь!”
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!