Искусство Дзэн
Искусство Дзэн – это искусство, в котором сочетаются случайное и намеренное, обыденное и запредельное, искусственное и естественное, исчезающее и неизменное. Искусство Дзэн – это временное искусство о времени.
Кровь Иисуса еще никогда не предавала меня
Для меня, пожалуй, это лучшая рождественская музыка, ибо трогает за самое сердце, ибо рассказывает о жизни, всё что о ней нужно знать. Безвестный, бездомный старик, поющий нежным голосом где-то в переходе:
Кровь Иисуса еще никогда не предавала меня
Только это я и знаю
Потому что Он так любит меня…
Симфонический оркестр, аккомпанирующий ему, респектабельные люди в нарядных костюмах, сидящие в зале… А старик-то давно уже умер и даже не узнал, что голос его продолжает жить и трогать сердца каких-то неизвестных и далёких ему людей, наполнять их печалью и светом.
Это сочетание незаметности, простоты, мимолётности с вечной добротой, доверием и надеждой, это преодоление временных, социальных, жанровых, и ещё каких угодно границ, создаёт во мне безграничное пространство, в котором я могу разместить жизнь.
Jesus’ blood never failed me yet
Never failed me yet
Jesus’ blood never failed me yet
This one thing I know
For he loves me so
Кровь Иисуса еще никогда не предавала меня
Никогда не предавала меня
Кровь Иисуса еще никогда не предавала меня
Только это я и знаю
Потому что Он так любит меня…
Вот, что рассказал об этом произведении композитор Гэвин Брайарс:
В 1971 году я жил в Лондоне и работал со своим другом Аланом Пауэром над фильмом о бездомных людях, живущих в районе Элефант-энд-Касл и вокзала Ватерлоо. Время от времени, некоторые люди, которых мы снимали, что-нибудь пели — иногда это были пьяные куплеты, иногда отрывки из опер, иногда сентиментальные баллады.
Однажды мы записали голос старика, певшего религиозную песню Jesus’ Blood Never Failed Me Yet (Кровь Иисуса еще никогда не предавала меня). В итоге мы не использовали эту запись в фильме, но она досталась мне вместе с прочими материалами.
Когда я проигрывал запись дома, то обнаружил, что голос этого человека гармонирует со звуком моего рояля, и, импровизируя, я наиграл простенький аккомпанемент для него. Я также заметил, что первая часть песни — 13 тактов в длину — образовала петлю, которая повторялась довольно интересным образом.
Я тогда работал в Департаменте Изящных Искусств и использовал оборудование, находящееся там, чтобы закольцевать этот кусочек, а потом поставил на запись, чтобы по времени он занял бы целую магнитофонную бобину. Я подумал, что в будущем, возможно, добавлю к этому пению оркестрованный аккомпанемент. Комната звукозаписи находилась рядом с большой студией, где работало достаточно много сотрудников Департамента. Оставив магнитофон копировать запись, я отправился выпить чашку кофе, но дверь между комнатой звукозаписи и студией оставил открытой.
Вернувшись, я обнаружил, что обычно оживленная комната как-то неестественно притихла, люди двигались гораздо медленнее, чем обычно, а некоторые сидели в одиночестве и тихо плакали. Я был озадачен этим явлением — до тех пор, пока не понял, что запись-то все ещё играет и люди находятся под глубоким впечатлением от пения этого никому не известного старика.
Это, во-первых, ещё раз указало мне на эмоциональную силу музыки, а во-вторых, я утвердился в своём решении добавить к пению простое, постепенно развивающееся оркестровое сопровождение, которое могло бы отдать дань уважения благородству и простой вере этого старого бродяги. Хотя он умер прежде, чем мог бы услышать эту пьесу, тем не менее, она остается скромным, но красноречивым свидетельством глубины его духа и оптимистичного взгляда на жизнь.
Эта пьеса первоначально была записана на лейбле Obscure Records Брайана Ино в 1975 году и затем существенно переработана и расширена для Point Records в 1993 году. Версия, которую играет мой ансамбль, была специально создана в 1993 году, следуя этой последней записи.
Jesus’ Blood Never Failed Me Yet в исполнении оркестра Psappha:
Jesus’ blood never failed me yet
Never failed me yet
Jesus’ blood never failed me yet
This one thing I know
For he loves me so
Jesus’ blood never failed me yet
Never failed me yet
Jesus’ blood never failed me yet
This one thing I know
For he loves me so
Jesus’ blood never failed me yet
Never failed me yet
Jesus’ blood never failed me yet
This one thing I know
For he loves me so
Jesus’ blood never failed me yet
Never failed me yet
Jesus’ blood never failed me yet
This one thing I know
For he loves me so
Гэвин Брайарс — британский композитор. Изучал философию в Шеффилдском университете, одновременно с этим играя на контрабасе в джазовом трио. В конце 1960-х годов занимался у Джона Кейджа и Мортона Фельдмана, испытал влияние минимализма. Под их воздействием написано первое из ставших известным сочинение Брайерса — «Крушение „Титаника“» (1969).
В начале 1970-х годов создал Портсмутский симфонический оркестр, который должен был состоять только из людей, ранее не имевших никакого отношения к музыке, либо музыкантов, игравших не на тех инструментах, игре на которых они учились. Одним из его участников и солистов на кларнете был Брайан Ино.
Брайерсу принадлежат несколько опер: «Медея», поставленная в Лионской опере Робертом Уилсоном, «Эксперимент доктора Окса», балеты «Двуногое», «Письмена на воде», виолончельный концерт «Прощание с философией», скрипичный концерт, концерт для контрабаса «Прощание с Санкт-Петербургом», три элегии для девяти кларнетов, вокальный цикл «Книга песен Аднан», три струнных квартета, несколько книг мадригалов и многие другие сочинения.
-Википедия
Вебсайт: Gavin Bryars
Оркестр Psappha Основан в 1991 году художественным руководителем Тимом Уильямсом. Оркестр специализируется на исполнении произведений ныне живущих композиторов и музыки 20-го и 21-го веков.
Вебсайт: Psappha
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!