Раненным в голову бойцам невидимого фронта посвящается.
Оставалось одно: замкнуться в себе и молчать, пока других лихорадит и в них бурлят страсти. Это было нелегко. Ибо даже в эмиграции – чего я отведал предостаточно – не так тяжело жить, как одному в своей стране.
—Стефан Цвейг
Город
Я выхожу на центральную площадь имени нашего народного композитора Джузеппе Тартини и вижу белые шатры сицилийцев. Нет, это не мафия – это продавцы еды! Еды, которая может быть только в Сицилии – оливки величиной с куриное яйцо, сыры, которыми уже весь город пропах, сушёные помидоры, всякие салями-малями, песто-шместо, масло-паста – всё это вздымается горами, пробуется туристами, и выкрикивается продавцами: “Пармиджано синьёре… оливе е саламойя… гранападана… а бассо преззо…”
Туристы радостно шлёпают по лужам, море и в дождь не размокает и всё ещё пахнет морем, город даже и в погоду-сепия красив и нежен, а итальянский язык и распоследнего зануду и нытика оживит.
И вот я оживлённый и весь приподнятый возвращаюсь домой, захожу в Фейсбук, а там…
А там мои друзья сидят
99% моих друзей в Фейсбуке – это психологи и их пациенты, танцоры, йоги, духовные искатели всех сортов, в общем, люди которым не безразличен их внутренний мир и идея развития.
И вот я захожу в Фейсбук, и за чем же я застаю своих духовных друзей? Застаю я их за войной – мой друг (православный танцор), проживающий в городе Минске, бьётся насмерть с моим и своим другом (психологом-адвайта-ведантистом), проживающим в городе Москве, за окончательную и бесповоротную победу над Украиной. Бьются они аргументировано, с привлечением фактов и видеосвидетельств, время от времени переходя на мат.
Трагедия
Люди в Одессе сгорели заживо в результате столкновения, в результате войны, фактически – это ужасная трагедия. По-настоящему ужасная. Такая же ужасная как трагедия в Перми или Бразилии, когда люди сгорали в ночных клубах, такая же ужасная, когда люди сгорали на фабриках в Бангладеш, в Пакистане, в Китае… где угодно. Это всё трагедии.
Трагедии надо переживать. Надо плакать и горевать, надо пытаться пропускать их и отпускать. Для этого существуют специальные ритуалы, методы, техники… но самое главное, для этого существуют наши чувства, наши слёзы, наши слова и молчание.
Искусству горевать нужно учиться так же как и искусству радоваться, так же как и искусству думать, так же как и искусству жить.
Вопросы
Конечно, пожар на фабрике возникший по халатности хозяев и пожар в результате боевых, хулиганских или хулиганско-боевых действий – это “две большие разницы”, как говорят в Одессе.
Как ни парадоксально, с пожаром по халатности нам легче смириться, мы просто горюем, потому что, да, в жизни случаются трагедии, жизнь вообще трагична, по сути, мы просто этого стараемся не замечать. Но когда трагедия случается её приходится принимать.
Когда же трагедия случается в результате открытого вооружённого или полувооружённого конфликта, тут появляется враг, который всегда виноват, и здесь задействованы совсем другие чувства. Здесь есть мы и они, здесь мы всегда на стороне добра, они соответственно на другой стороне. Поэтому так им и надо и их не жалко, а мы герои и молодцы.
Однако тем, что вы – мои друзья из Минска, Москвы и Сыктывкара закидаете друг друга говном и ссылками из ютьюба, вы кому поможете? Себе пережить эту трагедию? Своему другу в Москве (Минске) понять, “как же там всё было на самом деле” и кто виноват? Может быть, вы поможете семьям погибших? Вы поможете милиции в поиске виновных? Вы поможете урегулированию конфликта? Примирению вы может быть поможете?
Ответы
Нет, я знаю что вы сделаете: вы докажете всему миру что ВЫ ПРАВЫ! Докажете и будете упиваться ею – своей совершенно объективной, окончательной и бесповоротной правдой, и справедливо негодовать какие же все остальные тупые идиоты, и не видят очевидного. Ведь вот же видео – вот свидетельства того что одни на стороне зла, а другие на стороне добра! И вы будете раздирать свои раны, и посыпать их солью, и стенать, и скрежетать зубами, и пересматривать, и пересматривать, и пересматривать видео.
Опять вопросы
И вот, мой друг из Самары сообщает: “Вчера всю ночь смотрел ролики и стримы – сопоставлял. Теперь у меня сложилась полная картина”.
И что ты будешь делать, друг из Самары, с этой своей такой располневшей картиной – повесишь её на стену, чтобы дырку закрывала в обоях? Или может быть она нужна тебе, чтобы закрыть дырку в душе?
И мой друг из Воронежа с гордостью сообщает: “Отфрендил всех уродов, которые против меня и моего мнении-я!”
И что дальше ты будешь делать – друг из Воронежа? Мусолить со своими вновь обретёнными братьями по оружию идею, какие же все остальные – отфренженные идиоты, и продажные твари, и выкладывать ролики в доказательство своей правоты, и пыжиться, и раздуваться от осознания своей такой незаметной, но такой важной работы – солдата невидимого фронта информационной войны?
А мой друг из Усть-Илимска нашёл-таки, кто же во всём виноват – кто ещё двадцать пять лет назад всё это запланировал, кто подстрекал, кто науськивал, кто всех проплачивал. Центр мирового заговора, в общем, наконец, нашёл мой друг из Усть-Илимска, всем нам на радость.
А мой друг из Москвы, вот уже пятнадцать лет временно проживающий в Индии, пишет из Индии: “Русь проснулась, Русь поднимается” – это он так подписывается под петицией о вводе войск в Украину.
И что же ты, мой индийский друг, в первых рядах пойдёшь, своих братьев украинских йогов-кауравов рубить и кромсать? Прямо из Индии примчишься на колеснице под водительством самого бога Кришны, как истинный Пандав? Встретишься с ними лицом к лицу на священном поле Курукшетре и всех зарежешь, всех убьешь?
Когда страшно
И я понимаю, что вам плохо, друзья мои, что вам тревожно и страшно, что вы переживаете, и не знаете, как это пережить. Я понимаю, потому что и я ведь то же самое переживаю, и я тоже ни хрена не знаю, и мне тревожно и страшно и мерзко. И я понимаю, что очень хочется закрыться, и найти правого и виноватого, и определиться с врагом, и найти центр мирового зла, и вывести свой страх в агрессию ну хоть на кого-нибудь, и потом дать всем по роже. Я понимаю, что нужна разрядка.
Но если вам крышу сносит, и вы пока ещё способны это заметить, уйдите вы от компьютера, раздирание ран и метание говна в друзей не поможет вам успокоиться, не поможет вернуть крышу на место. Поверьте, вся история человечества подтверждает, что никому ещё это и никогда не помогло, даже предкам нашим приматам, сколько бы они это говно друг в друга не метали никогда не помогало по-настоящему.
О медитации
Всё таки попробую призвать.
Вот прямо сейчас постарайтесь осознать, что то, что вы чувствуете прямо сейчас – это ВЫ чувствуете. Вот это всё: чувство несправедливости, злости, негодования, страха, неуверенности в будущем – это всё ваше и это всё прямо сейчас.
И если вы оторвётесь от монитора и заглянете внутрь – в свои мысли-чувства, то вы именно ТАМ войну найдёте, а не в мониторе компьютера. Это туда в первую очередь надо сейчас миротворцев вводить. А медитация – это лучший миротворец из известных мне – когда вы наблюдаете всю эту внутреннюю драку и не реагируете на неё, и наблюдаете… и наблюдаете… и наблюдаете, и не реагируете, и не реагируете, то потом, глядишь, и драка закончится – как-то сама собой на нет сойдёт. Да, там скорее всего останется печаль и горе и опустошённость, но и их можно переживать, наблюдать, и не реагировать, просто переживать, хотя это совсем непросто. И печаль и горе тоже ведь не вечны, и они сменяются чем-то другим.
Руанда
Ведь поддаться массовому психозу легче легкого. Как, скажите мне, в Руанде за двести дней представители одного племени могли извести три четверти представителей другого племени (это около миллиона) – не атомной бомбой, а руками, глядя в лицо, преимущественно с помощью мачете? Людей, с которыми они жили бок обок в одной деревне. Вы скажете они дикие?
Тогда скажите, каким образом “развитая” и “цивилизованная” Европа так быстро слетела с катушек в 14-м году (то о чём писал Стефан Цвейг)?
Каким образом такие рассудительные, рациональные и педантичные немцы смогли докатиться до состояния несложно устроенной мясорубки в 30-40 годы прошлого века?
Как православные русские с душой глубокой и широкой так быстро озверели и докатились до братоубийственной войны в начале того же века, как они потом докатились до ГУЛАГа?
Как смогли так жестоко передраться между собой все Югославы, что у них до сих пор половина домов с дырками от пуль и снарядов?
Вы мне скажете американцы виноваты? Да, они всегда и во всём виноваты, давайте мы это уже примем как данность, а потом спросим себя: если они такие умные, то почему все остальные-то такие дураки? Чего же это югославы так легко поддались на провокации? Или всё-таки было что-то такое в самих югославах что они сорвались и начали резать друг друга почём зря? Не американцы придумали для хорват специальный нож “серборез” в Первую Мировую войну, и не американцы заставляли сербов выжигать хорватские деревни.
Давайте уже признаем, что в каждом из нас это есть – этот зверь, борющийся за свою территорию. И если мы будем осознавать этого зверя в себе и держать его в узде, то никакие американцы, никакие жидомасоны, никакой Бильдербергский клуб не смогут заставить нас плясать под их отравленную дудку. Единственно, не знаю как быть с адронным коллайдером – этот центр мирового зла всех нас контролирует, затягивает в чёрную дыру, и кормит мёртвыми эмбрионами.
Падение
Поскользнуться и упасть ведь несложно совсем, абсолютно все падают, и очень быстро. И глазом не успеешь моргнуть, как слетишь со своего насиженного тёпленького зелёного или даже жёлтого уровня спиральной динамики, и полетишь до самых до окраин – до бежевого – до выживания любой ценой, и убийства всего что шевелится (если не знаете про спиральную динамику, почитайте вот здесь, или, здесь полезная и наглядная модель, подтверждённая многими исследованиями).
Подниматься и расти – вот что трудно и долго, приходится преодолевать сопротивление среды, своих собственных привычек, и выживательных инстинктов.
Скромная просьба
Поэтому, очень вас прошу, идите погуляйте, вот лично для меня сделайте одолжение. Особенно если вы живёте не в эпицентре боевых действий, особенно, если дуло автомата не упёрлось вам в затылок, пойдите, сходите в парк.
Ведь не только я тут как сыр в итальянцах катаюсь, но и у вас есть какая-то жизнь вокруг, есть природа, есть культура, есть друзья, дети, может быть есть, животные, мужья-жёны. Не треплите нервы себе и другим, не нагнетайте и так уже нагнетённое.
Ведь люди в Славянске, в Одессе они хоть делом занимаются – рвут друг друга на части, бьются за страну, или за свободу, или за идею, или ещё за что-то пусть и сконструированное людьми, но бьются они, тем не менее, своими телами, бьются по-настоящему и умирают по-настоящему. А вы то что? Вы-то к этому какое отношение имеете у себя в Минске, Москве, Гоа и Малибу?
А если хотите иметь отношение, то поезжайте. Поезжайте в Славянск, Краматорск, Одессу, разберитесь там со всеми, наведите порядок и воздайте всем по заслугам. А срать в комментах, пусть и выражая тем самым свой праведный гнев, простите меня, это как-то недостойно звания человека.
Ведь что интересно, ни один из моих друзей – фейсбучных активистов не живёт в горячей точке. Все рассеяны по белому свету – Минск, Гоа, Прага, Москва – вот их география. Не знаю, может им там скучно, экшена не хватает?
Несколько моих друзей одесситов, харьковчан или киевлян ни разу не написали ничего деструктивного, ни разу не призвали убивать паразитов. Почему бы это?
Bearing Witness
Дзэн, да и Буддизм в целом, по моему мнению, это о том, чтобы научиться жить в обстоятельствах, на которые ты не можешь повлиять. Очень это неприятно смотреть как такой привычный и устоявшийся мир вдруг начинает шевелиться, ворочаться и поворачиваться к тебе таким боком, которого ты ну никак не ожидал. И всё это без твоего участия, согласия и контроля.
И кажется, что если я вот сейчас скажу своё веское слово в Фейсбуке, обматерю там всех как следует, то тут же всё встанет на свои места.
Но, послушай, дорогой мой человек, я сейчас тебе жёсткую вещь скажу, ты только не обижайся. Когда твоя мать, жена, сестра, подруга, когда твой отец, муж, брат, друг умирать будут, это ведь тоже без твоего участия произойдёт. Когда ты сам(а) будешь умирать, тебя ведь тоже не спросят согласия. Так почему же ты решил(а), что своим постом в Фейсбуке ты сейчас повлияешь на исход войны? По моему мнению, ты повлияешь только на связи со своими друзьями – укрепишь их или испортишь, а также на нейронные связи в своей голове – какие-то укрепишь, а какие-то разрушишь.
Так что, лично мне практика Дзэн помогает различать где я могу что-то сделать, на что-то повлиять, а где мне остаётся только быть беспристрастным свидетелем.
У одного из моих учителей Берни Глассмана и его проекта Zen Peacemakers (Дзэн-миротворцы), о которых я уже писал вот здесь, есть прекрасный простой алгоритм отношения к жизни и любой ситуации. Он состоит из трёх пунктов:
Not knowing / Незнание – я пытаюсь отпустить свои фиксированные идеи о самом себе и Вселенной.
Bearing witness / Живое свидетельствование – я стараюсь быть открытым, беспристрастным и живым свидетелем счастья и страдания мира, а так же, себя включённого в этот мир.
Healing / Исцеление – исходя из своего присутствия и свидетельствования, я стараюсь исцелить себя и других.
Если этот алгоритм немного растолковать, то получится примерно вот что:
- Когда испытываешь страх, смятение, фрустрацию, злость, раздражение, постарайся не навешивать сразу же ярлыков, не объяснять это из уже известных тебе фиксированных позиций, убеждений и суждений о правильном и неправильном. Постарайся даже не называть это чувство каким-то известным тебе именем. Помни, что любое мнение – это всего лишь мнение – оно изменчиво и относительно.
- Постарайся развернуть свой взгляд и рассмотреть сами эти убеждения, позиции и верования. Попробуй пойти туда, где страшно, неприятно, неудобно. Внимательно и глубоко прислушивайся к своим чувствам и мыслям, но не цепляйся за них, будь Живым Свидетелем этих чувств и мыслей. Замечай, как они движутся, как они меняются. Замечай, что они не есть весь ты, что они когда-то в тебе появились под воздействием обстоятельств твоей жизни, что они контекстуальны и относительны.
- Это невозможно сделать на бегу, необходимы время и пространство. Найди их для себя, ведь это твоя жизнь. Если не знаешь, что делать, но хочешь что-то сделать – остановись, не дёргайся, будь Живым Свидетелем этого своего незнания, замешательства. Подожди, и, возможно, понимание внезапно придёт к тебе.
- Из чистого свидетельствования и присутствия часто рождаются очень творческие, неординарные решения. Под потоком мыслей и чувств часто обнаруживается глубина, не имеющая названия, но из которой всё как раз и появляется.
- Очень часто из этой глубины присутствия рождается то, что может исцелить тебя или ситуацию.
С помощью своего метода Берни работает уже много лет по всему миру. Он и его последователи делают ритриты, заживляя самые болезненные раны на теле человечества: в Аушвице, в Руанде, в Израиле. Они также работают в хосписах, в тюрьмах и на улицах с бездомными. Этот метод работает, проверено временем.
И последнее
Я, конечно, не шибко надеюсь что мои эмоциональные увещевания достигнут ушей именно тех, к кому я в первую очередь обращаюсь и не останутся ещё одним содроганием интернета, потому что, уж коли процесс пошёл, то он пошёл. Мир зашевелился, заворочался, и никто, НИКТО, понятия не имеет, какой стороной он теперь повернётся, даже Мировое правительство, даже адронный коллайдер, это я вам как его тайный агент заявляю.
Вчера вот, только сказал М. о том, что смотрю на происходящее в Украине – России, на отношения этих двух стран, с ужасом и одновременно заворожено, как на огромный тонущий корабль – когда и сделать ничего не можешь, и взгляд не отвести. И всё это к тому же в контрасте с нашим городком, в котором вообще ничего не происходит. Сицилийцы приехали – целое событие… работа моя довольно рутинная… соседи – здрасьте – здрасьте, как поживаете… море, весна и дождь.
Но может быть хоть какой-то утопающий с Титаника схватится за брошенную мной верёвочку, может быть…
P.S. Урок Аушвица
Это правда очень важно, что и кому мы говорим. Наши слова намного важнее, чем мы думаем. Я понял это, поговорив с одной женщиной, которая выжила в Аушвице. Она попала в лагерь, когда ей было 15 лет. Ее брату было 8, родителей они потеряли. И она рассказала мне: “Мы ехали в поезде в Аушвиц, я посмотрела вниз и увидела, что мой брат потерял башмаки. И я сорвалась на него: “Почему ты такой болван, не можешь за своими вещами уследить!” Ну, так, как старшая сестра может выговорить младшему брату.
К несчастью, это было последнее, что она сказала ему в этой жизни. Потому что больше она никогда не видела его. Он не выжил. И когда она выбралась из лагеря, она дала клятву: “Я вышла из Аушвица живой, и я клянусь, что никогда не скажу того, что не могло бы остаться как мое последнее слово”. Сможем ли мы сделать так же? Нет! Но существует возможность двигаться в этом направлении (жить в этом направлении). Спасибо.
-Бенджамин Цандер Дирижер, музыкальный руководитель Бостонского филармонического оркестра, преподаватель Консерватории Новой Англии, музыковед, общественный деятель. Известен собственным видением произведений Густава Малера и популярными лекциями перед концертами.
Статья была написана в мае 2014 года. Вы знаете что произошло с тех пор.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!