Рубрика
Подлинный момент
По мотивам ритрита Искусство видеть искусство
На предыдущей неделе закончился облачный ритрит, называемый “Искусство видеть искусство”.
Сегодня я публикую большой творческий отклик участницы ритрита Татьяны Наумовой:
Я чувствую, присутствую, я здесь.
С опорой устремляюсь в высоту,
Вдыхаю-выдыхаю красоту.
Живу. Я – вся. Со всем. Едина.
Растворена в объятьях мира
И сопричастна.
Эти строки у меня родились по окончании одного прекрасного процесса, о котором мне не терпится вам рассказать. Он происходил со мной (или я с ним:)) в течение всего августа, но времени писать совсем не было, все, что возникало, я отпускала в практику, а сейчас хочется поделиться. Очень.
Потому что это важный для меня опыт.
Это был облачный ретрит “Искусство видеть искусство” Валерия Веряскина (Будда в городе), мне кажется, его и о нем все уже давно знают.
Я никогда не была что называется знатоком искусства, многое из того, “чего не знать нельзя”, прошло мимо меня. И честно говоря, этот неохваченный ранее объем давил на меня и пугал – это ощущалось мною как попытка объять необъятное, была растерянность от невозможности разбираться во всем обилии произведений и их искусствоведческих интерпретаций.
Но искусство меня манило, и воспринимала я его больше интуитивно, чувствами, и это позволяло прочувствовать отдельные произведения достаточно глубоко.
И вот тут – этот ретрит, просто подарок, вошла в его пространство не раздумывая. И это было прекрасно.
Каждый день в течение месяца мы знакомились с одним (несколькими) произведениями искусства – изобразительного, музыкального, танцевального, поэтического, но знакомились не в интеллектуальном разборе, а в особой практике восприятия, медитации, после чего в какой-то форме на это откликались (моим творчеством отклика делюсь ниже).
Было так удивительно замечать за собой, особенно поначалу, что, выбирая картину для практики (из немногих предложенных), часто ни одна не цепляла сразу и выбор делался, можно сказать, формально. Но потом…, в ходе практики и после было ощущение, что воспринимаешь не картину, а нечто живое, существо, переживаешь встречу с ним.
И мы как будто “предстоим” друг другу, два живых, отражаемся друг в друге и взаимодействуем в динамике подлинного контакта. И в этом контакте с искусством – более отчетливо узнаем и исследуем самое себя. Так трогательно и интенсивно, ууух! – не передать.
Было и еще много чего – и ежедневный фокус на “взгляд художника”, смотрящего вокруг и замечающего, и разговоры, о искусстве, жизни, и не только, в фирменной для Валерия манере – легко, с юмором, без пафоса и высокопарности. Это открывало мне двери.
И потом, как устойчивое послевкусие этой практики – в жизни, один пример.
И все это просто, без удивления и вах-эмоций, все, как и должно быть, как есть.
Вот – немногие из текстов, что я написала после моей практики взаимодействия с картинами. Делюсь.
О-целое, иначе ДА, блаженствует, свою противоположность выдыхая – отдельные частицы, каждая из них особый, каких нет больше, иероглиф, мне неведомый, но вместе все хотят они сложиться в букву N как будто, иначе NO.
Вот-вот в нее сольются и уравновесят собою ДА, чего оно так жаждет, и даже замедляет ход.
Но силы не равны, и путают шаги, отчаянье! И перестав бороться, безжизненно повисли в воздухе частицы.
На вдохе О-целое в себя их увлекает, и плачет.
Как призрачно вот это ваше НЕТ.
Но скоро выдох…
Все, что не в самом деле – здесь живут: сырых синюшных кур как яство подают, как ангельский нектар обычный воздух пьют и украшают стол увядшими цветами. А в лицах жизнь – сосредоточенность, забота, предвкушенье.
О, как безумен День благодаренья! За что благодарить? Но благодарны все, безумные – живи и радуйся… И для меня накрыто.
Проходит год за годом, и потерян ключ, надежд былых не выпустить теперь. Ты словно сам – в тюрьме, на каменной скамье, ждешь приговора.
Но солнца луч ласкает щеку и плечо, зовет, надежды не теряя.
Но разве ж удержать ее – черноволосую, с кудрями по ветру, такую страстную и дикую стихию – уж вырвалась она и бабочки крылом застыла, над девочкой. И дух захватывает – стать ей черной страшно.
Но контур белого крыла, второго, судьба заботливо уже прорисовала для нее.
Вдруг все-таки немного обмануть удастся жизнь? И зайцем проскочить иль – сталкером на зону. Оттуда – сразу в рай, безмерный, там остаться. И вот тогда зажить, по-настоящему, безмерно.
Безмерно, но без боли.
И вот стоишь у сына на могиле, поникши – и в горле ком, и в сердце боль, и судороги в животе, и ноги еле держат, весь раздавлен. Безмерностью, что в дверь твою стучится. Что ты так звал.
Вот такое творчество случилось у меня в августе, целый поток, здесь – лишь немногое.
Tatiana Naumova
P.S. Если вас интересует идея совмещения практики осознанности и практики эстетики, и если, к тому же, вы окажетесь в Москве в конце сентября – начале октября, то приходите на живое и полнотелое мероприятие, именуемое:
Ближайшее же моё онлайн-мероприятие начнётся 18 сентября. Это будет облачный ритрит
Буду рад встретиться со всеми старыми и молодыми друзьями – он и оф-лайн.
Подлинная Жизнь
Подлинный момент
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!