Здравствуй, день!
Кажется, ты мой новый друг.
Я хочу узнать тебя получше.
Я хочу, чтобы тебе было интересно
Со мной.
-Пиран-Пирано, Словения, 7 утра (после медитации)
Живя в своей провинции у моря, я научился вставать рано. Чайки всё равно не дадут поспать. Никогда раньше не подозревал, что эти романтические символы свободы и дальних странствий при ближайшем знакомстве могут оказаться такими склочными существами.
Но, конечно, раннее пробуждение дарит не только злость на пернатых друзей, но и свежесть утреннего сознания.
Вот только что я отсидел свою обычную утреннюю медитацию, прислушиваясь к голосу просыпающегося мира – не только к птичкам, коих тут и кроме чаек предостаточно, но и к звенящему у соседки будильнику, и к ритмичному шуршанию метлы дворника, и к громыханию мусороуборочной машины, и к шагам редких прохожих, и к звуку уходящих в море моторных лодок, и к далёкому гулу самолёта в небе – это мой новый день приходит, это его поступь слышна.
“А как я отношусь к этому дню?”
Ведь я всегда в отношениях с чем-то и эти отношения как-то окрашены. То есть у меня имеется какое-то специфическое отношение к тому, с чем я вступаю в контакт. Оно может быть принимающим, отталкивающим или безразличным, но оно есть.
Этот отрезок времени моей жизни, эта целостность, протекающая от одного сна до другого… почему бы мне не отнестись к нему, как к существу?
Ну, как к человеку, например.
К человеку, с которым мне предстоит провести время своей жизни.
Ведь матрица встречи с чем или с кем угодно одна и та же: я вхожу в первый контакт, знакомлюсь, исследую, изучаю, обнюхиваю, потом, освоившись, проживаю какую-то совместную с этим нечто (некто) историю и затем прощаюсь, расстаюсь.
Эта матрица повторяется в любой встрече: с человеком, мимо которого я прохожу на улице и случайно встречаюсь глазами, с человеком, с которым я проживаю пятьдесят лет своей жизни, с чашкой чая и с глотком чая, с вдохом и выдохом… и с одним днём.
Каждое утро я выныриваю из какого-то странного мира, функционирующего по своим волшебным законам, и попадаю в не менее таинственный мир.
Что с того, что этот второй мир кажется мне знакомым, привычным и стабильным?
Разве это тот же самый мир, что был вчера? Разве это тот же самый крик чайки? Разве это тот же самый дворник?
Что с того, что сегодняшний дворник и сегодняшняя чайка похожи на вчерашних? Я-то знаю, что они уже другие.
Это удобно, конечно, считать себя и мир цельными. Если бы мы не воспринимали себя и жизнь как непрерывную цельность, мы не смогли бы ничего создавать и строить, мы не смогли бы помнить прошлое и мечтать о будущем, не смогли бы учиться и творить. Привыкание к жизни – в целом важное качество: мы осваиваемся в том месте, куда пришли, и чувствуем себе безопаснее. Но ни одно качество не бывает односторонним. Батарейка работает, только если у неё на одном конце плюс, а на другом – минус.
И привыкание, конечно, имеет свой минус – это скука.
– Да всё туда же! Туда же, где был вчера, где был позавчера, месяц назад, год назад, двадцать, тридцать лет…
Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Всё одно и то же, даже если я переехал сто раз, даже если поменял работу – пятьдесят, женился и развёлся – двадцать, – это всё тот же старый мир, со своей гравитацией, трёхмерным пространством, временем и лицом в зеркале. Лицо хоть и меняется постепенно, но тем не менее это ведь то же самое лицо, не правда ли?
Конечно, скука!
– Перееду-ка я ещё разок, поменяю-ка работу в пятьдесят первый раз, жену – в двадцать первый.
– А лицо? Что делать с лицом?
– Лицо не трогать. Лицо пусть останется неизменным.
Да, такой вот парадокс реки, о котором Гераклит толковал. Вот ведь она – цельная, от истока до самого океана. Со всеми своими извивами и водопадами она цельная! И в то же время каждое мгновение это совершенно другая река.
А я между тем поднимаю сейчас глаза от компьютера и вижу тапочки, стоящие в отдалении. Разве это не чудо, что они там стоят? Ведь они совершенно таинственно там стоят, эти тапочки, совершенно уникально!
А сейчас я опять опустил взгляд в компьютер и вижу, как на белом фоне возникают чёрные буквы: вот буква “д”, вот “е”, вот “н”, а вот “ь”. “Ь” – это уж вообще ни в какие ворота!
И ведь их не было раньше – букв этих. А теперь есть. Скажете, не чудо?
Река меняется каждое мгновение – это чудо, а когда есть чудо, то не бывает скуки.
Просто его замечать надо, чудо это. Замечать изменения, обращать на них внимание – специально.
Это удобно – разделять непрерывно текущее время на определённые охватываемые вниманием отрезки.
День для этого идеально подходит, ибо между каждым отдельно прожитым днём в этой трёхмерной реальности лежит полоска иной реальности, живущей по своим законам.
И вот если сделать шаг чуть дальше и слегка мифологизировать реальность, ну совсем чуть-чуть, без перегибов и фанатизма, просто представить, что день – это отдельное существо, с именем, с характером, со своей историей, – то что получится?
А вот что.
Вы просыпаетесь и сразу же встречаетесь с этим существом.
Ведь так зовут вашего сегодняшнего друга. Сего-дняшнего!
И именно с этим другом вам придётся скоротать время до ночи.
А от кого зависит, как именно вы проведёте это время?
Да от обоих от вас, как и в любых отношениях.
Ваш дружок, конечно, с характером – ну а кто без? Вы, что ли?
Понятно, что вы не можете предсказать все фортеля, которые он выкинет за время вашей совместной жизни, но ответственность за своё-то отношение к нему вы же можете на себя взять.
Ответственность за то, как вы с ним встретитесь, как познакомитесь поближе, как будете углублять отношения, как отвечать на его предложения и что предложите сами… и как вы расстанетесь, с каким чувством отпустите своего друга. Отпустите навсегда.
Так что почему бы не попробовать по-дружески отнестись к всего лишь одному дню своей жизни, к Единственному Дню?
В Буддизме, практически во всех его ответвлениях, чрезвычайно важным является развитие дружественного отношения к живым существам, включая и всяких весьма неприятных мифологических – голодных духов, например. Ну а тут пусть тоже символическое, но зато такое близкое нам существо – День!
Почему бы нам не отнестись к нему дружественно?
Почему бы не практиковать дружественное отношение к дню своей жизни?
Утром поприветствовать его, познакомиться поближе, обнять своим вниманием, вечером отпустить с благодарностью за дружбу, за присутствие, а в течение всего дневного времени регулярно спрашивать: “День, ты как? Как себя чувствуешь? Чем я могу тебе помочь?”
Вы представляете?
Если хотите, вы можете вступить в Облачную Сангху, для поддержания жизни свой практики жизни, в повседневной жизни.
Расписание моих программ на 2020 год, можно посмотреть здесь:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!