Обеты Бодхисаттвы 1
На идущем сейчас облачном ритрите, посвящённом жизни в карантине, одна из участниц поделилась такими размышлениями:
“Нашла ответ, почему мне так тягостно в это время, в этот период… Потому что я не могу конкретно помочь. А я всегда была нацелена на полезность свою.
Или я слишком эгоистична сейчас, что решила отвечать только за себя и свою семью и перестать учить других взрослых людей, как им защититься. Или обесцениваю свои рассылки тем, о ком забочусь, где купить маски и санитайзеры, интересуюсь, как мои любимые проживают это время. Это – забота? Помощь конкретная? Принимаю звонки от беспокойных, и мы беспокоимся вместе – это считово?!…Чувствую себя бесполезной… Ищу или принимаю, чем конкретно бываю полезна…”
В ответ на эти слова я вспомнил сцену из сериала “Фарго”, в которой главный герой по имени Гасс ведёт диалог с соседом-раввином. И раввин рассказывает ему притчу:
Однажды богатый человек открыл газету и увидел, что мир полон страданий. Он сказал:
– У меня есть деньги. Я могу помочь!
И он отдал все свои деньги.
Но этого было мало. Люди продолжали страдать.
Как-то он увидел ещё одну статью, в которой говорилось, что люди умирают от нехватки донорских органов. Он понял, что глупо было рассчитывать на то, что достаточно просто раздать деньги. Тогда он пошёл к доктору и сказал:
– Доктор, я хочу отдать почку.
Операция прошла успешно. Человек ждал, что теперь он почувствует облегчение, но, увы, люди продолжали страдать и понимание этого факта ужасно мучило его самого. Тогда он опять пошёл к доктору и сказал:
– Доктор, на этот раз я хочу отдать всё.
– Что вы имеете в виду? Что значит отдать всё? – спросил его доктор
– Я хочу отдать печень, лёгкие, сердце, роговицу глаз… вообще всё. Всё, что у меня есть.
– Хм. Ну, знаете ли, почка – это одно дело, – ответил доктор, – но невозможно раздать всё своё тело по кусочкам, это самоубийство! Мы не можем принять от вас ничего больше, идите домой и успокойтесь. Вы сделали для других людей всё, что могли. Вы уже очень сильно помогли!
Но человек не мог жить, зная, что вокруг него страдают люди, а он при этом мог бы им помочь. И он отдал единственное, что у него осталось, – свою жизнь. Он покончил с собой, завещав всё тело на донорские органы.
– И это помогло, люди перестали страдать? – спросил Гасс раввина.
– Вы живёте в мире, – ответил раввин, – как сами-то думаете?
– Значит, он убил себя напрасно?
– Разве?
– Ну… вы хотите сказать… Что вы хотите сказать?
– Только глупец думает, что может решить мировые проблемы.
– Но пытаться-то надо, верно?
На этом сцена заканчивается. Она заканчивается вопросом: “Надо ли пытаться?”
В буддизме махаяны, и в частности в дзэн-буддизме, существует практика принятия четырёх обетов или клятв Бодхисаттвы. В различных традициях и линиях формулировки могут различаться, но смысл похожий. Вот тот вариант, который я выбрал для себя:
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их всех.
Жадность, ненависть и невежество проявляются непрестанно,
И я клянусь преодолеть их полностью.
Реальность безгранична,
И я клянусь объять её всю.
Путь пробуждения бесконечен,
И я клянусь пройти его до конца.
Лично для меня это очень точный ответ на вопрос, надо ли пытаться.
Первые строчки каждого из утверждений указывают на моё реальное положение в мире:
“Живые существа бесчисленны…
Жадность, ненависть и невежество проявляются непрестанно…
Реальность безгранична…
Путь пробуждения бесконечен…”
И если это так (а это именно так), то что мне делать с этим? Надо ли мне пытаться, если я точно знаю, что живые существа бесчисленны и все они страдают, а я – всего лишь маленький человек, также страдающий и имеющий лишь ограниченные возможности помочь не только другим, но и себе самому? Надо ли мне пытаться?
Но кто может ответить на этот вопрос, кроме меня самого?
О парадоксе жизни, который невозможно уложить в рациональную схему, о парадоксе жизни, которую невозможно ухватить логикой.
Жизнь – это великая неухватимость, однако если я располагаю себя между двумя этими строчками: “Живые существа бесчисленны, / И я клянусь освободить их”, – то именно в этом зазоре, именно в этом пустом пространстве я и обнаруживаю жизнь, о которой ничего нельзя сказать, но которую можно прожить. Прожить, следуя этому завету:
“Живые существа бесчисленны, / И я клянусь освободить их всех.
Путь пробуждения бесконечен, / И я клянусь пройти его до конца”.
Планета, на которой нам довелось коротать свои деньки, круглая, и, глядя на горизонт, я, например, могу решить дойти до него. Неважно, сколько мне понадобится лет для этого, – рано или поздно я дойду до него.
Глупая затея? Ну, может быть, и глупая, но какова альтернатива? Сидеть дома и никуда не ходить? Просто выходить на балкон и время от времени смотреть на горизонт? Или даже и на горизонт не смотреть, а смотреть лишь себе под ноги? Или лежать на диване и смотреть в потолок?
Надо ли мне пытаться дойти до горизонта? Вы живёте в мире, как сами-то думаете?
Страница в фейсбуке:
Будда в городе
Группа в фейсбуке:
Облачная Сангха
Телеграм-канал:
Будда в городе
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!