или
Первая женщина в буддийском космосе
Посвящается Международному Дню Освобождения Женщин от Всего!
Общество
Чтобы понять, какую социальную революцию совершил Гаутама Будда, нужно вспомнить, в каком обществе он проживал. Патриархальным и жёстко стратифицированным – вот каким оно было, это общество. Четыре варны (касты) и никакого движения между ними. Никаких прижизненных карьер и социальных лифтов. Уж коли родился кузнецом – куй железо, пока не помрёшь! И если хорошо ковал, глядишь, посмертный социальный лифт доставит тебя на этаж повыше – родишься, скажем, горшечником.
Ну а женщины? Женщины понятно для чего! У них одна функция – рожать стране героев, кузнецов человеческого счастья. Следовательно держать их надо было в строгости, воли не давать, и на сеновал без кузнеца не пускать, иначе, того и гляди родят не кузнеца, а кузнечика. Или ещё какую неведому зверушку.
Трансперсональная форточка
Естественно, в такой герметичной социальной атмосфере нужны были какие-то отдушины. Одна такая была – человек мог уйти от мира и стать шраманой, йогом, санньясином, и прочим садху. Необязательно в лес. Судя по всему, большинство “ушельцев”, отказавшихся от социальных ролей, продолжали проживать бок о бок со своими соплеменниками – в городах и деревнях, просто теперь они занимались не мирской суетой, а духовным поиском, и это их освобождало от многих обязательств перед обществом.
Обществу же они, по-видимому, были необходимы как форточка, в которую задувал трансперсональный ветерок свободы, вследствие чего сие общество могло дышать. За этот воздух свободы общество кормило отщепенцев и снабжало забористой травой. Но даже эти отщепенцы были исключительно мужчинами. Женщинам не позволялось ускользать в трансперсональную форточку.
Сидхартха Гаутама
Гаутама же, как известно, будучи представителем привилегированной общественной страты и мужчиной в самом расцвете сил, вследствие экзистенциального кризиса решил воспользоваться этой самой форточкой и проскользнул в нирвану. Понирванившись некоторое время в одиночестве под деревом, он заскучал и понёс “Великое Знание о Форточке” людям.
Тут-то все и принялись, один за другим, выскакивать в эту форточку, формируя тем самым первую буддийскую Сангху (общину). Люди они были из разных сословий, то-бишь, каст, и Будде приходилось держать их в строгости, придумывая разные правила, принуждая к любви и внекастовому братству. Но опять, всё это были сплошь одни мужики. Даже подозрительно как-то!
До тех пор, пока…
Тётя Праджапати
До тех пор пока мачеха, а по совместительству тётя, Гаутамы, выпестовавшая его буквально с первых дней, после смерти его матери (своей сестры), не попросила принять её в Сангху.
– Сынок, сказала она, – открой и для меня форточку!
– Что вы, мама,– виновато потупившись, ответил Гаутама,– при всём уважении, но куда вам в форточку? На меня и так брахманы косо смотрят, что я, мол, разрушаю общественные скрепы данные нам Ведами. Увожу мужиков из семей, из кузниц, из дворцов, с огородов. А если я и женщин начну соблазнять сангхой, они меня вообще со свету сживут. Вот вы, мама, пока не в курсе, а между прочим, через пятьсот лет совсем в другой стране, такого же как я, бедолагу-форточника на крест повесят, примерно за то же, что и я сейчас делаю – будет он уводить из семей рыбаков и пастухов, вот тамошние брахманы его и повесят. Так что, мама, и рад бы, однако, стеснён обстоятельствами.
(Вы же понимаете, что Будда спокойно прозревал как в прошлое, так и в будущее.)
Отказал в общем, несмотря на всё доброе отношение к этой женщине в частности, и ко всем прочим в общественности.
Пятьсот обритых баб
Но тётя Праджапати (так её звали) оказалась не робкого десятка. Обрила она буйну головушку, позвала с собой ещё пятьсот подруг, тоже весьма решительно настроенных, с головами наголо, и направились они все к Ананде – ближайшему ученику и помощнику Будды. К тому же их – Праджапати и Гаутамы, общему родственнику (Ананда с Гаутамой были двоюродными братьями).
Тут надо еще отдельно сказать про пятьсот обритых женских голов. Когда индийцы говорят пятьсот или тысяча, они имеют в виду “много”, поэтому, просто было много бритоголовых женщин, вот и всё. И не нужно придираться к числам.
Ну вот, а Ананда был слаб до бритоголовых женщин, поэтому, как услыхал он их историю, сердце его дрогнуло и пошёл он просить за них к кузену Гаутаме. Тот, конечно, опять отказал, ибо не хотел связываться не только с упёртыми в букву закона брахманами, но в особенности с брошенными мужьями, в руках которых только и остались обритые женские волосы.
Однако Ананда был не только мягкосердечным, но и хитроумным (как Одиссей). Поэтому он сделал ход конём (вы знаете каким), надавив одновременно на две Гаутамовы кнопки – на его совесть и на его логику.
– Послушайте, кузен, – обратился он к брату, – можете ли вы назвать мне хоть одну причину, по которой женщина не способна достичь пробуждения, выскочить, фигурально выражаясь, в форточку нирваны, которую вы так любезно приоткрыли для всех желающих?
– Ох, Ананда, поймал ты меня, – ответил наш мудрый и совестливый учитель, сразу же смекнув куда клонит кузен.
Нет ни одной причины, по которой женщины не могли бы достичь того же, что и мужчины в духовном отношении.
Придётся их принимать в Сангху теперь. Хотя, греха мы и не оберёмся, Анада, ибо придётся нам так же, иметь дело и с брахманами, и с мужьями, и с отцами, и с братьями, и даже с сыновьями этих женщин.
Страшное пророчество
И несмотря на все свалившиеся на него неприятности с мужским населением Индии, принял Будда в Сангху всех пятьсот лысых баб во главе с тётей Праджапати. Чтобы ещё немного поворчать, произнёс он в тот момент пророчество, что из-за этих упрямых женщин, существование его учения, сократится ровно на пятьсот лет. Должно оно, мол, тысячу лет, по идее, просуществовать, а проживёт всего пятьсот.
Ну я же говорю, с цифрами у древних индийцев было всё очень приблизительно. Они как ноль изобрели, так стали относиться к нему слишком беспечно – один ноль, два – какая разница, если ноль это пустота и трансперсональная форточка?! Вот уже две с половиной тысячи лет это учение живет, и помирать не собирается. Только, наоборот, по миру расползается, и принимает всё более причудливые формы.
Правила
Да, но Будда Гаутама, как я уже сказал, был зажат в непростой политической ситуации. С одной стороны – пятьсот решительно настроенных и абсолютно лысых женщин, а с другой – тысячи разъярённых брахманов и брошенных индийских мужей, с детьми на руках. Чувства справедливости, политкорректности и опасения за свою жизнь, буквально разрывали пробуждённый ум Гаутамы на части. Поэтому, пришлось ему пойти на компромисс между своей совестью и общественным мнением.
Встал он со своего места и прямо заявил ожидающим ответа пятистам бритым женщинам:
– Я приму вас в Сангху, о бабы! Но и вы должны принять. Вы должны принять дополнительные правила жизни в Сангхе – более суровые, чем те, которым следуют мужчины. Вот, что я выдумал для вас, о свободолюбивые бабы:
1. Бхиккуни (монахиня), даже в том случае, если живёт в Сангхе уже 100 лет, должна уважать и подчиняться бхикку (монаху), даже если он находится в Сангхе всего лишь один день.
2. Бхиккуни должна находиться на расстоянии не дальше шести часов пути от места нахождения группы бхикку – мужчин.
3. Бхиккуни регулярно должна консультироваться у бхикку по поводу практики.
4. Ежегодный ритрит сезона дождей бхиккуни должна проводить совместно с бхикку.
5. Бхиккуни должна жить свою жизнь в обеих общинах – женской и мужской.
6. Бхиккуни должна пройти двухгодичный период послушания в обеих общинах.
7. Бхиккуни не имеет права ругать бхикку.
8. Бхиккуни не имеет права давать советы бхикку.
Ну что же, как видите, часть правил вполне прагматичны и направлены на безопасность женщин, а часть откровенно сексистские. Но тут уж ничего не поделаешь, суровые времена – суровые нравы. Приходилось идти на компромисс. И так это была невероятная социальная революция для тех времён, сравнимая, может быть, с однополыми браками сейчас.
Потом, в процессе совместного проживания, бхикку придумали для женщин ещё больше правил. В классическом своде правил Виная-питака для бхикку их 250, а для бхиккуни – 348. Ну вы же понимаете, всегда важнее придумать правила для других, чем соблюдать их самим.
Вот так всё и началось.
После смерти Гаутамы, через какое-то время, консерваторы взяли верх и извели Сангхи бхиккуни в Индии. Но когда учение Будды попадало в другие страны, там всё начиналось сначала – опять борьба полов, опять упрямые, смелые женщины брили непокорные головы, опять трусливые мужчины придумывали для них дополнительные правила…
Так это и продолжается из века в век. Иногда, правда, в некоторых обществах женщины могли проявить себя смелее и не давали спуску мужикам. В Тибете одно время был расцвет сильных йогинь, в китайском и японском дзэн тоже были свои гендерные всплески. Особенный ужас на мужиков-буддистов наводили суровые пробуждённые старухи. Никому они не давали спуску. Загоняли мужиков в нирвану палками и другими подручными средствами.
Ну и правда, им, старухам-то, уже всё равно терять нечего, кроме обветшалого тела, так чего им бояться и церемониться с этими надоевшими всем скрепами, которыми так любят мериться мужики.
Пробуждение маленькой тхери
В Палийском каноне есть такая замечательная книга — “Тхеригатха”, в ней сохранились красивые и трогательные стихотворения буддийских монахинь (“тхери” или “бхиккхуни”), описывающие их духовный опыт, переживания и практику.Эти маленькие поэмы датируются 6-5 вв до н.э. До того как они были записаны, их заучивали наизусть члены монашеской общины.
Вот несколько отрывков
Cпи, маленькая тхери
Cпи, маленькая тхери, спи спокойно,
Укутавшись в ту робу, что ты сшила,
Ведь страсти твои успокоены –
Как высохла та маринованная зелень
Как только выкипел горшок.
Свободна!
Свободна!
Полностью свободна
От пестика,
Бессовестного мужа,
Шитья навесов для него,
От старого заплесневелого горшка,
Что пахнет водяной змеёй.
Злобу и страсть
Я отрубила одним взмахом.
Уйдя к подножиям деревьев,
Я медитирую, купаюсь я в блаженстве:
“Как восхитительно оно!”
Откровение пожилой монахини
Бродя туда-сюда за подаяньем –
Без сил на трость облокотившись,
Я рухнула на землю
С трясущимися ногами.
И прямо на том месте,
Узрев изъяны тела,
Мой ум освободился.
Семь дней
Четыре, нет – пять раз подряд
Будучи вне себя,
Выбегала я из дома,
Поскольку не могла
Ум успокоить свой –
Мыслеблудие его.
Так я пошла к мудрой монахине,
Что научила меня Дхамме:
Уму-и-телу, чувственным опорам, элементам.
Выслушав Дхамму,
Я поступила так, как она наставляла.
Семь дней сидела я на одном месте,
Охваченная счастьем и блаженством.
А на восьмой я распрямила ноги,
Неведения разрушив тьму.
О тренировке ума
Возвращаясь из уединенья с Вершины Грифов,
Увидела слона, что искупался и выходил на берег.
Погонщик взял свой острый прут
И приказал слону согнуть колено,
И на послушного слона взобрался он.
И я увидела, что приручение
Может с неусмирённым сделать –
Склонился он под волею хозяина.
Так я настроила внимание вовнутрь,
Ушла в лесные дебри,
И клянусь, приказывала своему уму,
Тренировала.
Откровение Анопамы
В знатной семье родившись,
С большим имуществом, богатством,
Имела я прекрасную фигуру,
И была дочерью Маджхи, казначея.
Сыны царей меня искали,
Сыны купцов меня желали,
От одного из них к отцу пришло посланье:
«Дай Анопаму.
А взамен я дам
В восемь раз больше её веса
И драгоценностей и злата»
Но Пробуждённого узрев,
Непревзойдённого и в мире высочайшего,
Я поклонилась, пала ему в ноги,
И села рядом.
И он, Готама, мне из сострадания,
Поведал Дхамму.
И сидя прямо на том месте,
Достигнут был мной третий плод
Я волосы свои обрила,
И ушла жить бездомной жизнью.
Сегодня день седьмой идёт,
Как прекратилась моя жажда.
Откровение Субхи
Была я ребёнком, в чистых одеждах,
Когда впервые услышала Дхамму,
И внутри меня, усидчивой,
Произошёл прорыв к истине.
Всё чувственное предстало передо мной
Совершенно неудовлетворительным.
Увидев опасность в самоопределении
Я возжаждала лишь отречения.
Оставив родню,
Рабов, рабочих,
Процветающие деревни и пашни,
Эти завораживающие, манящие блага,
Я ушла прочь,
Устранив пустое богатство.
Уйдя из убеждённости
В верно наученную истинную Дхамму,
Было бы неправым для меня –
Ни на что не посягающей –
Отринувшей золото и серебро,
Возвращать их обратно.
За золото и серебро не купишь Пробуждения,
Не купишь покоя.
Это неправое [в жизни] отшельника.
Неблагородное это богатство.
Это жадность, опьянённость,
Обманчивость, пыльные путы,
Подозрительность и обилие проблем.
Не найти постоянства в этом.
Именно из-за этого многие, многие люди –
Беспечные, с опороченным сердцем –
Притесняют друг друга, рождают конфликты,
Бойню, неволю,
Бедствие, потерю, горе и стенания.
Много несчастья выпадает тем,
Кто погрязает в чувственности.
Так почему же, о мои родственники, вы,
Словно враги, пытаетесь привязать меня к чувственному?
Вы знаете, что я ушла прочь,
Видя опасность в чувственном.
Золотые монеты и слитки
Не положат конца загрязнениям.
Стихи взяты с этого сайта: Тхеравада.ру
Династия Тан
В Китае, к примеру, был такой золотой период – Династия Тан, который начался в четверг, в три часа пополудни 18-го июня 618 года, и закончился, по случайному совпадению, тоже в четверг, но ровно в 17.45, 4-го июня 907 года. В этот период чань (дзэн) распустился великолепными цветами и породил множество культурных плодов, которыми мы питаемся до сих пор. Было в тот период много интересных учителей – как мужчин, так и женщин. Вот, к примеру, известный дзэн-мастер госпожа Панг однажды достойно ответила ортодоксам всех времён и народов.
Пришла она как-то в Храм Оленьих Ворот, чтобы совершить ритуальное подношение пищи (ну, есть такие дурацкие ритуалы в Буддизме, чего уж там скрывать). Ну вот, а храмовый священник её и спроси, на свою беду, о цели визита, и соответственно, цели подношения (в христианстве, знаете, тоже, ведь, свечки ставят с целью какой-то – за здравие, за упокой и пр.). Так вот, священник спросил госпожу Панг о цели подношения, чтобы ему было легче совершить перенос заслуги (Есть в традиционных видах Буддизма такая выгодная сделка с судьбой – ты подношение, а тебе за это – заслугу, и как следствие улучшение кармы, лучшее рождение в следующей жизни. Неплохое, между прочим, рождение можно таким способом прикупить – голливудской звездой родиться, или Султаном Брунея, скажем.)
Только ведь госпожа Панг была не лыком шита, хоть и мирянка, но в дзэне кой-чего соображала. Вытащила она гребень из своей дамской сумочки, да и воткнула себе в волосы.
– Перенос заслуги произведён – гордо заявила она, повернулась на каблуках и вышла из храма, посрамив тем самым священника плотно притороченного к буддийской скрепе.
Вот такая история, а была бы лысая, то и гребень некуда было бы воткнуть. Вот она в чём – прелесть Дзэн Буддизма! За что я его люблю и уважаю больше всех учений на свете.
Тем временем
В ту же эпоху цветения китайской культуры появлялось множество мужских нежных и чувственных текстов, и я хочу привести несколько красивых и мудрых цитат из текста одного довольно древнего китайца по имени Вей Юн. Конечно, это взгляд на женщину, того времени и той культуры – насквозь патриархальной и сексистской, тем не менее, мне это описание рассказывает, как утоньчая свои чувства, мы можем порождать красоту в тех обстоятельствах, в которых оказались волею судьбы.
Текст называется:
Об умении всегда жить в свое удовольствие
(перевод В.Малявина)
Вот несколько замечаний о прелестях разных возрастов женщины:
Настоящая красавица в каждом возрасте имеет свои прелести.
В юности, когда ей лет пятнадцать или шестнадцать, она подобна гибкой иве, благоухающему цветку или весеннему благодатному дождю: телом чиста и непорочна, лицом гладка и нежна.
В цветущем возрасте она подобна солнцу, сияющему в небесах, и луне, проливающей с высоты свой бледный свет, и нет в ней изъяна, как в свежем цветке персика или в пышном пионе, а потому неизменно возбуждает она сильные чувства.
Когда ее лучшие годы проходят и к ней подступает старость, любовное чувство в ней ослабевает и силы оставляют ее, тогда к ней приходят мудрость и покой души. В такие годы она подобна выдержанному вину, или мандариновому плоду, тронутому ранним инеем, или же многоопытному полководцу, постигшему все тайны военного искусства.
Она и в эту пору может наслаждаться жизнью.
Это рекомендации утончённому и мудрому мужчине как наилучшим образом обустроить встречу с красавицей:
Лучше всего встречаться с красавицей так: воскурив благовония, пить чай, неспешно беседовать и наслаждаться в сердце.
Менее изысканная встреча — гулять с красавицей вдвоем, взявшись за руки и оживленно разговаривая.
А хуже всего вместе с ней наедаться до отвала и напиваться допьяна.
Разве встреча с человеком означает лишь то, что ты сидишь с ним лицом к лицу? Водная гладь, цветы, плывущие облака или заросли бамбука — со всем этим мы тоже встречаемся, встречаясь с любимым человеком. Сидеть же рядом, касаясь друг друга полами платья — невыносимая пошлость.
А это полезные советы на каждый сезон:
С приходом весны хорошо гулять с красавицей в полях, любуясь ковром свежераспустившихся цветов.
Летом особенно приятно вместе с красавицей подставить себя дуновению прохладного ветерка и, искупавшись, подремать в зарослях бамбука.
Осенней порой хорошо взойти с красавицей на башню и оттуда любоваться вместе с ней ясной луной или же плыть вдвоем с ней в лодке по водам, срывая цветы лотоса.
Зимой же особенно приятно любоваться с красавицей заснеженным пейзажем и мечтать о весне.
Так можно прожить в радости круглый год.
И на каждое время дня:
Ранним утром хорошо, встав с постели и посмотревшись в зеркало, перебирать, посмеиваясь, цветы, поставленные с вечера.
После обеда хорошо, опустив полог, прилечь в спальне.
Вечером приятно отходить ко сну, надев спальный халат и сандалии.
А ночью хорошо нежно беседовать в постели при слабом свете ночника, а потом вместе уснуть.
Так можно прожить в радости целый день и целую ночь.
Воистину, нам пристало прожить счастливо всю свою жизнь час за часом и день за днем, не теряя для своего удовольствия ни одного мгновения. А вместо этого мы ежедневно сердимся и ссоримся, каждый год болеем и мучаемся и живем так до самой смерти. А между тем старость неотвратимо надвигается на нас, и кто в силах сберечь красоту своих юных лет? Цветок распускается лишь на короткий миг, этот миг пройдет — и цветок поблекнет. Вот почему нужно ценить каждое мгновение этой жизни.
День победы
Ещё я, хочу рассказать об одном важном проекте. Движение ONE BILLION RISING (ВСТАВАЙ МИЛЛИАРД) возникло из шокирующей статистики о том, что как минимум одна треть всех женщин мира в наше время подвергается сексуальному и бытовому насилию. И это то, что зарегистрировано, а сколько женщин молчат? Любой психолог мог бы рассказать множество женских историй, которые знают только он и его пациентка, но психолог не будет этого делать по этическим соображениям. Однако, молчать о том, что происходит тоже нельзя.
Говорить же можно очень по-разному. Движение ONE BILLION RISING выбрало основным языком для своего рассказа танец – язык, понятный любому человеку любой культуры. Главным же своим днём Движение выбрало 14 февраля, назвав его V-Day – Днём Победы – победы танца над насилием. Но, разумеется, активность не ограничивается одним днём, она продолжается непрерывно, так же, как и танец.
Если вы чувствуете резонанс с идеями Движения ONE BILLION RISING, то можете поддержать его такими способами:
- подписаться на сайте,
- помочь деньгами,
- распространить информацию,
- организовать акцию – для самых смелых,
- и ТАНЦЕВАТЬ, конечно!
А ещё, послушайте песню и посмотрите:
“Dance is dangerous, joyous, sexual, holy, disruptive, contagious, it breaks the rules. It can happen anywhere, anytime, with anyone and everyone, and it’s free Dancing insists we take up space, we go there together in community. Dance joins us and pushes us to go further and that is why it’s at the center of ONE BILLION RISING”.
-Eve Ensler
“This is my body,my body’s holy
No more excuses,no more abuses
We are mothers, we are teachers,
We are beautiful, beautiful creatures”.
-Tena Clark
В завершение приведу сюда несколько известных современных буддийских учителей-женщин, которые мне очень импонируют. С адресами и явками:
Мартин Бэчелор
Джоан Халифакс
Дайан Хамильтон
Робина Кортин
Пема Чодрон
Тара Брах
Обращение лично от меня:
Дорогие Женщины
спасибо вам за
заботу
любовь
дружбу
нежность
объятия
секс
разговоры
молчание
еду
смелость
мужество
юмор
смех
плач
и за то, что дали мне
жизнь!
Вы, может и не виноваты, что вы женщины, вы этого не выбирали, так же, как я не выбирал становиться мужчиной, но всё же… Всё же весна и нежность разлиты в воздухе. И мы можем вместе – женщины, мужчины, и все чувствующие существа, отстаивать наше равноправие и справедливость в обществе, где мы вместе проживаем, но также, одновременно с этим просто вдыхать аромат весны, праздновать жизнь, обниматься, улыбаться и смеяться при встрече! А кузнец нам не нужен, что мы лошади что ли?! Тем более, что один кузнец, даже Будду уморил, накормив его чем-то подозрительным.
И по традиции несколько праздничных видео.
Тут наши знаменитые буддийские девчонки собрались:
Здесь знаменитая буддистка поёт буддийскую песню о матери:
А здесь народный буддист Всея Руси посвящает песню трудностям духовного поиска:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте – все, женщины и мужчины!