Обеты Бодхисаттвы 2
Будды говорят:
Пустота – это свобода от мнений,
Верующие же в Пустоту неизлечимы.
– Нагарджуна
В буддизме махаяны, и в частности в дзэн-буддизме, существует практика принятия четырёх обетов или клятв Бодхисатвы. В различных традициях и линиях формулировки могут различаться, но смысл похожий. Вот тот вариант, который я выбрал для себя:
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их всех.
Жадность, ненависть и невежество проявляются непрестанно,
И я клянусь преодолеть их полностью.
Реальность безгранична,
И я клянусь объять её всю.
Путь пробуждения бесконечен,
И я клянусь пройти его до конца.
Учитель дзэн Брэд Уорнер часто цитирует одного своего собрата по Дхарме, который к первой клятве добавляет: “от меня самого”. То есть у него получается:
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их от меня самого.
Важное добавление, не правда ли? Вообще лично для меня наилучшим образом работают оба эти утверждения вместе:
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их.
И
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их от меня самого.
Я – это союз “и”; я соединяю смыслы, и я понимаю, что я могу быть разным. Могу, хочу и, в общем-то, обязан быть разным.
Одна из моих любимых дзэнских мудростей такая:
Ученик спросил наставника Юнь Мэна:
– Что такое высочайшая буддийская истина?
– Уместное выражение, – ответил Юнь Мэн.
Уместное выражение – это не только умение высказаться, но и умение промолчать. Уместное выражение – это не только действие, но и способность к бездействию. Уместное выражение – это не только движение, но и остановка.
У каждого человека есть набор любимых способов проходить сквозь кризисные ситуации: один начинает хватать окружающих за рукава, другой любит бегать кругами и истошно вопить, третий ложится на пол и готовится к смерти, четвёртый пытается объединить действия троих предыдущих в одно целое. Проблема тут в том, что кризисные ситуации у нас всегда разные, а любимые способы реагирования одни и те же. Но это же всего лишь привычки, заложенные природой, или выученные рефлексы. В том, что они у нас есть, нет нашей вины, ибо этому нас научила жизнь. Так что, зная это, можно спокойно обвинять во всём жизнь, снимая с себя всякую ответственность, и тогда это станет новой прекрасной привычкой: “В любой трудной ситуации обвиняй жизнь”.
Кстати, вот слово “ответственность” – обычно оно у нас ассоциируется с каким-то грузом. “На мне лежит ответственность”, – прямо так и говорит ответственный человек. То есть человек стоит, а ответственность на нём лежит; человек идёт, а ответственность продолжает на нём лежать; человек сидит, и ответственность всё ещё лежит на нём; и только когда человек сам слёг, вот тогда ответственность с него снимается, ибо теперь от него нет никакого проку.
Но внутри слова “ответственность” притаилось слово “ответ”, а если так, то, может быть, моя ответственность состоит не в том, чтобы непременно нести что-то на себе, снимать это с себя или взваливать на другого, а состоит она в том, чтобы отвечать? Ну, в смысле диалога – вас кто-нибудь спрашивает, а вы ему и отвечаете.
И думая о такого рода ответственности, мы можем вернуться к наставнику нашему Юнь Мэну. Он ведь именно об этом говорит – об уместном выражении как ответе. А от чего же зависит уместность выражения?
Я думаю, что, в первую очередь, от умения слушать. Слушать вопрос, чтобы отвечать именно на него, а не на привычный бубнёж в своей голове. Кто из нас не вспомнит ситуацию, когда при разговоре с собеседником исправно кивал и поддакивал, но при открытом вопросе “А что ты думаешь по этому поводу?” тут же начинал пучить глаза и надуваться всем телом, вот-вот грозя лопнуть, ибо “по этому поводу” вовсе не думал, в силу занятости думательного пространства думанием по совершенно другому поводу.
Из такого вот “думания по другому поводу” в момент контакта с живым человеком, со своим поводом, вытекают все наши неприятности в общении. Разлад в отношениях из него вытекает. Ибо кому же понравится разговаривать с самонадувающейся лягушкой, безмолвно таращащей на вас глаза?
В фейсбук заходишь, а там один хватает тебя за рукава, другой бегает кругами и истошно вопит, третий ложится на пол и готовится к смерти, четвёртый пытается объединить все эти действия в одно целое… И как же я могу найти здесь свой союз “и”, который соединил бы две мои страшные клятвы?
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их.
И
Живые существа бесчисленны,
И я клянусь освободить их от меня.
Так вот же ответ, он виден невооружённым глазом: союз “и” висит в пустоте, он располагается между двумя утверждениями. Нужно всмотреться в эту пустоту, а потом всмотреться ещё, и ещё, и ещё… Там и есть ответ, там и есть я.
Страница в фейсбуке:
Будда в городе
Группа в фейсбуке:
Облачная Сангха
Телеграм-канал:
Будда в городе
Если вы цените проект “Будда в городе”, и хотите поддержать мои работу и жизнь, то можете сделать это здесь:
Поддержать Будду в городе
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!