Я попросил его разрешения на публикацию некоторых отрывков, и вот, с благодарностью к Владимиру публикую здесь.
Подход к видению искусства.
Всегда раньше я разбирал, что и как сделано. И если на меня воздействовал спектакль или фильм , то меня интересовало как они (сотворившие это чудо) достигли этого, что в их головах. Какой секрет они вскрыли. То есть мое внимание было сосредоточено внутри объекта искусства.
Практика настроила диалог между моим переживанием и искусством. Позволила видеть детали внутри искусства и оттенки внутри меня . Иногда это переживание было сногсшибательным. А уж то, что я могу это выразить зарифмовав слова и без мучительного напряжения(за редким исключением) и вовсе поразило.
В целом много открытий.
Как это было (приведу ключевые для меня).
1. Диего Ривера
Автопортрет
Смотрение началось слегка мучительно и отчасти скептически, несмотря на волевой настрой.
Втягивание в процесс началось с деталей, нюансов и вдруг, в какой-то момент я очутился внутри этой картины. В трактире. С запахами, звуками, и перед этим человеком, которого я испугался. Я почувствовал , что он ищет повод дать мне в репу.
И я испугался.
Осознавая, что я медитирую и сижу на полу, я телесно ощутил страх и тоскливое томление перед дракой(я дрался редко, но обычно был бит)…
А потом – я ощутил что вот он мой страх , я его увидел и он распался на тысячи пикселей вместе с картиной, Риверой и его агрессией в мою сторону.
Здесь слабости не жаждут
Здесь время настаёт
Взрывается однажды
Глаза здесь встречи ждут
Не дружеской, не мягкой
Такие не солгут
Упившись даром вакха
И просто невдомек
Где ярости рожденье
Где грохот сердца бьет
Где пропасть вдохновенья.
Все тает в сотнях точек враз
Виденьем остаётся мне личина
Белки безумных белых глаз.
2. Баския
Филимистяне
Эта медитация стала вообще поворотной. Я заглянул в Тени, увидел в этих трёх ребятках свой Гнев, свою Ложь или те моменты, которые я прятал, не в силах высказать никому, и способность “Косить под дурака”, делать вид, как будто все нормально.
Наделив эти изображения этими чувствами , я увидел как много в изображении, в штрихах, в предметах отражает их сущность.
Потом я включил блюз из Вашего музыкального списка, и на моих глазах Они стали такими грустными и несчастными… я сгреб их в охапку и.. это было невероятно. Кровь закипела, телесно я почувствовал, как горячо она во мне бежит, руки сами поднялись и раскрылись как Крылья . Я смеялся и кричал одновременно, беззвучно. И чувствовал Силу. Силу. Мощь. И это было светло.
Ложь, ярый гнев и дурачок
Бываю Вам нечасто рад я
Не жду, не ставлю кофеёк
Когда ты, дикий парень слева
Себя на тёрке рассаднишь
Снесешь ударом все, что видишь
Безумным вихрем прибежишь
В штрихах, в рванине чувств беснуясь
Лягаясь злобой изнутри
Сточив все зубы, тупо щурясь
Себя спалишь на раз, два, три
А справа мальчик, что заштопал
Крест-накрест рот себе иглой
Глаза горят, грехи-то лопал
Всем телом, огненной душой
Хоть горло мучимо комком
Молчать, забыть , не говорить,
Не плакать, никому не верить
И синий нимб на бОшку нацепить.
И ты, родной, красавец мой
С полубезумную улыбкой
Стоишь, как будто ты иной
Чуть вправо покачнувшись зыбко.
Увидь, что твой хребет неровный
Сплошь камни боли и обид
А ты все лыбишься узорно
Какой нелепый, жалкий вид
В глазах ведь слезы в самом деле
Сквозь самый истый, громкий смех
Тебя щас тоже перемелет
Программа смены чувств, как вех.
Скорей идите, я Вас обхвачу!
Ну, что ж так робко Вы стоите
Я честно, правда, не шучу!
Мы вместе – я не Я без Вас
Меня ваш образ пробудил
Я знаю, ВСЁ могу сейчас
И смех и крик аж рвутся из груди.
3. Эгон Шилле
Сидящая женщина с согнутым коленом
Раньше медитировать я мог только в определенных обстоятельствах. В одиночестве. Будучи в силах и настроении. По ходу этого ритрита , не желая отставать от общего процесса, я стал пробовать делать практику везде и по всякому. Пусть меня отвлекут, но во-первых я или попробую не отвлечься или попробую вернуться, и в целом ,стало понемногу получаться.
Этот стих я написал, отведя дочь на танцы, сидя на лестнице в уголке, в школе, где мимо асе время ходили люди. Конечно, я не достиг высот концентрации , но сам механизм возвращения к себе, к предмету исследования показался мне весьма полезным и приятным.
Такая истовость в глазах
Такая красота в таком наряде
Свободы дух завился в волосах
Ты не сдаёшься , не молчишь
Не примиряешься, не стонешь
Соперниц ты не победишь
Соревнованья ты не стоишь.
Ты ноги стёрла в кровь и пот
Танцуя , бешено кружась
И этот плотно сжатый рот
Закрыт страданием давясь.
Тобою управлять нельзя
Не выйдет попросту никак
С тобой простились и друзья
И это для тебя не знак.
Другие – примы , но ты нет
Ведь ты алмаз , но без огран
Ты для себя сама во вред
Сметаешь все , как ураган.
Одна в соборе ты танцуешь
И статуи , что спали столько лет
Глядят , как в танце ты ликуешь
Без солнца излучаешь свет.
4. Robert Blombäck
SAUNA
Медитировал на съёмках в перерыве.
Неожиданно получилось снова путешествие в тень. В ярую сексуальную энергию , аж перехлестывавшую через край моих эмоций. Снова жар. И жажда грубого контакта с этой далеко не гламурной красотой.
Перевод этой эмоций в слова – душевный подъем, освобождение от оков.
В потерянных твоих глазах
А чувства мне приходят гаже
Чем мог вообразить монах.
Ты будешь равнодушно отдаваться
Сегодня без любви стонать
Я буду брать, орать и убиваться
Мне на приличия теперь плевать.
И этот взрыв, танатоса программа
Меня с тобой полярно породнит
Вся наша жизнь – кардиограмма
На фоне чёрной ниточкой лежит.
Я думал чёрной мысли птица
Тебя похитила из «здесьсейчас» –
Меня ! моим чертям повеселиться
Позволила картинка здесь, при Вас.
Открыл канал и выпускаю
Всю злобу, ярость, непокой
Прости, тебе никак не помогаю,
Тебя спасать – придёт другой.
5. Пак Ки Пён
Очень сильный контакт.
При выборе картины подумал, какая мысль простая . Пустота за нашим внешним обликом. Работая, почувствовал, что все наоборот, за внешним – бесконечность. Оболочка тончайшая, пришедшая в гармонию с окружающим миром (рифмуясь по цвету с серой стеной, с таким простым , живым и бесконечно глубоким выражением лица, исследовать которое можно снова и снова. Мощнейший прилив , превратившийся в ничем рациональным необъяснимый плач, тёплый и светлый, очищающий. Легкий, непроизвольный. Свободный. Согревающий.
Я увидел и услышал гармонию этого лица с миром, с музыкой электрогитары и волны в наушниках, и ощутил, что вот это единение, гармония с окружающей действительностью, открытость ей, возможность снять все маски и все исполняемые роли… я танцевал, махал руками. Сочинял. И был счастлив.
Закат лучами согревал
Электрозвук, как звук внутри
Живые звуки дополнял
Монах лицо в песок склонил
Дыша всем видимым в себе
И в маске маску растворил
Став истиной и не в вине
Без дна став человеком, без границ
Став частью, в то же время целым
Лицом опущенным чуть ниц
Красивым, нестерпимо белым
Хочу я так же сбросить кожу
Открытостью себя согреть
Кто знает, вот тогда быть может
Я наконец смогу взлететь.
Если вы захотите присоединиться к Облачной сангхе, то милости прошу. Стучите, и я вам открою.
Ближайший облачный ритрит Искусство видеть искусство, состится с 28 июня по 26 июля 2020 года.
Искусство видеть искусство
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!