или
Пост о карме, состояниях сознания, буддийских мирах, способности различать контекст и спасении антилопы.
Закричал он: “Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!”
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
-Самуил Маршак
Три практики
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
-Самуил Маршак
Я считаю, что фейсбук – прекрасный инструмент для трёх практик: осознанности, этики и эстетики (ОЭЭ).
О.
В контексте же фейсбучной жизни практика осознанности состоит в том, чтобы замечать, в каком ты находишься состоянии сознания, когда постишь, шеришь, лайкаешь и комментируешь.
Э 1.
Как это влияние соотносится с твоими ценностями? Какой ты вообще хочешь создавать мир вокруг себя? Ведь тебе в нём жить, если этот мир вокруг тебя, правда ведь?
Э 2.
И, как вы можете увидеть, все три неразрывно связаны между собой. Ибо обычно вы делаете гадости другим, когда у вас гадостное настроение, не так ли, а плохой поступок мы между собой ещё называем некрасивым.
“Некрасиво ты поступил, братец”, – говорим мы мальчику, треснувшему девочку портфелем по голове.
“И ты некрасиво поступил, – говорим мы другому мальчику, треснувшему старушку топором по голове, – тварь ты дрожащая и никакого права не имеешь!”
Да и, действительно, какая уж тут красота, если мозги по всей комнате разбросаны.
Вот и получается, что этика и эстетика довольно плотно увязаны в наших сердцах, а зависят они, конечно, от того, в каком состоянии эти сердца (сознания) находятся.
Согласитесь, что состояния сознаний мальчиков, бьющих старушек по головам, радикально отличаются от состояний сознаний мальчиков, переводящих оных через дорогу.
Шесть миров
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
-Самуил Маршак
И тут мне как нельзя кстати вспоминается буддийская иконография.
А буддийская иконография символично, но весьма наглядно изображает различные состояния сознания, в которых мы можем пребывать.
Изображение это называется “Колесо Жизни” – но жизни не простой, а сансарической (другой-то, собственно, у нас и нет).
Колесо это делится на несколько кругов, но сейчас я хочу остановиться лишь на одном, состоящем из шести сегментов и изображающем шесть “миров”, или “сфер существования чувствующих существ”.
Вот они:
сфера асуров (титанов, по-нашему, по-гречески)
сфера голодных духов
адская сфера
сфера животных
и сфера людей
Мир № 1
У богов, естественно, всё отлично.
Ближайшее приближение к миру богов в нашей жизни – это, наверное, мир нынешних голливудских звёзд и прочих селебрити.
У них всё блестит, и только три проблемы имеются:
Во-первых, рано или поздно наступает момент, когда они “сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть”.
Во-вторых, не умея взаимодействовать с малейшим дискомфортом, они не могут выносить переживаний, которые для обитателей других, более адских миров, вообще и дискомфортом-то не являются. То есть не стойки они к трудностям жизни, не выносливы, если их чуть-чуть передвинуть из их насиженного райка в сторону жаркого адка.
В-третьих, их вечный праздник рано или поздно заканчивается – боги в этой мифологической картине мира, увы, смертны.
Хотя и долгожители, но от осознания конечности своего счастья и вообще бытия, они, естественно, страдают.
В буддийской мифологии про них сказано, что со временем они начинают неприятно пованивать, и эта метафора прекрасно отражает настоящее положение дел этих селебрити-божков.
Мир № 2
Мир асуров – это мир большой политики и большого же бизнеса.
Бесконечная борьба за власть, жестокая конкуренция, грозное сшибание туго надутых животов; состязание, чьё эго круче, часы дороже, яхта вместительнее… в общем, зависть, ревность, агрессия и жадность – вот царящие в их мире тенденции.
Мир № 3
Преты, или “голодные духи”, обычно изображаются с огромными животами и маленькими ртами – я бы ещё добавил, что у них нет дна.
То есть главная их характеристика – это жадность, ненасытность.
Мир претов мы все прекрасно знаем – это мир всепоглощающего консьюмеризма, или потреблядства, по-нашему.
Любой наркоман – от кофеинового до фейсбучного – знает, что относится к классу претов (не путать с троллями).
Мир № 4
Адский мир – это мир угнетённых чувств, вечной депрессии, безвыходности.
Посмотрите хотя бы фильм “Меланхолия” Триера, если не в курсе, что такое настоящая депрессия.
Мир № 5
В мире животных, как водится, царят инстинкты и бессознательные импульсы.
Жёсткая запрограммированность – импульс-реакция и никакой осознанности и свободы выбора.
Мир № 6
Сфера людей – это мир здравомыслящих, зрелых, ответственных и эмоционально здоровых существ.
Они не испытывают всепоглощающего страдания, как преты или обитатели ада, но и не подсаживаются на бесконечные удовольствия, как боги. Они не отделены совершенно от других, как асуры, и не являются тотальными рабами своих инстинктов, как животные.
Традиционно мир людей рассматривается как самое благоприятное измерение для продвижения по духовному пути и поиску выхода за пределы колеса сансары.
Итак, это была мифология, аллегория, метафора.
Глядя на неё, можно легко поддаться соблазну и решить, что эти “миры” описывают типы людей – кто-то подсел на удовольствия, кто-то жаден до власти, кто-то жаден вообще, кто-то живёт инстинктами…
Однако мудрые буддийские учителя не склонны к таким обобщениям.
Разумеется, в характере каждого человека имеются склонности и тенденции, в соответствии с которыми мы и проживаем свою жизнь. В соответствии с которыми она (жизнь) наполняется определёнными качествами.
И тем не менее мудрые буддийские учителя считают, что все эти шесть миров присутствуют в душе каждого человека и сменяют один другой достаточно быстро.
Как сказал учитель одного из моих учителей:
Карма
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: “Не то!”
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: “Не ваши!”
-Самуил Маршак
И вот тут мы можем вернуться к началу разговора.
Если эти состояния сознания у нас имеются (а кроме них, разумеется, имеется ещё добрая сотня других состояний), то имеет смысл на них обращать внимание, не правда ли?
В Буддизме есть такой термин: “карма”, и карму буддийскую не надо путать с кармой индуистской. Буддийская карма – это не рок, не судьба, не дамоклов меч, висящий над вами.
Кармой в Буддизме называют причинно-следственную связь. Соответственно, карму всегда (подчеркну: всегда!) можно изменить, изменив своё поведение – в этом благая весть Буддизма.
Скажем, если вы полаялись с кем-то из близких – это приводит к испорченным отношениям, и само это событие (ваш скандал), так же как мясной фарш, уже, конечно, назад не провернёшь.
Но что готовить из этого фарша – это уже ваше дело.
Вы можете продолжать злиться и дуться, исходить негодованием бурлить яростью благородной… и действовать исходя из этого бурления, и это приведёт к одним последствиям, а можете пойти на мировую, попросить прощения, простить самому (самой), отпустить и обняться, и это, конечно, выведет вас к совершенно другой дальнейшей истории.
Но от чего зависят ваши те или иные “кармические” действия?
Вы же понимаете, что состояние сознания человека лающего радикально отличается от состояния сознания человека мурлыкающего.
Состояние сознания человека, бьющего кулаком по столу, отличается от состояния сознания человека обнимающего.
Про мальчиков, их старушек, и состояния сознания, вы, конечно, помните.
И вот поэтому в качестве гигиены сознания нам необходимо обращать внимание на текущее состояние сознания. Осознавать своё сознание, так сказать.
Это как если бы вы сидели, скажем, в купе поезда и на каждой остановке спрашивали:
– Что за станция такая – Дибуны или Ямская?
Ну а вам с платформы говорят:
– Это город Ленинград.
То есть, чтобы приехать в кармически желательное место своей жизни, нам важно регулярно спрашивать себя:
Ну и делать мы это можем в любое время и в любом месте: у себя дома, в купе поезда, на улице, на работе, в супермаркете и в фейсбуке.
Осознавать своё текущее состояние сознания и только затем действовать или… действовать как-то по-другому.
Ведь каждый же знает, что порой лучше промолчать, чем что-то сказать, ибо в определённых состояниях сознания всё, что бы ни изверглось из вашего рта или вышло из-под ваших пальцев, будет приводить вас к дурным кармическим последствиям, так что потом сами же будете жалеть и сетовать, что количество друзей у вас уменьшилось, настроение ухудшилось, а под глазом возник огромный синяк.
Фейсбук
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
-Самуил Маршак
Ну и в завершении вернусь к нашей любимой мордокниге.
Мне кажется, это действительно прекрасный полигон для тренировки ОЭЭ (осознанности, этики и эстетики) – читай и замечай свои реакции, а потом замечай свои порывы что-нибудь вякнуть, крякнуть или пискнуть в ответ, что-нибудь ввернуть эдакое – очень меткое, по твоему мнению, и спрашивай себя:
Вполне прагматичный подход, по-моему.
Неожиданное спасение антилопы
“Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?”
-Самуил Маршак
А не очень давно на странице Будда в городе я опубликовал это видео (чтобы понимать дальнейшее, его нужно посмотреть):
Лично мне в нём понравилась драматургия жизни – совершенно неожиданная развязка, которая, помимо некоторой комичности, сразу же напомнила мне о каких-то моих жизненных историях и совершенно непредсказуемых обстоятельствах, в эти истории вмешавшихся.
Таков был контекст, который я имел в виду, когда запостил это видео.
Но, очевидно, это был только мой контекст, моё видение, моя история.
Пост набрал много лайков – 346, если быть точным. Ну, это и понятно – сюжет эмоционально вовлекающий, в первой части заряженный напряжением борьбы за жизнь, чему нельзя не сопереживать, если вы сами, худо-бедно, но хоть как-то живёте.
В конце же происходит полный переворот, который, как в хорошем анекдоте, способствует резкому сбросу напряжения и разрядке через смех.
И для меня этот ни к чему не обязывающий проходной пост неожиданно превратился в интересный эксперимент наблюдения за состояниями сознания людей и, конечно же, своих реакций, также исходящих из моего текущего состояния.
На этом я закончу свои пояснения и оставлю вас наедине с комментариями и вашими собственными реакциями на них.
Бывает полезно посмотреть на комментарии с точки зрения этих миров – в каком именно мире сейчас находится этот человек?
А я в каком, читая этот комментарий?
Мне хорошо в этом мире?
Не хочу ли я его поменять на другой?
Мир комментов
Dmitriy:
Ом Мани Падме Хум.
Татьяна:
Maria:
Anton:
Denis:
– моя хата с краю, ничего не знаю.
Lena:
Только бегемоты какие-то живые, остальные покорны судьбе.
Iryna:
Olga:
Maria:
Владимир:
Владимир:
Anna:
Репост от
Yana Didigova:
А что если смотреть на это кино так –
действующие лица:
- антилопа – клиент,
- крокодил – внутренний демон,
- стая антилоп – привычное окружение,
- бегемот 1 – психотерапевт,
- бегемот 2 – внутренний целитель клиента.
Крокодил затаскивает антилопу в недружественную среду, антилопа не выживет в болоте. Внутренний демон агрессивен, наносит рану антилопе, он борется за свою добычу.
Антилопа, как может, стоит, упирается. У неё есть рога, сильные копыта. Но, похоже, она ослабла и не может бороться на равных. Рана в ноге забирает последние силы.
Стая. Смотрят, не уходят – значит, сопереживают. Но не знают, как помочь. Хотя у них есть оружие и их много. Что-то их сдерживает. Их собственные страхи?
Бегемот 1. Не сражается с крокодилом, не осуждает его, не критикует действия антилопы, не указывает, что ей надо делать и куда идти. Не наезжает на стаю. Он просто рядом с антилопой.
Пришёл не один. Привёл 2-го бегемота.
Бегемот 2. Он всегда ходит в паре с бегемотом 1. Без него крокодила не одолеть.
И последнее:
Viktor:
Если вы захотите присоединиться к Облачной сангхе, то милости прошу. Стучите, и я вам открою.
Расписание моих программ на осень 2019 года, можно посмотреть здесь:
Песенка в общем-то о том же:
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!